Период роста китайской экономики подошёл к концу

Многолетний период огромного роста китайской экономики наконец-то подошёл к концу, написал Ручир Шарма в Financial Times. Это может изменить мировой экономический порядок.

Период роста китайской экономики подошёл к концу

Сейчас на вторую по величине экономику мира приходится меньшая доля мирового ВВП.

«В историческом повороте подъем Китая как экономической сверхдержавы разворачивается вспять. Самая большая глобальная история за последние полвека может закончиться», - заявил председатель Rockefeller International.

В номинальном долларовом выражении — что, по мнению Шармы, является наиболее точным показателем относительной силы экономики — доля Китая в мировом ВВП начала снижаться в 2022 году, поскольку строгие меры по нулевому Covid оставались в силе на протяжении большей части года.

Несмотря на ожидания стремительного восстановления, в 2023 году доля Китая продолжит падать, достигнув 17%. Это ставит Китай на путь двухлетнего падения на 1,4 процентных пункта, такого снижения не наблюдалось с 1960-х и 1970-х годов, когда Мао Цзэдун руководил слабой экономикой, добавил он.

В то время катастрофический «Большой скачок» Мао всё ещё наносил ущерб экономике. Лишь в конце 1970-х годов, когда новое руководство перешло к рыночным реформам, экономика начала восстанавливаться.

В 1990 году доля Китая в мировой экономике составляла менее 2%, но к 2021 году она взлетела до 18,4%. Шарма отметил, что такого быстрого роста никогда раньше не наблюдалось.

Но при нынешнем спаде Китай не будет отвечать за рост мирового ВВП за последние два года, общий прирост которого оценивается в 113 триллионов долларов.

«Упадок Китая может изменить порядок в мире», — сказал Шарма. «С 1990-х годов доля страны в мировом ВВП росла в основном за счет Европы и Японии, доля которых оставалась более или менее стабильной в течение последних двух лет. Разрыв, оставленный Китаем, был заполнен в основном США и Японией и другими развивающимися странами».

На Индию, Индонезию, Мексику, Бразилию и Польшу будет приходиться половина роста развивающихся рынков, добавил он позже, назвав это «ярким признаком возможной смены власти в будущем».

Со своей стороны, Пекин сохранил целевой показатель годового роста на уровне 5% и рассчитывает достичь его в этом году. Прогноз поддерживает Международный валютный фонд, который прогнозирует рост экономики на 5,4% в 2023 году.

Но Шарма отвергает использование реального роста ВВП в качестве показателя, заявляя, что это оставляет китайским властям возможность корректировать цифры в соответствии со своими прогнозами и скрывать возможность спада. В номинальном долларовом выражении ВВП страны упадет в этом году впервые с 1994 года, сказал он.

Среди ключевых факторов — растущее государственное вмешательство в бизнес Китая, продолжающиеся долговые потрясения, снижение производительности, сокращение числа рабочих и потеря иностранных инвесторов.

Тем не менее, президент Китая Си Цзиньпин сохраняет оптимизм и недавно намекнул на поворот политики во время встречи с президентом США Джо Байденом.

«Но почти независимо от того, что сделает Си, доля его страны в мировой экономике, скорее всего, снизится в обозримом будущем», — заключил Шарма. «Сейчас это посткитайский мир».

Правительство стремится положить конец кризису на рынке недвижимости

Период роста китайской экономики подошёл к концу

Китайские лидеры прилагают самые решительные усилия, чтобы положить конец кризису недвижимости в стране, усиливая давление на банки, чтобы они восполнили дефицит финансирования, который оценивается в 446 миллиардов долларов, необходимого для стабилизации отрасли и сдачи миллионов недостроенных квартир.

