Бизнес-коучинг и теневое сопровождение

Как работает бизнес-коучинг и что такое «Теневое сопровождение»?

Бизнес-коучинг и теневое сопровождение

Напомню, что в лайв-коучинг люди, как правило, обращаются для решения задач личного характера, которые охватывают сразу все области жизни: «Найти свой путь, дело жизни», «Наладить взаимоотношения с близкими», «Начать чувствовать себя лучше», «Принять важное решение», «Реализовать важный проект», «Повысить свою эффективность» и т. п. Даже если в ходе работы затрагивается и бизнес-сфера, то фокус внимания все равно остается на внутренних ощущениях клиента и гармонизации бизнес-целей с личной жизнью.

Руководители, приглашая коуча в компанию, более ориентированы на решение бизнес-задач: «Повысить управляемость и лояльность новой команды», «Получить повышение», «Достичь определенных результатов к такому-то сроку», «Создать стратегию на следующий год». В данном случае результаты оценивает не только сам клиент, но его компания.

В коучинге руководителей, помимо регулярных продвигающих и стратегических сессий, дополнительно используется «теневое сопровождение».

Это когда коуч, уже погруженный в ваши задачи, присутствует с вами на рабочем месте, на совещаниях, на рабочих встречах. Присутствует молча, как «тень» (вряд ли это было бы позитивно воспринято членами семьи))))

Приведу несколько примеров из опыта теневого сопровождения:

Один из частых запросов к бизнес-коучу звучит примерно так: «Моя команда безынициативная! Тупо делают прописанный минимум и все. Как ее расшевелить? Как сделать так, чтобы команда хотела развивать бизнес, вносить предложения по оптимизации, по улучшению процессов?». Вариаций формулировок масса, часто не такие приличные как я привела, но суть проблемы одна.

Если спросить у руководителя после совещания или селектора, сколько по времени говорил он, а сколько его сотрудники, он ответит, что почти не говорил, а слушал. А по наблюдениям коуча все может быть с точностью до наоборот. .…Руководитель неосознанно приучил своих сотрудников, что надо молчать, поддакивать и одобрительно кивать при этом) ))

Знакомо?

Коучи учатся давать обратную связь так, чтобы руководитель ее принял. Далее, уже на индивидуальных сессиях, вырабатываются решения и шаги, меняющие ситуацию.

Тут важно, что без объективной обратной связи можно было бы долго искать проблему в другом месте. Например, проводить бесконечные мотивирующие тренинги для сотрудников) )), которые не давали бы эффекта без устранения главной причины.

Еще живой пример:

Клиент хотел решить проблему низкой исполнительной дисциплины («всех приходится постоянно пинать, срываются сроки, не выполняются задачи») .

Бизнес-коучинг и теневое сопровождение

Посидев всего 2 часа на совещании, я сделала отчет о взаимодействии с каждым сотрудником и наглядно показала в какой момент и как именно руководитель собственноручно снимал ответственность за результат с сотрудников, перекладывая ее на себя. После короткого курса по развитию управленческих навыков эта проблема была решена навсегда. Не найдя эту причину, можно было долго менять подчиненных… .

и еще пример:

Руководитель обратился с острой проблемой, которая не давала ему спокойно спать: самый результативный сотрудник «много о себе возомнил», что уже стал публично саботировать распоряжения руководителя, на собраниях высказываться против, даже пытался перехватить лидерство. Это частая проблема, особенно в продающих подразделениях, где звездный продавец, ощущая свою значимость, теряет лояльность и управляемость.

С этим кейсом пришлось повозиться дольше: проделать комплекс мер для решения конкретной проблемы и выстроить новый формат управления в коллективе, чтобы ситуация не повторилась. А «теневой коучинг» сразу помог увидеть первопричину — руководитель в коммуникациях с этим сотрудником незаметно для себя перешел в личностный контекст, что автоматически снизило управляемость. Быстро исправив формат коммуникаций, руководитель открыл возможность внедрения всех последующих мер.

Польза коучинга в бизнесе

Проведя всего один день в компании, можно многое заметить и предоставить развивающую обратную связь своему клиенту по многим вопросам. Порой даже самого осознания реальной ситуации хватает для ее изменения в лучшую сторону.

А иногда полезно провести время не только в компании, но и в торговой точке)) но это уже микс «теневого коучинга» с «тайным покупателем»)))

Коучинг до сих пор более популярен в бизнес-среде. И это объяснимо! Получается сразу мульти-эффект: улучшается эмоциональное состояние клиента, повышается эффективность его работы, улучшаются бизнес-показатели, развивается карьера и, что не менее приятно, растет вознаграждение.

Не секрет, что многие руководители изначально видят проблемы в подчиненных… и только когда удается сместить фокус внимания на самого себя и свои компетенции, руководитель начинает стремительно развиваться, развивая при этом и подчиненных, и бизнес. Далеко не все пока готовы на это. Всему свое время!

На эту тему есть подходящее выражение, которое я себе повторяю уже более 10 лет: "Когда хочется поругать подчиненного, подойди к зеркалу и поругай себя, они — твое отражение!"

Начать дискуссию