{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Игровая зависимость. Личный опыт и лекарство

Всем привет. Это первая статья из цикла о распространенных зависимостях, с которыми я сталкивался сам или имел положительный опыт помощи другим людям. Начну с игровой зависимости.

Я потерял, в сумме, более 4-х лет на Starcraft 2. Учитывая, что это было не детство, а самый продуктивный возраст (26-30 лет), можно считать, что я потерял 20% жизненных возможностей. Сами судите, много это или мало.

Однако, я себя не осуждаю. Люди, которые играют в игры всегда удовлетворяют свою острую потребность. Они не могут поступать иначе. Это ключевая мысль, которая позволит вам избавиться от игровой зависимости или помочь близкому человеку.

Чтобы это стало возможным, нужно точно определить, какую потребность он удовлетворяет, а затем постепенно объяснить, как это сделать другим, более эффективным способом.

Дальше я буду говорить о человеке, подразумевая, что это может быть ваш близкий или вы сами. Итак, вот две самые очевидные ошибки, которые мы совершаем по отношению к человеку:

  • Критикуем геймера, думая, что критика помогает достичь нашей цели;
  • Не даём альтернативы, т.к. считаем, что игровая зависимость, это зависимость в вакууме.

Очевидно, что критика вызывает защитную реакцию. Человек будет защищать себя, и искать преимущества геймерства. Более того, эти преимущества есть. Просто тот, кто критикует не видит их. А когда мы просто просим человека от чего-то избавиться, то часто не понимаем, что отрываем его от некой потребности. Мы не задумываемся, что есть причина такого поведения, и она объективная. В результате, даже если мы сможем одержать «победу», человек попадает в новую зависимость. Слышали поговорку «Клин клином вышибают»? Этот метод придумали люди, глухие к потребностям.

Итак, как чувствует себя, и чего хочет геймер, играя в игры?

Не могу говорить за всех, поэтому опишу своё состояние и потребности на тот период. Думаю, они, в общем то, универсальны.

Низкая самооценка и потребность в признании.

Во-первых, это низкая самооценка и, одновременно, сильное стремление к признанию. Человек по какой-то причине считает, что не может достичь признания и успеха в реальной жизни. Мир сложен и непредсказуем, способ достижения побед в нём не очевиден. Мы обычно боимся неизвестности, и это нас сдерживает. В этих условиях мозг не верно определяет «риски возможной потери времени».

В игре же есть четкие правила. Человек стремится «заслужить» уважение и признание избранной, элитной группы людей, чьё мнение для него важно. Это может быть очень узкая прослойка прогеймеров, или относительно большая группа игроков. Неизвестность кажется неоптимальным путем получить признание и счастье, а четкие правила — лучшим способом.

Лекарство от низкой самооценки — постоянно демонстрировать этому человеку свою веру в его потенциал. Нужно подчеркивать возможности по удовлетворению его потребностей, которые открыты для него в реальном мире, и которые превосходят возможности в узкой сфере гейминга. Так он поверит в себя и увидит более разумную альтернативу.

Я говорю о демонстрации веры, но не думаю, что нужно хвалить человека за достижения в реальном мире. Понимаете, мы хотим не только помочь человеку реализоваться в реальной жизни, но и снизить его чрезмерную зависимость от чужого мнения и признания других людей.

Когда мы хвалим его, например, за то, что он сегодня работал дольше, чем обычно, мы поощряем его зависимость от одобрения. Это манипуляция. Да, это помогает переключить человека на реальный мир, но не увеличивает его самодостаточность.

Я предлагаю использовать вместо похвалы за достижения метод ненасильственного общения по формуле: 1. Ваше наблюдение без оценки, 2. Ваши чувства, 3. Ваше отношение к этому поступку, 4. То, как он сделал вашу жизнь лучше. К примеру: «Сегодня ты работал весь день, и я очень вдохновилась, представляя какие возможности открываются для нашей семьи».

Помимо стремления к признанию это может быть также уход от накопившихся проблем. Обычно, низкая самооценка связана с проблемами в жизни. Ещё и поэтому, если вам удастся «отключить» человека от игр без понимания его страхов и потребностей, он сможет переключиться, например, на алкоголь или ещё что-нибудь. Например, начнет читать по 8 книг в месяц, по-прежнему прячась от реальных действий.

Потребность в единомышленниках.

Ещё одной сильной потребностью является потребность в единомышленниках. Так мы получаем гормон окситоцин, а он напрямую влияет на ощущение счастья. Вы не можете лишить человека единомышленников без ущерба для его счастья. Легко назвать его соратников-геймеров неудачниками. Вот только это не уменьшит их важность в жизни этого человека. Да, их могут легко заменить другие люди. Но вы готовы обеспечить какую-нибудь альтернативу? Хотя бы подумайте, какие варианты могут быть, и как они будут реализованы на практике.

Как выразить своё отношение и просить без критики.

Я уже писал, что критика контрпродуктивна, потому что вызывает защитную реакцию. Однако, это не значит, что вам нужно скрывать своё отношение к происходящему и свои желания. Просто вместо нападок вы: 1. Открыто и часто говорите, как относитесь к игровой зависимости (не конкретного человека, а в целом), и почему вы так думаете; 2. Затем говорите о своих чувствах, своих собственных потребностях. 3. После этого точно и коротко сформулируйте чего вы хотите от человека без использования слова «не».

К примеру: «Я думаю, что компьютерные игры — это уход от реальности и т.д., потому что… Мне очень <ваше чувство>, потому что я нуждаюсь в <ваша потребность>. Я бы хотел, чтобы ты сделал это <ваша просьба>». Вы вправе говорить о своих наблюдениях, отношении, потребностях и просьбах пока ваши потребности не будут удовлетворены. Аргумент «мы же это уже обсуждали» не приемлем.

Вам также нужно увидеть чужие потребности и признать их. Нельзя их отрицать. Тогда вы без труда найдете выход из ситуации, который понравится всем.

Человек всегда решает самостоятельно.

Это означает, что стремление к манипуляциям и «продавливанию» своих желаний не принесет ожидаемого эффекта. Вы можете быть на 100% правы, разбираться в этой теме превосходно, быть дипломированным психологом. И это не будет работать так, как вы думаете. Вы не продавите логикой или авторитетом, хотя бы по той простой причине, что вы не авторитет для вашего знакомого или близкого. Так можно только продемонстрировать, что мы считаем себя умнее его.

Однако ваш вклад не нулевой. На практике, сам геймер очень сильно сомневается в правильности своего поведения. Его поступки конфликтуют со здравым смыслом. Просто его потребности и проблемы настолько сильны, что ему приходится искать доказательства обратного. Вместе с этим, он получает и альтернативную информацию из разных источников. Ваша позиция и помощь приближают его к отказу от игровой зависимости. Но он должен сам принять решение. А для этого требуется, чтобы «все пазлы сложились». Человек должен самостоятельно накопить информацию из разных источников. Вы не несете ответственность за этот процесс, если, конечно, геймер не вы сами.

Если хотите ускорить этот процесс, тогда начинайте разговоры о жизненных целях и жизненной миссии разных людей. Косвенно это приведет к тому, что человек быстрее накопит нужную информацию.

Жду ваших комментариев, надеюсь, что мой опыт кому-то будет полезен.

Если материал вам понравился, зайдите на мой тг канал и подпишитесь. Я выкладываю там дополнительные полезные материалы. И удачи вам в борьбе с игровой зависимостью!

0
1 комментарий
Сергей Коновалов

Все намного проще, либо творишь, либо потребляешь.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null