Анализ тренда: AI коучи, или Deus Ex Machina

Спрос на AI-коучей, экономическая эффективность, общий тренд на AI, перегретость рынка

Внимание: данный текст полностью написан человеком, без использования нейросетей. Сгенерирована только эта картинка:

Анализ тренда: AI коучи, или Deus Ex Machina

Спрос

Потребность в личных тренерах (коучах) достаточно давно обнаружена во многих направлениях: психология, саморазвитие, правильное питание, отношения, карьера, финансы, управление бизнесом и т. д. Я считаю что спрос на этом рынке достаточно явно подтвержден, поэтому не буду на этом останавливаться. Обозначу только, что основой этой потребности являются естественный страх почти любого человека нести личную ответственность за самостоятельно принятые решения ("А точно ли так надо действовать?") и банальная сложность заставить себя что-то делать регулярно и систематично. В этих случаях здорово когда есть некий специалист, который выслушает твою потребность, поможет сформулировать правильные цели, обеспечит нужной теорией, составит персональный план-график и будет пинать тебя в том объеме, чтобы этот график соблюдался. Трансформация-как-услуга. Ну как-то так обычно: )

То есть, естественное желание каждого человека стать в чем-то лучше сформировало целый рынок специалистов, которые за то или иное вознаграждение готовы взять на себя роль персонального наставника и вести регулярные тренировки на заданную тему. Но это же человеческий труд, который оценивается обычно ставкой в час. И чем мощнее специалист, тем оплата выше. Слышали наверное, сколько стоит одна встреча с Тони Роббинсом? Миллион долларов! И график встреч вроде как расписан на дофига вперед.

Более простые коучи, толпящиеся у подножья этого инфо-олимпа, берут от $100 в час. Подъемно, но для большинства людей это всё еще выше порога принятия решения.

Экономическая эффективность

Попытки автоматизировать работу коучей на самом деле появились достаточно давно. Банальный пример — раньше коучи просто выпускали книги-самоучители по своей методике, а потом бабахнули (прости, Господи) онлайн-курсы. Экономический эффект был ощутим — те, кто не мог себе позволить личную консультацию, и тем более — персональную программу, стали покупать массовые продукты, частично удовлетворяя свою потребность в рамках доступного бюджета.

Но... в ущерб очень важному компоненту — персонализации советов.

Давайте взглянем правде в глаза. Если вы столкнулись с какой-то проблемой, скорее всего кто-то уже написал о решении этой проблемы книгу, сотни людей написали статьи, и тысячи — посты у себя в соцсетях. И всё это доступно бесплатно. Просто садись, гугли, изучай, применяй. Но всем же нужен Deus Ex Machina — греческий бог, который на канатах опустится на середину сцены амфитеатра и в два счета решит все проблемы главного героя. Классика. Я бы даже сказал — Античность. Поэтому разрыв между потребностью людей в личных "решалах" и их возможностью за это заплатить держится довольно давно.

Вдруг откуда ни возьмись, появился тренд AI

Даже не могу вспомнить, насколько давно обсуждается тема искусственного интеллекта в роли персонального тренера. Это же великолепно — робот-тренер не требует высоких гонораров, но обладает интеллектуальной базой, которая не снилась ни одному профессору.

Сейчас возможность сделать свой программный слой над Chat GPT породил просто гигантское количество стартапов, предлагающих AI коучей. Несколько страниц гугла на запрос «AI coach» наполнены уже вышедшими на рынок продуктами. А это ещё нужно добавить пару сотен продуктов, которые сейчас еще в разработке.

Недавно с одним моим хорошим товарищем, который уже 7 лет создает продукты на основе AI, обсуждали, было ли мне интересно частично автоматизировать свой консалтинг и акселератор, обучив на своих кейсах нейронку, и продавать к ней доступ фаундерам по подписке, чтобы они советовались с моей виртуальной копией, пока я где-нибудь чилю. Но тут я четко поймал себя на понимании, что НЕТ. Не хочу. Так же как ни один вменяемый врач не согласится отдать ни одного своего пациента на откуп нейронке, обученной даже на его личном опыте. Ответственность. Клиенты, которые обращаются к профильному специалисту, иногда в очень тяжелой ситуации, должны получить квалифицированную рекомендацию, совет, а иногда и рецепт, потому что от этого напрямую зависит их здоровье или деньги. И тот, кто этот рецепт выпишет, несет ответственность зарезультат.

А вот инфо…аферистам на это будет плевать. Большая часть курсов, которые они сейчас продают своим подписчикам, разработана не ими, а совершенно другими людьми. Видел даже разбор, что несколько «селебов» у себя на курсах читали практически один и тот же текст. Поэтому такие «профи» с легкостью пойдут на якобы «оцифровку» своего опыта, и без зазрения совести будут зарабатывать на лояльной подписоте, не парясь о качестве советов, которые те будут получать, и к чему это приведет.

Да, меня это триггерит, сорри. Тем не менее…

Рынок

Рынок однозначно уже переполнен. Вот только несколько направлений, уже занятых хорошо профинансированными AI-проектами: психология, саморазвитие, правильное питание… стоп, все эти направления уже в начале перечислил. Так вот они уже кем-то заняты :) Продукты есть, ими пользуется куча людей, и достаточно неглупые дядьки и тетьки в командах этих проектов каждый день анализируют данные пользователей и работают над тем, чтобы ценность их продуктов росла с каждым обновлением. Поздно заходить?

Не факт. Ключевая проблема пока не решена. Та же самая проблема, которая уже многие годы не дает глобально запустить автомобили с автопилотом. Ответственность. Кто несет ответственность в случае аварии? Тот, кто включил автопилот? Кодер, который писал софт? Работодатель, который его нанял? Дом, который построил Джек? :) Поэтому на самые больные вопросы AI-сервисы пока отвечают с пометкой а-ля "вся ответственность на Вас, уважаемый пользователь" или не отвечают совсем. Поэтому качество таких рекомендаций, очевидно, условное. Останется ли оно именно так навсегда, будет регулироваться законодательно или возникнет иное решение — можно только предполагать.

Одно могу сказать точно. Человек — существо супер-ленивое. Лень — двигатель прогресса. Тот, кто даст наиболее качественное и эффективное решение на потребность людей в персональном коуче/наставнике/тренере/ассистенте/менторе/ трекере/заместителе/черт-знает-кого-еще-на-кого-можно-скинуть-ответственность-за-принятие-решений, тот и монополизирует свой сегмент. А за счет собираемых данных, будет развиваться быстрее, чем ближайшие конкуренты. Богатые богатеют, так сказать. Но битва будет жесткая. Денег потратят не меньше, чем на МКС.

Так, заканчиваю лонгрид, так как обещал себе не засиживаться больше часа над текстами.

Спасибо, что дочитали! Если вам было интересно, подпишитесь на мой тг канал, узнаете много интересного про стартапы, продукты и венчур — в этом всем я работаю уже почти 12 лет.

1919
15 комментариев

Если говорить про менторов и коучей, которые втирают про успех, личностный рост и прочие прелести, то их заезженную пластинку можно заменить вообще чем угодно. Все говорят одну и ту же хрень.

Единственное, чему у них можно поучиться - это маркетингу. А людей, покупающих на последние деньги курсы по загадыванию желаний стоит пожалеть.

2
Ответить

Есть мнение, что одним лишь маркетингом плохой продукт не вытянешь.

2
Ответить

Вообще очень откликается. Я считаю что все-таки пока человеческий фактор не заменим никакими AI. Но это пока. Пока ии не может думать а лишь собирает информацию. Не может грубо говоря анализировать ответы и видеть перспективу.

2
Ответить

Так, так, интересную тему затронули, прочитав статью, сложилось впечатление, что коучи любой области несут ответственность за решения клиента, это не так. Постулат коучинга - это поддержка, создание необходимого пространства, для того что бы вернуть клиенту состояние Я- ответственность. Ни о какой роли "спасателя","решалы"речь не может идти, это не этично и не профессионально. Как раз таки в случае с ИИ, есть риск, что это будут советы, рекомендации, без этой важной составляющей.

1
Ответить

Частично с вами согласен. Но речь о том, что многие коучи позиционируют себя как спасатели, проводники в любой ситуации и давят на эмоции при продаже своей услуги.

1
Ответить

"Не умеешь ничего делать - иди учить других"

1
Ответить

Достойная фраза

1
Ответить