{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

“Я полжизни — айтишник, полжизни — образованец”: интервью с основателем Клуба Менторов Дмитрием Волошиным

Сегодня наш гость — Дмитрий Волошин. Основатель клуба менторов Mentorclub. ru, сооснователь OTUS. RU, специализирующейся в области онлайн-образования, венчурный партнер FortRoss Ventures. Кандидат педагогических наук, доцент, автор монографии «Концепция непрерывного обучения», Автор книги «Образованец в большом городе».

- Дмитрий, рад тебя приветствовать в нашем подкасте! Наконец-то самый главный человек в Клубе менторов, идеолог, задумщик и новатор в плане менторинга в России.

- Мне не кажется, что эти все титулы имеют отношение к реальной жизни. За последние, фактически, 2 года удалось собрать клуб, нас 50 человек, удалось как-то формализовать и технологию менторинга, подходы к мониторингу и так далее. Т. е. запустить только эту работу. А чтобы именоваться такими красивыми словами, которые ты назвал, на мой взгляд, должны быть какие-то результаты. Все наши или большая часть участников должны отметить пару-тройку проектов. А они, эти проекты, соответственно, должны вырасти. И так далее, так далее… То есть, мы сейчас находимся в самом начале, у нас такой, я б сказал MVP.

Мы сейчас только формируем наше сообщество. До тех терминов, которые ты обозначил, я думаю, нам идти лет пять точно.

- Расскажи, кто такой Дмитрий Волошин? Кем ты сам себя считаешь?

- Я себя, наверное, считаю в большей степени предпринимателем. Предпринимателем не в смысле бизнесменом, человеком, который зарабатывает деньги.

Не думаю, что я хорошо умею зарабатывать деньги. Я их как-то умею зарабатывать.

Мне нравится новое. Мне нравится предпринимать, создавать какие-то новые сущности, которых раньше не было. И мне нравится этим сущностям приделывать ноги, потом отходить и создавать новые сущности.

Я такой человек, наверное, стартапер, у которого есть идеи в голове. Я их запускаю на морально-волевых, либо на нетворке или на своих каких-то деньгах и так далее. И потом через какое-то время они мне становятся, не то, чтобы, скучны, а уже банальны. То есть уже какая-то рутина начинается. И я занимаюсь чем-то другим.

Наверное, я такой человек.

“Как вспоминаю первые два года бизнеса, у меня это просто холодный пот по спине”

- Ты сказал, что бизнесмен — это про зарабатывание денег. А чем отличается в этом смысле его мышление, бизнесмена от предпринимателя, как думаешь?

- Мне кажется, бизнесмен — это человек который готов использовать существующие схемы, даже более склонен использовать существующие схемы. Не рисковать, не придумывать новое, а он сфокусирован на деньгах.

И в этом смысле, бизнес как нечто устойчивое, воспроизводимое, повторяемое, то, что можно подсмотреть у других, скопировать и запустить под своим брендом — это штука, конечно, гораздо менее опасная и чаще приводящая к какому-то конкретному результату нежели чем, например, инновационный стартап, где нужно что-то придумывать, душу вложить. Это не значит, что бизнесмен не вкладывает душу.

Просто когда ты делаешь что-то совсем новое, то там большая часть души, там много нужно чего вложить. Поэтому в этом отличия. В том новом, что создаётся.

- Какие ключевые этапы предпринимательства были в твоей жизни, где ты сам менялся? Ты понимаешь, что ты стал другим. Были такие?

- Да, конечно. Это же целая огромная история с предпринимательством.

Но самый первый этап заключался в осознании того, что мне это может быть по силам, в принципе, что мне это может быть интересно. То есть оно базировалось на основе представления о том, что я хочу сделать что-то «свое». То есть желание вот этого «своего» оно для меня было триггерным.

Когда ты работаешь в большой компании, тогда ты работаешь по неким правилам игры, они всегда есть. Они могут быть очень сложные, они могут быть очень жёсткими, а могут быть более какие-то либеральные и так далее. Но все равно ты играешь по чужим правилам. Все равно ты эти правила не формируешь. И я дошел до такого момента в развитии своего этого ЧСВ, что мне стало скучно и неинтересно играть по чужим правилам. Мне захотелось играть по своим.

- А по чьим правилам ты играл, если коротко? Твоя карьерная лестница без предпринимательства?

