{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Прекрасное и ужасное NFT-искусство: как оно устроено и какие возможности открывает (часть 2)

По отчетам Art Basel в 2021 году объем торговли предметами NFT-искусства вырос почти в 100 раз с 30 млн до 2,6 млрд $, а вместе с объектами коллекционирования – до 11,1 млрд $. И это продажи только на крупнейших блокчейнах Ethereum, Flow и Ronin. Для сравнения: объем торговли традиционным искусством и предметами антиквариата: 65,1 млрд $, в том числе онлайн-продажи приходится 13,3 млрд $.

Однако NFT пришлось бы ждать своего шанса еще не один год, если бы не пандемия. Давайте проанализируем причины популярности этого феномена и посмотрим, каких успехов на нем достигла Россия.

Почему стал популярным формат NFT?

Первые эксперименты с NFT начались в 2013–2014 годах с разработки языка блокчейна Bitcoin. Однако более важным для развития NFT оказался блокчейн Ethereum, запущенный в 2015 году. Кстати, основателем проекта стал сын российских эмигрантов из Коломны – Виталий Бутерин, уехавший в Канаду в возрасте 6 лет.

Виталий Бутерин. Самый молодой криптомиллиардер и сооснователь блокчейн-проекта Ethereum - второй крупнейшей криптовалюты в мире с рыночной капитализацией в $389 млрд.

Первым в мире NFT считается работа Кевина Маккоя Quantum (2014) — психоделический переливающийся восьмиугольник. Кевин Маккой вместе с ученым-предпринимателем Энилом Дэшем также разработали один из блокчейн-инструментов, позволяющих отслеживать цифровое авторство.

Quantum (Кевин Маккой)

Однако первые несколько лет NFT-арт и торговля были узкой сферой, привлекающей отдельных энтузиастов. И возможно, осталась бы такой еще долгие годы, если бы не пандемия ковид. В условиях запрета живых мероприятий, отмены выставок и аукционов художники и культурные институты бросились на поиски новых инструментов продаж. И на сцену вышли виртуальные маркетплейсы, галереи в метавселенных, а значит и NFT-искусство, которое продается онлайн.

К этому времени созрел и новый тип коллекционера: человек, с детства привыкший к виртуальной реальности и компьютерным играм. Сейчас почти половина коллекционеров искусства в мире — миллениалы, из них 92% предпочитают покупать искусство онлайн. В то же время, в тех же США по данным Morning Consult 23% лиц в возрасте 26-35 лет уже коллекционируют NFT.

В итоге во второй год пандемии рынок взлетел. Летом 2021 года возник настоящий бум вокруг NFT: в популярной тогда социальной сети Clubhouse ежедневно разворачивались диспуты между кураторами и художниками о будущем цифрового искусства. А с августа по октябрь продажи достигали рекордных сумм.

Общая стоимость продаж NFT-токенов в сфере искусства по всему миру за предыдущие 30 дней с 15 апреля 2021 г. по 15 мая 2022 г. (в 1000 долларов США). Источник: Statista 2022.

Голубые фишки мирового NFT

Несомненно, 2021 уже останется в истории как первый год громких продаж NFT.

На Christie’s в марте 2021 криптоинвестор из Сингапура приобрел работу «Первые 5000 дней» художника Beeple за неслыханные 69,3 млн $ (художнику пришлось ждать успеха 13 лет, которые он по кусочкам создавал работу). А менее чем через год, в декабре, рекорд был побит: самой дорогой работой ныне живущих художников стала работа «Слияние» художника под ником Pak. Он продал ее через маркетплейс за $91,8 млн, разбив ее на 28 000 цифровых частей между отдельными владельцами.

Дождался своего часа и Quantum: в июне 2021 года произведение было продано на аукционе Natively Digital дома Sotheby’s за $1,47 млн.

«Слияние» (Pak)

Не обошлось и без Бэнкси: его работу «Morons» («Дебилы») также превратили в криптоарт. Блокчейн-фирма Injective Protocol выкупила ее за 95 000 $, оцифровала, а затем сожгла физическую копию, записав процесс на видео. NFT-картину 7 марта 2021 продали на Opensea за 400 тыс. долларов. Примечательно, что работа высмеивает коллекционеров, тратящих огромные деньги на предметы искусства, а надпись на ней гласит: «Не могу поверить, вы что, дебилы, взаправду купите это дерьмо».

Перформанс, на котором была уничтожена физическая работа Бэнкси «Дебилы» и презентован ее цифровой аналог.

Рекорды продаж были не только у цифровых картин, хотя бы частично напоминающих привычное искусство. В хайпе оказались гифки и предметы коллекционирования.

