{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как найти деньги на стартап: история полуторагодового марафона за деньгами на мечту

Зарождение идеи

Проведя несколько месяцев на полном домашнем карантине во время первой волны COVID-19, я, как и многие другие, столкнулся с проблемой покупки продуктов. Заказать онлайн - это здорово, но где? Какой магазин выбрать? Ведь заказывая онлайн, как правило, набираешь сразу много товаров и было бы здорово знать, где выгоднее всего сегодня сделать заказ. Проверять вручную цены на все товары из корзины довольно трудоёмкое занятие, даже если проверять по 3-4 сетям.

Вернувшись после карантина в офис, я обсудил эти мысли с коллегой. Пришла идея создать мобильное приложение, которое позволит выбирать нужные товары и в один клик находить наиболее выгодное предложение для всей корзины. Так появилась идея о создании сервиса мониторинга цен.

Первые деньги и наш первый инвестор

Имея опыт в разработке ПО, мы с партнёром понимали, что на создание первой работоспособной версии мобильного приложения необходимо минимум 6 месяцев. Для успешного старта нам нужен был 1 миллион рублей, включающий зарплату на двух человек, затраты на аренду помещения и оборудование для работы. После выхода приложения потребовались бы деньги на рекламу, поддержку, исправление ошибок, расширение функционала и отдел продаж. Своих средств для всего цикла выхода приложения на рынок у нас не было, но и бросать идею не хотелось, так как она казалась крайне перспективной, ведь в бесплатном приложении для покупателей можно было разместить рекламу от производителей продуктов и торговых сетей.

Среди наших знакомых не было людей, которые захотели вложить подобную сумму в стартап. Мы решили обратиться к руководству компании, в которой работали на тот момент.

Рассказав свою идею и перспективы её развития генеральному директору, мы сообщили, что будем заниматься новым проектом и поэтому решили уволиться. Ещё мы предложили инвестировать в проект и получить в нём долю в размере 30% (да, в этом был определённый риск, так как мы могли остаться без работы и без денег на проект, но мы решили рискнуть). В ожидании ответа прошло двое напряжённых суток. В результате руководство решило дать нам запрашиваемые деньги, а кроме того предложило финансировать проект в течении не 6 месяцев, а 1 года, с условием выхода на продажи через год. Кроме финансов мы получили возможность доступа в офис и работы на оборудовании компании. Но и доля, которая отходила руководству увеличивалась до 50%. А ещё нам пришлось пойти на 30% уменьшение нашей зарплаты, но нас это вполне устроило, так как мы получали поддержку на больший срок и шансы на успешное развитие проекта!

Поворот не туда или как мы расширили концепцию сервиса

Спустя 5 месяцев разработки первая версия мобильного приложения была загружена в Google Play. В ней пользователи могли узнавать информацию о ценах всего лишь на 12 000 товаров в 5 городах и 300 магазинах, тем не менее, наш сервис мониторинга цен «Ценозавр» начали скачивать, причём из разных регионов страны!

Буквально за несколько дней было получено множество отзывов подобного содержания: «Приложение интересное, но нет моего города». В этот момент впервые был пересмотрен подход к проекту. Было решено, что его необходимо развивать на уровне всей страны, так как с проблемами по сравнению цен, с которыми столкнулись мы сами, сталкивались люди в разных городах.

Началась работа по расширению географии представленных в приложении городов. Ещё через 3 месяца, когда городов в приложении было уже 83, а товаров более 30 000, с нами связался через приложение наш первый b2b клиент, который искал инструмент для мониторинга розничных цен в торговых сетях. Выяснилось, что наш сервис представляет большой интерес для компаний.

Обсудив новые обстоятельства было принято решение расширять разработку в сторону бизнес-сервиса, а это означало, что нам нужны новые разработчики, маркетологи и продажники, а главное – деньги для всего этого. И нужны они были здесь и сейчас!

Лихорадочный поиск источников финансирования

В процессе обхода всех знакомых и не очень людей, мы узнали про Фонд содействия инновациям (ФСИ), выдающий гранты для инновационных компаний. Разобравшись в аспектах работы с фондом и подготовив за месяц все необходимые документы, мы отправили заявку на получение гранта в размере 3 миллионов рублей по программе «Старт». В следующем месяце приняли участие в региональной выставке для привлечения внимания инвесторов. К сожалению, их мы так и не нашли.