- У меня был мой прообразовательный опыт. Две ступени в жизни: полжизни — айтишник, полжизни — образованец. Поэтому у меня две составляющие.

Если говорить про образовательный опыт, то сначала я пять лет был в Mail.ru, который VK сейчас называется. Потом у меня был эпизод в Ростехе. И после Ростеха я уже решил, что хватит. Уже очень хочется попредпринимать, как говорится.

За что, конечно, Ростеху спасибо большое.

Это самое первое, самое главное.

Хочется своего, хочется со всех точек зрения: хочется свой продукт оригинальный, хочется свои процессы наладить, как это правильно.

Вот знаешь… Когда все в найме работаем, всем нам кажется, что всё через задницу: начальники — уроды, процессы — дерьмо, все как обычно. Ну, а ты попробуй сам! Как-то самому да? Удастся это сделать или не удастся?

Денег заработать хотелось. Потому что казалось, что предпринимательство — это верный путь увеличить свое благосостояние. Ну, и так далее. То есть вот эта вся мотивация собралась в клубок. Ну, и дальше был период прыганья по граблям. Откуда у меня, собственно, появилась идея с менторингом.

Как вспоминаю первые два года бизнеса, у меня это просто холодный пот по спине. Ну, это просто…

- Какие качества тебе помогли выдержать эти 2 года, не бросить и всё-таки выйти на правильный путь?

- Отсутствие альтернатив. То есть, когда ты понимаешь… Это как люди, которые начинают бизнес из корпорации, они думают «А если у меня пойдёт, то…» — все это туфта полная.

- Так не работает?

- Так это вообще не работает. Если ты не понимаешь, что для тебя это last chance, в хорошем смысле, а не в смысле, что сейчас ты помрешь…

Как это американцы называют: Skin in the game, «шкуру на кон». Если не «шкуру на кон», то это не работает.

Поэтому мне очень нравится история, которая, когда «нет, то и нет».

Опять же, ничего плохого не произойдёт, на самом деле. Потому что мы проигрываем часто. Это часть жизни. Но когда проигрывать очень не хочется, когда это в голове сидит, что альтернатива — это костюм, портфель, каждое утро на работу или ты делаешь свою игру, то тебя это драйвит.

И 2 года меня это драйвило. Драйвило настолько, что я 24/7 «хреначил». Это гипербола, конечно, но «хреначил» я много.

“Первые дни менторинга — как первый секс”

- Какой был этап после этих двух лет? И на каком этапе ты сейчас находишься как предприниматель?

- Следующий этап был, я бы назвал его, размышлений.

После того, как стало понятно, что бизнес «sustainable», он устойчивый, будет расти и всё ок. Это, в принципе, достаточно быстро становится понятно.

- Как ты сформулировал первый раз слово «менторинг»? Смотрел, как называется то, что ты делаешь? Сопровождение бизнеса, консультирование и так далее. Точка «ага» в какой момент наступила?

- Слушай, я не помню, откуда слово взялось. Я пытался понять, чем я занимаюсь.

У меня свой первый собственный бизнес, и я пытался эту деятельность разложить, технологизировать и понять, что я делаю. Потому что я делаю явно не типовые вещи.

Например, я занимался развитием команды менеджерской. Это то, что никакая помогающая профессия не делает.

Если мы говорим про консультанта какого-то, то он сделал стратегию и ушел. Есть коуч, он мозг выносит фаундеру. Трекер — он с командой делает HADI-циклы и прочие истории.

А у меня получалась совсем другая история. Я вроде и стратегию создавал, и фаундеру мозг вправлял. Не только самому себе, но и партнёру. И команду менеджерскую развивал как консультант.

То есть у меня получилось много разных активностей из разных сфер деятельности, которые не имели общего названия.

И название это должно быть какое-то не попсовое. То есть какое-то нормальное должно быть.

Все, что со словом «бизнес» мне казалось, что делать нельзя.

«Бизнес-трекер», «бизнес-консультант». Потому что это как бы заезженное, инфоцыганщина и так далее.

И потом откуда-то всплыло это слово «менторинг». Я не знаю откуда.

И собственно всё, я не закладывал. Оно совершенно само как-то случайно получилось.

- А ты помнишь первые дни менторинга? Как они получились?

- Да, конечно, конечно! Как первый секс.

- Может быть, даже лучше… я не знаю.. у всех же по-разному.

- Да, да, да. Деньги — точно лучше секса. Это правда! (смеется)

Случилось это хорошо. Но у меня как получилось… Я с этим менторингом носился где-то год. И в этот год я ещё параллельно работал в неком фэмили-офисе. В общем, в инвестиционной истории. И так получилось, что мы с партнёром разошлись по этому фэмили офису.

То есть у меня тогда был OTUS.RU, я его менторил. Была такая работа в полунайме в этом фэмили офисе. И в голове крутилась тема с менторингом.

И в какой-то момент с партнёром по фэмили-офису мы друг друга сильно не поняли.

Оказалось в какой-то момент, что у меня нет работы. Ну, то есть, первый раз в жизни работы нет. При этом много обязательств.

Я рассчитывал на этот доход от этого фэмили-офиса.

Не в смысле он меня уволил, а в смысле мы друг друга не поняли. Так бывает иногда. Вот.

И дальше у меня была развилка: то ли мне идти брать какую-то серьезную операционную роль и зарабатывать деньги и дальше понятно. Или попытаться придумать что-то новое. И вот тут оно у меня и произошло. Менторинг.

Я написал первый пост. Я ещё не очень понимал, что я буду делать. Но, когда, «задница голая», то бегаешь быстро, оказывается. Вот я быстро бегал.

Ко мне обратился мой знакомый Лёша Вагин. Это компания Эквио, это LMS- системы. Он говорит «О, прикольно! Я хотел бы воспользоваться твоими услугами.» И мы договорились. И потом мы 2 года сотрудничали. И за это я Лёше очень признателен, он замечательный человек.

- А сколько нужно времени, чтобы понять, что ментор и менти друг другу подходят? Или не подходят?

- По ощущениям, где-то неделя.

То есть у тебя первый год, когда ты проводил сессию и свою первую менторинговую работу, быстро отваливались те, с кем ты не можешь работать, или затягивался этот процесс?

Затягивалось все, потому что я ж не знал ничего, что такое хорошо, что такое плохо. А потом у меня не так много менти было, понимаешь?

Вроде ты видишь, что не складывается. А с другой стороны, а может сейчас сложится, а может так и надо.

Ты же когда первопроходец, ты не понимаешь ничего, ни причин, ни следствий. И решения твои кривые.

Во-первых, я брал всех. Во-вторых, работал со всеми.

В-третьих, я не отказывался ни от кого. Но это было как с моим бизнесом. Сразу в бой.

- А где ты учился в этот момент? Ты понимал, что тебе не хватает знаний? Даже, скорее, пока методология у тебя не была выработана, как на сегодняшний момент ты её сформулировал, систематизировал и так далее. Откуда ты брал информацию, как ты должен поступать дальше? Или это все на уровне интуиции исключительно было?

- Это было исключительно на уровне интуиции. Ничего такого.

Есть какие-то отдельные решения.

У меня сегодня было занятия в группе по технологии менторинга. Мы обсуждали так называемую продуктовую сессию. Если говорить про продуктовую сессию… У меня есть хороший знакомый Олег Замышляев, мы с ним придумали, как это делать. Какие-то вещи у меня были из корпоративного опыта, какие-то вещи на ходу создавались. Я не умею так, чтоб заранее придумать какой-то фреймворк, а потом реализовывать. Обычно я сначала делаю, потом это как-то систематизирую и так далее.

Где-то я пользовался услугами консультантов сам. То есть я кидал клич в Facebook: «Ребята, помогите мне с тем-то, тем-то!» Платил деньги, общался с каким-то человеком и он мне там что-то рассказывал.

Когда-то это была туфта, когда-то — не туфта, ну как обычно.

“Сейчас задача минимум — не потерять бизнесы, задача максимум — это сделать выручку предыдущего года”

- Что сейчас происходит в тех бизнесах, которые ты менторишь? И как повестка поменялась с твоими менти в текущей ситуации?

- Ну, все ждут кризиса, разумеется. Всем было сказано, что будет кризис. Все в это поверили и все ждут кризис.

Реально никто не ощущает. Но я же не работаю с какими-то «купи-продай»компаниями. Они, наверное, «задница». Потому что там логистические цепочки накрылись.

А что касается образовательного бизнеса, айтишного бизнеса, там пока тишь да гладь.

Есть большой эмоциональный фон. Там люди читают, что все уехали. Или считают, что доллар станет 500 руб.

Никто ж ничего не знает, потому что беспрецедентно. Все пугаются и пугают других.

В этих бизнесах все нормально. Все делают такую штуку как business continuity plan. Если наша выручка упадёт на 30% , то как мы отреагируем?

Если упадёт на 50, как мы отреагируем? Если упадёт на 80, то где мы похороним бизнес? То есть какая-то такая история.

Я всех заставляю эти планы делать. Обычно, 30% падения выручки все выдержат. Потому что все привыкли жить на свои, это уже не очень стартапные истории и тд.

50%-ная история, конечно, больновато. Сильно больновато. Но в целом, ощущение такое, что вроде не должны потерять бизнесы. Потому что «минимум задача» — не потерять бизнесы.

«Задача максимум» сейчас — это сделать выручку предыдущего года, т. е. нулевой рост.

Кто-то считает это очень амбициозным, кто-то говорит «нет, с хрена ли, а где наша прибыль?».

Короче, никто не знает, все сидят и ждут. Думаю, что до июня все будут ждать. А там как закончатся запасы, там начнётся самое приключение.

- А в этих условиях, как ты считаешь, ментор бизнесу больше нужен или сейчас не до таких взаимоотношений?

- Я думаю, что сейчас хорошая ситуация, чтобы не рыпаться. Так я скажу.

То есть сейчас, если б я был предпринимателем, то я ментора бы не искал. Честно скажу. Почему? Потому что я не понимаю, что будет, вот честно! Вот я тебе сейчас сказал про 8% падения ВВП. На самом деле, это огромная величина!

8% падения ВВП — это трэш. То есть это, прям, жуть. А ты спокойно сидишь, такой, улыбаешься. Почему?

Потому что ты понимаешь, что это — «бабка надвое сказала», «Дима надвое сказал».

Поэтому я бы пару месяцев посидел, а потом бы начал искать. Потому что, это может быть, цинично прозвучит с учётом всего происходящего, происходят вещи очевидно драматические, кризис — это ещё и возможности, что-то новое.

Все говорят, что компании уходят с российского рынка, сейчас мы захватим. Правда, я не видел, чтобы реально кто-то уходил. Может продукт какой-то и уйдёт. Может случится страшное и кто-то уйдёт. Все равно возникает что-то новое, какие-то возможности. И здесь хорошо бы реализовать эти возможности. Реализовать их быстро. А быстро — это значит вместе с тем, у кого есть такой опыт. Я думаю, что месяца через два на менторов будет, как раз, бум, когда станет ясно, как перестроилась экономика, плюс-минус. И тогда с менторством все станет получше. Собственно, тогда ещё больше будет понятно, зачем нужен менторинг.

Три главные задачи Клуба Менторов

- Расскажи про Клуб Менторов. После того, как он существует уже, как минимум, несколько месяцев, в чем его основной замысел, стратегия? Можешь рассказать, для кого этот Клуб? И кому он нужен в первую очередь?

- Ну, понятно что Клуб состоит из менторов. У Клуба есть три задачи. Первая: максимально прагматичная — формирование pipeline новых менти. У нас есть 50 человек, кто-то из них свободен и хочет заполучить в свои цепкие лапки нового менти, все понимают, что проще действовать от Клуба, чем действовать в одиночку.

То есть у нас есть сообщество, которое использует объединённые PR и маркетинговые ресурсы, чтобы привлекать новых менти. Плюс второй момент, что всё-таки, когда люди приходят: одно дело — они приходят к Диме Волошину, другое — они придут в Клуб. И все как-то подспудно понимают, что если Дима Волошин облажается в менторинге, то за ним стоит Клуб, который ему «надает люлей» за то, что он облажался. Как-то к Клубу больше доверия. И это правильно. И это хорошо, потому что мы формируем некий стандарт этой новой отрасли или новой сферы деятельности. Это первая задача — формирование pipeline.

Вторая задача: учиться. Мы, в силу того, что не имеем большей части инструментов, фреймворков, решений, мы не можем быстро научиться, кроме как учась друг у друга. Поэтому вторая задача Клуба — это сделать так, чтобы люди друг у друга учились.

Да, вот это такая важная большая история.

И третья задача, я о ней упомянул, это просветительская. Это рассказывать как можно большему количеству людей, что такое менторинг. Способствуя и привлечению новых менторов, и привлечению новых менти, и формированию некоего коммьюнити вокруг коммьюнити.

Так сейчас выглядит концепция.

- С точки зрения менти, как сейчас, выглядит поиск ментора? И каким образом формируется в голове у предпринимателя запрос на менторинг? Что он делает сейчас и как изменится его поведение, когда он узнает, что есть Клуб?

- Сейчас он, скорее всего, ищет некоего помощника, когда попадает в какую-то сложную ситуацию.

Например, когда растёт не так быстро или у него какие-то операционные проблемы. То есть он сейчас ищет помощника, отталкиваясь от проблемы. То есть, когда возникает кризис.

А если бы он знал больше про менторинг, он бы действовал абсолютно по-другому. Он бы привлекал ментора не тогда, когда наступил кризис, а до этого момента. Идеальный образ результата, что компания, как только образовалась, они сразу думают про ментора. Есть люди, какой-то человек, который позволит потратить меньше времени. Хрен с ними, с деньгами, главное — потратить меньше времени на то, чтобы развить этот бизнес. И вот это куда более существенная польза от менторинга.

- Ты как-то сказал, что пять лет отдаешь на глобальную перестройку менторинга в России с использованием Клуба и можно будет оценивать твой вклад в эту идею. Как бы ты для себя через год -два-три признал бы успешным это движение? Чем ты меришь? Количеством менти? Количеством match между менти и ментором?

- Если совсем честно, то количеством успешных выполненных проектов. Но померить это сложно. Дело не в том, что информацию собирать сложно, это не самая большая проблема. А в том чтобы понять, критерии успешности менторинга, потому что ментор участвует в проекте опосредованно через фаундера.

Ну, и в ряде случаев через менеджеров. И понять, где его вклад, а где не его вклад, хрен его знает. Это одна большая, на самом деле, проблема менторинга.

Я бы мерил количественно, в штуках. То есть это количество успешных менторов, которых удалось вовлечь, обучить, привлечь. Возможно, то количество участников Клуба. Было бы правильно так рассуждать.

И количество проектов, в целом, который ведёт Клуб. Я был бы доволен, если бы через три года количество участников Клуба составляло бы 400-500 человек, а количество проектов превышало бы 1000. Ну, в моменте, я имею в виду. Что 1000 проектов ребята ведут в моменте.

Ну, по мне это был бы хороший результат.

- У тебя сейчас есть два менти, Клуб, преподавание. Ты столько всего делаешь, интересно, как строится твой день? Ты можешь рассказать?

- Сейчас могу. У меня сейчас, на самом деле, основной приоритет — ребёнок. У меня в конце ноября родился ребёнок. Я решил для себя попробовать побыть отцом. То, чего у меня раньше не было. У меня это третий ребёнок, но до этого я так не делал.

Поэтому у меня есть сейчас основная задача — проводить много времени с ребёнком, эмоционально, прежде всего, всё это прочувствовать.

Всё остальное, честно скажу, я делаю по остаточному принципу. Поэтому, если тебе кажется, что я много делаю — это прекрасно. С моей точки зрения, я не делаю, практически, ничего.

Ну, вот на этот год я решил побыть отцом. Я до конца года буду заниматься не менторингом, даже не обучением и даже не Клубом. Хотя я этим всем, конечно, занимаюсь. В большой степени у меня сейчас фокус на это.

“Я бы посоветовал сейчас не предпринимать каких-то резких движений”

- Интересен твой опыт в плане того, что ты много пишешь в Facebook. Ты много пишешь, у тебя много откликов, ты банишь людей, ты достаточно активен во всех смыслах. Какую свою внутреннюю задачу ты этим решаешь? Помогает ли это менторингу?

- Это помогает вообще во всех сферах жизни, потому что ко мне часто приходят люди, которые говорят: «Слушай, я тебя читал, ты хорошо пишешь…» как правило. Я не помню случая, чтоб говорили: «Я тебя читал, такую фигню пишешь, хочу с тобой поговорить»

- Они давно забанены уже.)