На маркетплейсе Foundation продано анимированное изображение пиксельного котика - «гифка» - Nyan Cat. Автор, Крис Торренс, продал её за 590 тысяч $, а с учетом роста курса эфира цена уже достигла $929,625.

Лот с гифкой «Nyan Cat» выставили на продажу по цене 3 эфира (ETH – разновидность криптовалюты). В итоге стоимость мема выросла в 100 раз. 

Классикой в коллекциях NFT стали 10 000 уникальных изображений Cryptopanks (криптопанки), реализованных через Opensea. Каждый объект представляет собой 8-битное пиксельное изображение представителей панк-культуры. Художники коллектива Larva Labs создают их с июня 2017 года. Но в течение 2021 года цена на некоторые из них превысила миллион долларов.

В марте 2022 Larva Labs продала ИС CryptoPunks и Meebits NFT компании Yuga Labs, создателям яхт-клуба Bored Ape.

Еще одна мегапопулярная коллекция изображений – портреты обезьянок из «Яхт-клуба скучающих обезьян» (Bored Ape Yacht Club), которые продавались на Opensea и аукционах Cristies’s и Sotheby’s. По данным на начало 2022 года, общий объем продаж уже превысил 1,5 млрд $.

Bored Ape Yacht Club или Яхт-клуб скучающих обезьян — одна из самых популярных NFT-коллекций в мире.

Эти токены дают владельцам доступ к своего рода элитному клубу: известные люди, спортсмены, музыканты ставят их на аватары в соцсетях. Одна из обезьян есть в коллекции Мадонны. Кстати, название проекта Bored Ape Yacht Club — отсылка к людям, которые разбогатели, «обезьянничая» (aping in). Так в сфере криптовалют называют крупные инвестиции в непонятную область.

Россия и NFT

Статистические оценки российского рынка NFT пока отсутствуют. Ясно одно: он несопоставим с западным или азиатским. К тому же, официально использование криптовалюты для покупки товаров и услуг официально пока запрещено (хотя новейшие изменения в законодательстве дают надежду на перемены). А вот если посмотреть на проекты и художников в сфере NFT-арта, здесь много инноваторов в масштабах всего мира.

Мы уже говорили, что даже блокчейн Ethereum создан Виталиком Бутериным из Коломны, который вырос и учился в Канаде, а позже переехал в Сингапур. Россияне или выходцы из России основали маркетплейс Rarible и тематические площадки, ориентированные только на искусство: Snark.Art, Malevich, The Art Exchange, 4artmarketplace и т.д.

В России почти одновременно с США прошла первая в мире ярмарка NFT: Disartive NFT ART FAIR (Нижний Новгород, июнь 2021), в партнерстве в маркетплейсом Rarible. В сентябре прошлого года была представлена новая курированная секция NFT-искусства на московской ярмарке Cosmosсow.

10-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдёт при поддержке официального партнёра Дома Ruinart, автомобильного партнёра Audi Россия в Гостином дворе с 15 по 17 сентября 2022.

Среди государственных культурных учреждений как один из мировых лидеров в деле NFT выступил Эрмитаж. В сентябре 2021 года музей продал на Binance 5 NFT-копий работ из своей коллекции. Самая дорогая − «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи − была продана более чем за 150 тысяч долларов.

NFT-копия картины «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа была продана за 150,5 тыс. долларов — в 15 раз выше стартовой цены.

А в ноябре-декабре 2021 года этот музей провел первую выставку NFT-искусства «Незримый эфир» в виртуальном здании Биржи Тома де Томона. По информации организаторов, проект стал первым шагом в создании «Небесного Эрмитажа» — нового музея в виртуальной ноосфере, в цифровой филиал музея реального.

«Незримый эфир» — первая в России виртуальная выставка NFT-искусства Эрмитажа.

Совсем недавно, 22-24 апреля, в Санкт-Петербурге прошла оффлайн-выставка и аукцион NFT-искусства "Поэзия пространства. Точка в[ы]хода», для которой даже создан собственный маркетплейс https://nft.third.place/.

А что насчет российских художников, преуспевших в NFT?

Многомиллионных продаж пока нет, но работ, оцененных в десятки тысяч $, уже немало. Интересно, что среди восходящих звезд российского NFT есть как признанные художники с академическим образованием, до этого работавшие в сфере традиционного и медиаискусства, так и люди, пришедшие из сферы дизайна и разработки видеоигр, в том числе без профильного образования.

Одним из первых на NFT-тренд среагировал художник Покрас Лампас (Арсений Пыженков). Фото проекции своей картины на Чиркейскую ГЭС в Дагестане ему удалось продать за $28 тыс. в марте 2021.

Фотография проекции работы Покраса Лампаса на Чиркейскую ГЭСФотография была продана как невзаимозаменяемый токен.