Политики завершают составление проекта списка из 50 застройщиков, имеющих право на финансовую поддержку, в который входят Country Garden Holdings Co. и Sino-Ocean Group, что указывает на решимость Пекина помочь некоторым из наиболее пострадавших строителей. Между тем, высший законодательный орган страны заявил, что банкам следует увеличить финансирование застройщиков, чтобы снизить риск дополнительных дефолтов и обеспечить завершение жилищных проектов.

«Обеспечение завершения строительства недостроенных домов является серьезной проблемой», — сказал Лу Тин, экономист Nomura Holdings Inc. «Речь идет о доверии людей к правительству и банкам».

Поскольку президент Китая Си Цзиньпин усиливает поддержку экономики в целом, действия, предпринятые на этой неделе, указывают на растущую необходимость остановить нисходящую спираль в секторе недвижимости, чтобы она не подрывала рост экономики и не ставила под угрозу финансовую стабильность. Хотя акции и облигации застройщиков поднялись с проблемного уровня, неясно, окажется ли последних мер достаточно для восстановления доверия. Перекладывание большей части бремени на кредиторов также сопряжено с риском.

Банковская индустрия Китая с оборотом в 56 триллионов долларов уже борется с сокращением прибыли и ухудшением условий кредитования, поскольку власти постоянно усиливают давление на кредиторов, чтобы они поддержали экономику и сектор недвижимости. Чистая процентная маржа в крупных государственных банках упала до рекордных 1,74% в конце первой половины 2023 года, что ниже отраслевого порога в 1,8%, который считается необходимым для поддержания разумного уровня прибыльности.

Акции сектора снизились. Индекс Bloomberg китайских банков, котирующихся на Гонконгской фондовой бирже, в этом году упал на 18% с максимума в мае, в то время как четыре крупнейших государственных банка остаются вблизи рекордно низких оценок, составляющих около 0,4 их балансовой стоимости. И это даже после того, как регуляторы рекомендовали банкам трижды снижать ставки по депозитам за последний год, чтобы ослабить давление на маржу, и дважды сокращали резервные требования в этом году, чтобы повысить кредитные возможности.

Увеличение финансирования облегчит «панические ожидания» домохозяйств, заявили в среду члены постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, парламента, контролируемого Коммунистической партией Китая. Комментарии членов, номинально осуществляющих надзор за центральным банком, усиливают давление на НБК, заставляя его делать больше для поддержки рынка недвижимости.

«Подобно тому, как морфин уменьшает боль, но требует времени, чтобы помочь в восстановлении, эти меры необходимы для того, чтобы обеспечить реализацию незавершенных проектов и остановить ухудшение опасений по поводу экономических перспектив Китая», — сказал эксперт в Гонконге. «Важно принять это до рабочей конференции в следующем месяце».

Китайские чиновники должны провести в декабре ежегодную Центральную экономическую рабочую конференцию, чтобы конкретизировать политические цели на предстоящий год.

Задача по стабилизации сектора недвижимости остается сложной. По оценкам Nomura, общий дефицит финансирования для завершения строительства оставшихся жилых единиц составит около 3,2 триллиона юаней (446 миллиардов долларов), согласно отчету, опубликованному в этом месяце.

Для того, чтобы новейшая политика была эффективной, властям придется заставить банки подчиниться, сказал Хао Хун, главный экономист Grow Investment Group.

«Если будут только стимулы и не будет обязательных правил, все это, вероятно, будет бесполезно», — сказал Хонг. «Если вы глава банка и выдаете кредиты застройщикам, есть вероятность, что кредит окажется безнадежным, и виновные могут быть привлечены к ответственности. Нужны жесткие правила, иначе зачем главе банка идти на такой риск».

Предыдущие меры Китая по большому счету не смогли остановить спад на рынке. В число мер политики входят смягчение ипотечного кредитования для покупателей жилья, сокращение первоначальных взносов, скидки по подоходному налогу, стремление к модернизации городской инфраструктуры и доступному жилью, а также обещание специального кредита в размере 200 миллиардов юаней для обеспечения реализации проектов.

Начать дискуссию