- Да, да, они давно уже забанены.) А если говорить про то, как это стало понятно мне, то выяснилось, что это способ повышения известности в разных кругах. Фактически, со мной читатели калибруются на ценностном уровне и после этого принимают решения, общаться со мной или нет. Это полезно и хорошо. Грубо говоря, у меня есть такая табличка, где описаны мои принципы, так или иначе, иногда достаточно завуалировано, но тем не менее. И люди приходят ко мне, потому что я им интересен.

- А где ты учишься и у кого? Есть ли люди, у которых ты учишься в прямом смысле? Есть кто-то, за кем ты подсматриваешь, за их деятельностью, пытаешься анализировать? Есть какие-то другие инструменты либо курсы проходишь? Самообразование у тебя каким образом формируется?

- Я раз в год делаю список курсов, которые хотел бы посетить в течении года. Ну это, обычно, вещи, связанные с разными бизнес направлением. В этом году это маркетинговая аналитика. Ну, это совсем hard skill история.

А базово я учусь у людей, которых втягиваю в свою орбиту. Или они разрешают втянуться в орбиту, это как посмотреть.

Сейчас у меня основной источник обучения — это Клуб. 50 человек, очень крутых, очень разных, с очень разным опытом, все со своей точкой зрения, все взрослые. Это прям, это клондайк. И это кажется, лучше, чем пойти на какой-нибудь МBA. Ну, на МВА я был, за что ему спасибо.

Но вот обучение у живых людей, в ходе решения разных кейсов это, кажется, уникальная история.

- Какие книги, подкасты, каналы, в Facebook кого-то или в других соцсетях порекомендуешь? За кем-то следишь?

- Слушай, я не так много, за кем слежу. Но сейчас я начал слушать новости Артемия Лебедева. Не спрашивай, почему.

Ну, просто чувак плюс минус со мной на одной волне. Да, вот особенно сейчас, когда очень разная информация. Вот Тема мне прям сейчас как раз лёг. Я не уверен, что завтра он мне тоже будет нравится.

Что касается книг, сейчас я читаю Канемана про когнитивные искажения «Думай медленно, решай быстро». Наверное, я могу её рекомендовать. По подобного рода литературе я тоже делаю план на год.

Но сейчас в связи с событиями, которые есть, я как-то ограничил любой информационный обмен, потому что во все это вгрызаться… И сейчас же из каждого утюга, естественно… Собчак слушаешь: там такое… Потом ещё Чулпан Хаматову послушал: там вообще хотелось повеситься.

С Хакамадой сегодня с утра слушал. Ну, Хакамада — она нормальный человек, на бодрячке.

Я сейчас стараюсь, конечно, ограничивать информационные потоки, какие-то книжки.

Но у меня сейчас, на мой взгляд, самый правильный канал информации — это тот, на кого я подписан, это ребёнок.

Вот мы с ним с утра общаемся. Он вообще ничего не говорит, ему три месяца и у него все прекрасно.

Вот это, мне кажется, самый правильный учитель и книга, и курс, и кто угодно.

- Три вещи, которые бы ты порекомендовал сейчас делать и не делать предпринимателю в нынешней ситуации?

- Я бы посоветовал сейчас не предпринимать каких-то резких движений. Ни в коему случае не договариваться о каких-то новых партнёрствах и разрывать существующие партнёрства. Я бы порекомендовал не тратить деньги на счёте и стараться быть максимально быть в кэше. Я бы порекомендовал не увольнять сотрудников. То есть не паниковать, грубо говоря. Вот наверно так.

Я бы советовал максимально сейчас собрать ресурс, чтобы потом рвануть. Сейчас что-то новое будет. Не потому, что я оптимист. Потому, что так жизнь устроена. За зимой наступает весна, за весной-лето. За кризисом наступает подъем. Да, может этот подъем не произойдёт в этом году. Может быть, не наступит и в следующем. Зима будет длинной. Но он наступит. И когда он наступит, задача предпринимателя — быть к нему готовым. И в этом случае надо эту готовность собирать, аккумулировать, смотреть по сторонам, думать. Ни в коем случае не думать чужой головой. И когда это состояние своей головы появится и ты уже понимаешь, что ты уже вне информационных потоков, фэйков, вне всего вот этого и готов действовать, вот тогда ты готов к тем возможностям, которые на тебя сейчас посыпятся.

Полную версию интервью слушайте в подкасте ProMentoring

Автор и ведущий подкаста — Иван Рындин (основатель Sportsoft, ментор и трекер бизнесов), автор Телеграм-канала оцифровано

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда