Создание бренда (торговой марки) с юридической гарантией. Как избежать рисков
Меня зовут Александр Каждан. Я руководитель агентства нейминга НЕЙМС.ПРО. Более 20 лет занимаюсь созданием и продвижением брендов. В этой статье я хочу рассказать о том, как избежать рисков при создании и запуске собсвенного бренда.
Бренд (или торговая марка) — ключевой нематериальный актив предприятия, поэтому крайне важно контролировать процессы создания и регистрации бренда, чтобы не потерять время и деньги.
Варианты создания бренда
- Придумать бренд самостоятельно. Способ разумеется, бесплатный. Но это, пожалуй, его единственный плюс. Вот ощутимые недостатки: плохая фоносемантика названия (смысл-звучание), частная непригодность названия для регистрации, потеря времени, а также большие финансовые риски (до 5 млн.) за использование чужого товарного знака.
- Заказать создание (разработку) торговой марки у профессионального исполнителя, которым может быть как фрилансер, так и любое брендинговое агентство. Такой вариант, пожалуй, предпочтительнее всего и подходит большинству предпринимателей. Заказав профессиональный нейминг, дизайн логотипа и регистрацию товарного знака вы избавите себя от многих рисков и хлопот. К относительным недостатками варианта отнесем, пожалуй, только, стоимость работ. Но в перспективе все вложенные средства в профессиональное создание вашего бренда гаранитировано окупятся.
- Приобрести существующий зарегистрированный бренд (товарный знак). Способ относительно дорогой, но его неоспоримым достоинством, является скорость.
Самая частая ошибка при разработке
При создании собственного бренда важно понимать территории ответственности в «треугольнике» — заказчик, разработчик и патентное агентство.
Не редкостью являются ситуации, когда заказчик принимает назавние (словесное обозначение) будущего бренда, подписывает акты сдачи приёмки работ и отправляется регистрировать название в качестве товарного знака. Патентное агентство проверяет название и обнаруживает препятствия для его регистрации в требуемых классах товаров и услуг по МКТУ. В итоге у заказчика на руках оказывается словесное обозначение, которое непригодно для регистрации. Часто и разработчик разводит руками и отказывается осуществлять доработку или замену названия.
Самые распространённые риски в отношении использования незарегистрированных брендов
- Конкуренты могут присвоить ваш бренд
Если ваш бренд незарегистрирован, то любое лицо имеет возможность беспрепятственно использовать его в собственных коммерческих целях. В этом случае все ваши вложения, время и энергия в продвижение незарегистрированного товарного знака, окажутся потраченными впустую. - Штраф до 5 млн рублей
Если вы используете непроверенный товарный знак, есть большая вероятность что он либо зарегистрирован ранее другим лицом либо схож до степени смешения с ранее зарегистрированным. В этом случае можно понести большие финансовые риски в виде штрафа до 5 млн руб.
Правило №1. Разработка, проверка и регистрация должны осуществляться в одном месте.
Разработчик названия вашего бренда должен обеспечить все соответсвующие проверки для исключения препятствий в регистрации.
Разработчик должен гарантировать доработку или бесплатную замену названия в случае отказа при его регистрации Роспатентом.
Идеальным вариантом для заказчика, когда. разработчик обеспечивает также и процесс регистрации товарного знака и берет все возникающие в связи с этим риски на себя.
Правило №2. Не откладывайте подачу заявки на регистрацию
В России ежегодно регистрируется десятки тысяч товарных знаков. Поэтому никто не может дать гарантию, что в промежуток времени с моменты принятия вами словесного обозначения и до момента подачи заявки на регистрацию кто-то не придумал аналогичный бренд и не подал его в регистрацию. Поэтому подавайте свой товарный знак в регистрацию сразу, как только он выбран и прошел все необходимые проверки на патентную чистоту.