Засветив свои контакты при подаче заявки в ФСИ, мы получили приглашение пройти отбор на программу акселератора «Архипелаг 2121», где можно было прокачать свои навыки в бизнесе, а кроме того, если бы мы вышли в финал, то получили бы возможность «питчнуть» перед инвесторами. Так что весь следующий месяц был посвящён участию в этом акселераторе, в ходе которого нам представилась возможность подать параллельно ещё одну заявку на конкурс от ФСИ «Старт», что мы и сделали.

В начале следующего месяца мы наконец-то получили ответ на первую заявку от ФСИ… там был отказ. Но уже через день была рассмотрена наша вторая заявка. И в этот раз мы получили положительный ответ - наш проект был поддержан грантом! Скажу сразу: деньги мы увидели на счету на пятый месяц после положительного решения после оформления всех организационных и юридических моментов. Но сидеть и просто ждать, пока деньги до нас дойдут, было нельзя. Наша команда подала заявки на участие в акселераторах от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), банка ВТБ, корпорации «Магнит», а также вышла в финал инновационного форума InnoWeek 2.0. На всех этих площадках кроме нового опыта в построение бизнеса, была возможность «питчнуть» перед собравшимися на заключительном демо-дне представителями корпораций, венчурных фондов, а также частными инвесторами. К сожалению, от ВТБ и «Магнита» мы получили отказы из-за того, что наш проект не является профильным для их корпораций. А что касается ФРИИ, то мы смогли пройти отбор и среди немногих команд успешно закончили акселератор, выступив на демо-дне.

Параллельно с прохождением акселератора от ФРИИ мы встретились с нашими давними знакомыми, переехавшими жить в США. За годы жизни там наши товарищи успели обзавестись знакомствами с людьми, для которых требуемые нам инвестиции были просто ерундой. Но от них мы получили отказ: «Мы не инвестируем в компании, работающие в России». И это несмотря на то, что планы нашей компании выходят за пределы рынка РФ.

Итак, прохождение акселератора от ФРИИ заняло у нас ещё 3 месяца. Инвестиций мы там не получили, но получили первые продажи и опыт развития отдела продаж и рекламы, а также информацию о том, что для крупных венчурных фондов мы будем не интересны, пока не достигнем оборота в 1 миллион долларов. Но вот частным инвесторам с нами уже будет о чём поговорить, так как мы подтвердили успешность своей бизнес-модели первыми клиентами.

Что было дальше?

За полтора года существования проект привлёк 6 миллионов рублей, 3 от первого инвестора и 3 от ФСИ. В дальнейшем перед нами стояла задача найти ещё 27 миллионов рублей, так как наши цели по развитию сильно расширились от простого мобильного приложения в сторону онлайн-сервиса мониторинга цен для бизнес-сообщества. Для решения задачи привлечения денег наша команда подала заявку на статус резидента Сколково. Также мы подали заявку на второй этап конкурса от ФСИ «Старт-2», где сумма гранта составляла 7 миллионов рублей. На основе знаний, полученных на акселераторах и первых продажах сервиса, было решено активизировать поиск частных инвесторов. На тот момент из-за роста цен, количество скачиваний бесплатного приложения «Ценозавр» выросло в 4 раза!

Немного итогов

Как мы смогли выяснить на своём примере, в нашей стране достаточно людей с деньгами, а также множество различных фондов, в том числе и государственных, которые хотят вложить деньги так же сильно, как стартаперы хотят их получить. Большая часть фондов и клубов частных инвесторов здесь не указана, так как мы сами ещё не проверили можно ли там получить деньги, потому как эти фонды работают с грантами / инвестициями от 50 миллионов рублей. Самое главное в нахождении денег для стартапа - это «рыть землю» в поисках возможностей и быть на 100% уверенными в успехе своей идеи и доказывать это тем, с кем вы общаетесь, будь то научная комиссия из инновационного фонда, частный инвестор, инвестиционный менеджер венчурного фонда или даже ваш нынешней работодатель!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда