{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы запланировали расходы на полгода с точностью 99%

«А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, не каждый может это делать».

Известный мудрец.

Всем привет, на связи Atticus, и сегодня мы поделимся с вами кейсом по бюджетированию компании с оборотом 500 млн рублей в год, поехали.

История началась с того, что команда Atticus помогала компании “Челябинский трудоголик” в подсчете прибыли по нескольким направлениям бизнеса. Генеральный директор не понимал, какое направление зарабатывает, а какое тащит прибыль компании ко дну. Через три месяца, работа была окончена, а довольный Ген дир уже бежал к собственнику с купой управленческих решений, которые позволят зарабатывать больше и работать эффективнее.

Но на этом наша работа не закончилась, мы взяли паяльник и убедили генерального продлить договор указали директору на слабые места компании, в которых также можем помочь. Что делать после того, как ты сумел правильно рассчитать прибыль организации? - Правильно: начать ее прогнозировать. Чем мы собственно и занялись.

Нельзя сказать, что до нашего прихода никто и никогда не планировал выручку, не прикидывал расходы на следующий месяц и не удивлялся столкновениям ожиданий с реальностью.

Однако проблема была в том, что планы на будущее хранились в голове генерального директора, а результатом план/факт анализа были фразы типа: “В этом месяце х***о, а вот в прошлом было за***сь, давайте в следующем делать, как в прошлом, а как в этом не делать”.

Это я, конечно, утрирую, но факт того, что полноценная система бюджетирования отсутствовала, был на лицо, и мы взялись за работу. У нас уже было все, что нужно:

  • система сбора отчетности;
  • качественное распределение доходов и расходов по статьям;
  • регламенты/инструкции/обученные сотрудники для сбора информации.

Казалось, что остается только сесть с генеральным и выдумать план на ближайший месяц/квартал/год, возможно даже основываясь на статистике, собранной за несколько лет. Но это не так.

Качественный бюджет начинается не с этого. Зачастую, компании, в которых бюджет составляется исключительно “топами”, не может похвастаться высокой точностью, а все потому что топы хоть и велики, хоть и могучи, не могут знать всех тонкостей каждого бизнес-процесса, особенно в бизнесе, где больше “трех землекопов и двух надзирателей”.

Главное правило качественного бюджета - грамотно расставленные ответственные. Для каждой статьи расхода или дохода должна соответствовать фамилия сотрудника, который “в теме” и может не просто “прикинуть циферки” а обоснованно прогнозировать будущее.

И вот, что мы сделали, чтобы собрать качественный бюджет, который по результатам полугодия показал точность прогнозирования расходов в 99%:

  1. Сели с гендиром, прошлись по каждой статье отчета о прибылях, поставили напротив фамилию “самого просвещенного”.
  2. Собрали “просвещенных”, обсудили их возможности к прогнозированию, с кем-то угадали, кого-то пришлось поменять, утвердили конечный список “просвещенных”.
  3. Собрали отчеты для каждого ответственного, написали чек-лист формирования ежемесячного бюджета, установили сроки.
  4. Всей гурьбой собрали годовой бюджет.

Теперь на ежемесячной основе собираемся с гендиром и ответственными, чтобы оценить план/факт и скорректировать бюджет на следующий месяц. За полгода наш первоначальный план на год несколько раз изменился, но таких ситуаций не избежать - мир меняется, старые планы приходят в негодность. Самое главное - вовремя признать, что старое не работает и создать новое).

Хотелось бы мне добавить сюда больше фактов/цифр и всю подноготную процесса бюджетирования, но мы в Atticus бережно относимся к конфиденциальности наших клиентов.

Но есть и другой путь: для тех, кто хочет лично узреть, как мы учим директоров и собственников “смотреть в хрустальный шар”, записывайтесь на консультацию и доверьте свою управленческую отчетность профессионалам (мы не только бюджет могем, а много чего еще).

Бешенцев Даниил - Финансовый Директор

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда