Как посчитать рентабельность услуг
Обратился клиент, чтобы считать рентабельность услуги — систематически.
Тут большая разница между посчитать рентабельность разово и считать ее регулярно: каждого заказа, ежемесячно, квартально и тому подобное... Первую задачу проще решить в Экселе. Вторая интереснее и с ней можно идти к автоматизаторам.
Расскажу, как мы считаем рентабельность для клиентов с помощью автоматизации.
Как известно финансистам, рентабельность это отношение затрат к стоимости. Нам понадобится учёт доходов от услуги, а ещё учет всех издержек, которые на нее понесла компания. Чаще всего издержки на услугу состоят из:- материалов- работы- расходников- и прочее (всякие административные и часть постоянных).
Работа фирмы идет валом — очередь клиентов с документами и деньгами, поступления в кассу и банк. А ещё закупки материалов оптом и исполнители трудятся по 8 часов. Во всем этом аншлаге управленцу сложно сказать: вот это я заплатил за ремонт ИванИванычу, а вот это я заплатил зарплатой за заказ Петра Петровича. А через месяц, вообще не разобраться что за что.
Сначала автоматизируем учет всех оказанных услуг и их оплат (так как оплаты бывают частями, по факту или авансом).
Первичные документы печатаем из программы, тогда, оказанные услуги автоматом отразятся в отчетах. Загружаем в базу все платежи. Привязываем автоматом платежи на услугу.
Вторым шагом автоматизируем учет затрат. Или вручную разносить затраты на каждый заказ-наряд или списывать как-то автоматом. Например, по калькуляции (в общепите), или по инвентаризации (где тыща мелких материалов), или на каждую разносим вручную (если услуги дорогие и их не 100500 в наряде)...
Вариант подбираем под бизнес-процесс заказчика. Правило — учет должен быть информативным, но не должен мешать основной работе.
Настраиваем отчеты — это искусство. Спросим менеджеров, как им упаковать: рентабельность, себестоимость, в разрезе фазы луны или по контрагенту и тому подобное.
Как видите, посчитать в Экселе и делать это регулярно автоматом совсем разные вещи. Нужно проделать много манипуляций с учётом, коллективом и менеджерами. А значит, это займет время (иногда 3 месяца, а иногда год), и потребует вложений (опять же, иногда 300 тысяч, а иногда миллион).