Как выбрать разработчика сайта для вашей компании

Как найти квалифицированного разработчика для вашего сайта? Какие моменты надо учесть, прежде чем дойти до заключения договора, и чего не стоит делать — разбираемся с Александром Лебедевым, руководителем проектного офиса IT-компании Pitch.

Определиться с целями и задачами сайта

В первую очередь нужно решить, для чего вам нужен сайт, какую бизнес-функцию вы улучшите, запустив новую страницу или обновив текущую. Проверка бизнес-концепции, улучшение рассказа о компании и медийного охвата, оптимизация бизнес-процессов — от функции будет зависеть выбор разработчика, сроки и бюджеты. Одни компании быстро и хорошо реализуют шаблонные решения, другие работают с имиджем и наполнением проектов, третьи занимаются сложными интеграционными задачами.

Исходя из целей проекта, определите главные задачи. «Полноценный и качественный сайт» — это абстрактные категории. Им может отвечать и сайт, который стабильно работает без падений, и тот, у которого конверсия выше 5%. Определение ключевых задач позволит выяснить, что вы будете считать успехом. Например, если сайт призван вовлекать, ключевым показателем будет количество просмотренных страниц, повторных визитов или время пользователей на сайте. Для информационного сайта важно отслеживать количество страниц, дочитанных до конца, а в интернет-магазинах — соотношение просмотров товара к добавлениям в корзину.

Если вы затрудняетесь с выбором или вам непонятно, как определить цели и задачи, то сразу задайте вопрос разработчику. По ответам и встречным вопросам вы сможете судить о компетенциях компании, в которую обратились.

Определить бюджет

От этого во многом зависит конечный выбор разработчика и результат его труда. Сначала вам стоит определить, сколько денег вы готовы потратить на создание сайта. Затем — основные его характеристики, жертвовать которыми вы не станете, а также то, что можно сделать проще, дешевле или на что вовсе не стоит тратить время. Исходя из этого, вам нужно выбирать компанию, которая работает с определенными сегментами и бюджетом.

Ориентировочный бюджет лучше обозначать на первой встрече. Так вы сэкономите свое время. Не бойтесь, что вам продадут дороже то, что стоит дешевле. Например, если вы с бюджетом в 1 млн обращаетесь в студию, которая работает с проектами от 2 млн, то, скорее всего, вам сразу скажут, что посотрудничать не получится. Вместо этого вам порекомендуют проверенных партнеров. А если компания работает с проектами от 400 тыс., то, скорее всего, низкая цена — это преимущество, за которое она будет держаться и не станет называть стоимость выше.

Выделить ответственного за проект в вашей компании

Работа над сайтом — это совместная деятельность. От вашей вовлеченности будет зависеть качество результата и сроки реализации. Предоставлять материалы, давать ответы на заданные вопросы, согласовывать промежуточные результаты, участвовать в обсуждениях — все это входит в круг ваших обязанностей. Их невыполнение сильно тормозит работу. Ответы вроде «мне сейчас некогда подумать» или «вроде, и так нормально» ведут к непродуманным результатам, переработкам и усталости вовлеченных людей. Это снижает качество итогового продукта. Вам будет проще, если вы выделите из числа ваших сотрудников ответственного за проект. При этом важно снизить ему нагрузку и сделать работу над сайтом приоритетом.

Чего не нужно делать

Самостоятельно определять сроки разработки

На каждый этап работы выделено определенное время. Чем больше нарушается технология ради скорости, тем выше вероятность брака. Поэтому при знакомстве узнайте, сколько по времени занимает работа над проектами, похожими на ваш. Плюс, как мы уже сказали, на сроки проекта будет влиять, насколько своевременно и качественно вы будете выполнять свою часть работы.

К срокам нужно прибавить время, через которое разработчик сможет приступить к проекту. Будьте готовы к тому, что востребованные компании заняты, и вам придется подождать, пока под проект освободится команда. У лидеров рынка горизонт планирования производства в среднем три месяца. Если подрядчик готов стартовать завтра или сократить время на реализацию по вашему требованию, это тревожный звонок.

Составлять ТЗ

Вы должны рассказать о функциях и задачах сайта, но составлять подробную инструкцию по работе не стоит. Если разработчик запрашивает у вас ТЗ, то это показатель его некомпетентности — он не понимает, как работать и каков должен быть результат.

Здесь уместно сравнение со строительством дома. Вы рассказываете застройщику, сколько вам нужно спален, станете ли вы жить в доме зимой и когда планируете перестроить дом. Толщину стен, угол ската крыши и размещение узла отопления строители определят сами.

Определять технологию разработки

Главное на сайте то, что увидел посетитель и какое действие он совершил: оставил заявку, купил продукт, принял решение работать с вашей компанией. То, какая технология использована в разработке, ему неинтересно. Поэтому в выборе разработчика важна оценка качества его готовых проектов, а не то, использует ли он «Битрикс», WordPress или другую технологию.

Многие заказчики думают, что выбор популярной среди разработчиков технологии обезопасит их. Например, если в одной компании на «Битриксе» сайт сделан плохо, то в другой компании его исправят, не применяя другую технологию. Ведь они тоже работают на «Битриксе». Это большое заблуждение. Если сайт сделан плохо на одной платформе, то в другой компании исправлять его не будут. Скорее всего, вам предложат написать все заново. Это будет дешевле и быстрее, чем исправлять плохой продукт. Поэтому выбор популярной технологии не дает заказчику дополнительных гарантий.

Где найти разработчика

В поиске вам помогут рейтинги, рекомендации и анализ компаний, которые делали сайты по схожим задачам. После этого можете отправлять запросы и смотреть на то, какие вопросы по проекту будут задавать вам. Чем больше вопросов и уточнений, тем больше опыт у разработчика. На старте он будет уточнять детали по тем проблемам, с которыми уже столкнулся. И наоборот — чем меньше вопросов, тем меньше опыт и востребованность у этой компании.

Помните, что сайт решает задачи не только бизнеса, но и пользователя. Нужно знать, зачем посетитель пришел на сайт, что он хочет узнать, купить, какие у него сомнения. В компетентных компаниях обсуждение проекта начинают с выяснения этих деталей, а не того, какой цвет вы хотите в карточке товара, например.

В рейтингах обращайте внимание не на то, занимает ли разработчик лидирующие строчки — обычно у таких самый высокий чек. Важно, что компания вообще представлена в рейтинге, пусть даже на 50 или 120 месте. Это значит, что она действительно существует, ее компетенции подтверждены, клиенты и выполненные работы — проверены.

Задавайте вопросы разработчику. Узнайте про его опыт, достижения и текущую загрузку. Как практически в любой услуге, которая выполняется на заказ, вам важны следующие аспекты:

  • компетентность и надежность подрядчика;
  • его заинтересованность в проекте;
  • опыт подрядчика в решении подобных задач.

Получив ответы на вопросы, вы составите для себя общую картину и поймете, кто вам подходит. Например, подрядчик компетентен, но ему еще не приходилось решать задачи, которые вы даете. Или исполнитель с небольшим опытом, но заинтересован в вашем проекте. Или же перед вами очень компетентный подрядчик, но ваши задачи готов решать только по шаблону. Выбор остается за вами.

Не рассылайте ТЗ или бриф одной компании другим, стремясь сравнить, у кого дешевле. По-настоящему хорошие компании могут не ответить на такой запрос. А вы упустите возможность оценки проекта. Кроме того, если компания начала работать по ТЗ, сделанному для другой компании, то, скорее всего, качество результата будет низким.

44
Начать дискуссию