А в октябре уже за $55 тыс. анонимный покупатель приобрел эксклюзивную NFT-утку его авторства для блокчейн-игры Waves Ducks.

Изначально Покрас Лампас создал утку для блокчейн-игры Waves Ducks и продал ее почти за четыре миллиона рублей.

Никита Реплянский (R66) — 3D-художник из Москвы. Работал с брендами Adobe, Adidas, Asics, музыкальной группой Bring Me The Horizon и Третьяковской галереей. В своем творчестве Никита исследует изменения человека под воздействием технологий. Самая дорогая работа Никиты «Shaping The History», картину купили за $5395. Реплянский описал свою работу так: «Столкновение веков, культур, сред, идей и философии формирует новую эру, новую историю».

В «Shaping The History» Никита Реплянский сочетает незыблемую красоту античности с цифровым кибер-футуризмом. 

Дизайнер видеоигр Евгений Зубков (он же Frm46) из Ростова-на-Дону стал известен благодаря серии работ о параллельной постсоветской реальности в сеттинге киберпанка. Самый успешный NFT-лот — Pandora’s Box, ушедший более чем за $ 10 тысяч.

Примечательна история Brickspacer (Степан Христофоров): молодой моушн-дизайнер, презирающий академическую школу живописи и не прошедший по конкурсу во ВГИК, уже продал несколько своих работ по цене около 10$ долларов за каждую на SuperRare. Его самые известные работы – «Хватит нас убивать» (9,3 тысяч $) и Навальный (10 тысяч $).

12 марта художник выставил на Foundation свой арт-объект, часть средств от продажи которого будет использована в благотворительных целях.

В своём Instagram Brickspacer написал: «Я целиком посвящаю эту работу 58-летнему резчику по дереву Игорю Перевалову из Куйтуна @igoriablog. Игорь самоучка, он живет в рабочем поселке в глубине России и занимается резьбой по дереву. Свои изделия он выкладывает и продает через свой блог в инстаграме, который пришлось освоить, когда тот остался без работы. Жена Игоря Екатерина больна полиартритом. В положенном бесплатном лечении ей отказали, и Игорь при помощи своего ремесла зарабатывает ей на поездки в санаторий для лечения. Меня очень вдохновила эта история, поскольку в детстве я сам увлекался резьбой по дереву, поэтому две недели я потратил на создание этого полотна, чтобы передать большую часть денег с продажи лично Игорю Перевалову и его семье».

Успешные продажи удалось совершить известным арт-деятелям Аристарху Чернышеву, Арт-дуэту ППСС, известной российской арт-группе AES+F.

Аристарх Чернышев. Personal Informational Organism. PiO v1.1. Произведение в формате NFT. Фото: Архив художника
 «Новый мир» авторства дуэта PPSS
NFT-спецпроект с AES+F «Circle of Life»

Даже на примере нескольких российских художников мы видим, как внутри арт-сообщества идет напряженная борьба, и кто в ней победит, совсем не ясно: известные художники XX-XXI столетий, которые выходят на рынок NFT с аналоговыми работами, переведенными в NFT, или активные талантливые самоучки, которые с самого начала работают исключительно в цифре? Выиграет демократический рынок, построенный по принципу самоорганизации или площадки с кураторами? И вообще: останется ли ценным и важным традиционное искусство?

Примечательно, что в одном из интервью художник Brickspacer говорит, что готов и к тому, что все площадки одновременно исчезнут из мировои системы, будто их и не было, и к тому, что они останутся на миллионы лет вперед.

По мнению Бенуа Кути, ведущего европейского коллекционера NFT, основателя музея криптоискусства MoCa (2018) и сооснователя музея NFT Factory, открытие которого в Париже запланировано на сентябрь 2022, NFT-арт и традиционное искусство, к которому он относит в том числе медиа-арт, останутся параллельными рынками с двумя типами покупателей. И сравнивать их неправомерно. Эстетика, коды, темы NFT будут развиваться независимо от физического мира, поэтому далеко не любое произведение медиаискусства им соответствует и обладает потенциалом для продажи на NFT-рынке. Интересно кстати, что сам он увлекся традиционным искусством во многом благодаря увлечению NFT и отсылки NFT к работам традиционных художников.

А пока опросы Art Basel показывают, что предметы NFT в 2021 году приобретало 74% самых обеспеченных арт-инвесторов. Продажами занималось около 6% дилеров и еще 19% планировало выйти на этот рынок в течение 1-2 лет. И только 46% однозначно говорило, что не готово работать с NFT. Картина будет меняться по мере выхода на сцену поколений, привыкших к VR и выросших на Zoom.

Будущее рассудит. Ответы на все вопросы мы получим уже через несколько лет.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда