Анна Андреевна Ахматова, 1925 год / Источник фото: https://www.soyuz.ru
Как невозможно представить русскую поэзию без Анны Андреевны Ахматовой, так и нельзя вообразить ее «вселенную» без Москвы. Именно этот город стал родным для великой поэтессы, именно о нем она написала: «Жаркое сердце вселенной» и именно здесь обрела себя.
Памятник Анне Ахматовой в Москве / Фотограф: Александр Андриевич
Стихотворение «Москве», которое было написано в 1949 году, может и не является самым популярным в творчестве Ахматовой, но зато оно точно передает, что значил этот город в непростой жизни Анны Андреевны. Это было не просто место для поэтессы, а самый верный друг, с которым не хочется расставаться, а если это происходит, то ждешь новой встречи, как маленький ребенок, который ждет подарок на день рождения, и безумно радуешься, когда эта встреча все же настает:
И весеннего аэродрома
Шелестит под ногой трава.
Дома, дома — ужели дома!
Как все ново и как знакомо,
И такая в сердце истома,
Сладко кружится голова…
Это строчки из стихотворения «С самолета», которое Ахматова написала в мае 1944 года, когда возвращалась из Ленинграда в Москву. Именно здесь ее дом.
Сравнение города с другом кроется в названии – «Москве». Это как будто письмо, которое ты отправляешь близкому человеку, и в этом письме таится что-то очень важное, сокровенное, искреннее, как любовь Ахматовой к столице и ожидание встречи с ней.
По свидетельству священника о. Михаила Ардова, поэтесса величала Москву матушкой, а Троице-Сергееву Лавру называла лучшим местом на земле. Именно это высказывание дает нам понять, что Москва – это наивысшая точка любви, такая же, как и любовь к матери у ребенка. Эта любовь безвозмездна и искренна, которая никогда не может быть забыта, она в душе навсегда.
Стихотворение «Москве» начинается с эпиграфа, и им служит строчка Александра Сергеевича Пушкина из произведения «Евгений Онегин»:
Москва… как много в этом звуке…
Как для Пушкина, так и для и Ахматовой, Москва – не просто слово – это квинтэссенция событий и чувств, которые они пережили и почувствовали в этом городе. Боль утрат, огорчения, слезы, печаль, падения, радость встречи, счастье, смех, вдохновение, успех – все это имеет характерные звуки в голове каждого человека и отражается на нем, как в реке отражается солнце. Это то, чем запоминаются и то, с чем ассоциируются радостные и грустные моменты, которых в жизни этих двух гениальных поэтов было предостаточно.
Радостных моментов в жизни Анны Андреевны было немного, а бедствия шли за ней по пятам: расставание с Николаем Гумилевым, неудачные замужества с Шилейко и Пуниным, аресты сына Льва Гумилева, гонение властей, бездомность, одиночество, но она все вынесла и пришла к своему величию и признанию всего мира.
Как молодеешь ты день ото дня,
Но остаешься всегда неизменной,
Верность народу и правде храня,
Жаркое сердце вселенной!
"Ордынский концлагерь" – Москва, Большая Ордынка, 17, место, где часто останавливалась Анна Ахматова в кваритре семьи Ардовых / Фото: PastVu
Следующие строчки Ахматовой говорят нам о том, что Москва верна и неизменна, подобно той душевной верности, которую она имела к этому городу. Столица является для Анны Андреевны «жарким сердцем вселенной» и это то самое сердце, которое бьется и в ней, именно оно дает ей жизнь и без него она бы не могла существовать. Но это не только ее «сердце», это сердце всего народа, которое бьется каждую секунду в груди всех людей в стране.
Слышны в раскатах сирен трудовых
Отзвуки славы московской…
Горький здесь правде учил молодых,
Жизнь прославлял Маяковский.
Труд людей, без которых не было бы победы в двух Мировых войнах, о которых не понаслышке знала Ахматова, принесли славу Москве. Только эта слава была добыта невосполнимыми потерями, но даже их столица смогла пережить, также, как их смогли преодолеть Горький и Маяковский, которые внесли не только огромный литературный вклад, но «учили правде» и «прославляли жизнь».
Плавный твой говор, рассвет голубой,
Весен твоих наступленье!
Солнечный праздник нам — встреча с тобой.
Мыслей и чувств обновленье.
В последней строфе Анна Андреевна говорит о «плавном говоре», который характерен коренным москвичам, о наступлении весны, как о символе праздника, обновления природы и самого человека. Это именно та встреча, которую она ждала, чтобы поговорить, освободить свои мысли и привести их в порядок. Москва для Ахматовой – тот город, который очищает человека, заставляет сердце биться чаще, а ее саму делает счастливой.
Москва в сердце Ахматовой – это не просто слова, это, в первую очередь, тяжелая любовь, которую она пронесла через всю свою жизнь. Эта любовь могла быть прерывиста, непостоянна, но она всегда жила в сердце, и Москва всегда была для нее «жарким сердцем вселенной».