{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Виктор Буторов

Парадокс (не)успешности

Начнём с истории несостоявшегося гения.

Истории запоминаются лучше и понимаются легче. Сказку про Колобка мы помним и смысл её понимаем. А как спрягаются глаголы по временам, числам, лицам, наклонениям и родам – забыли.

Нищий математик

В конце позапрошлого века жил в Одессе обыкновенный нищий. Когда он оставил этот мир, то оказалось, что он оставил ещё кое-что.

“Обыкновенный” нищий заново открыл дифференциальное исчисление.

Как Остап, “накропавший ночью при колеблющемся свете электрической лампы “Я помню чудное мгновенье”. Утром Остап получил “удар со стороны классика”, вспомнив, что “до него этот стих уже написал А.С.Пушкин”. Нищий математик удар не получил и ушёл счастливым.

Счастливым, но не успешным. И давайте оставим за рамками статьи прояснение разницы между этими понятиями.

Талант и гениальность

Очевидно, что нищий был талантлив.

Я бы сказал: “гениален”. Но гениальность – продукт не только таланта. Гениальность, согласно словарю, “проявляется в выдающихся научных открытиях” и т.п.

Проявляется.

  • Гениальность – результат общественного признания. Если талант не признан (неважно, по каким причинам) – значит, нет и гениальности.
  • Гениальность – высшая степень успешности. Нищий был талантлив, но его талант не смог проявиться. И случился парадокс, к которому мы скоро придём.

Что было бы, если бы?

Что случилось бы, случись профессору С.-Петербургской Академии наук, приехавшему в Одессу навестить старого друга (тоже профессора), прогуливаясь по улице Ришельевской, встретить того нищего и разговориться с ним? Скорее всего, мы знали бы еще одну фамилию “Известного российского математика”.

Но не случилось.

“Но тот нищий”,- скажете вы,- “мог сам поехать в столицу, прийти к профессору и показать ему своё открытие!” Конечно, мог. И тогда мы знали бы ещё одну выдающуюся фамилию.

Но он не поехал, а мы не узнали.

Если бы человек с такими задатками оказался в кругу нужных людей, с которыми имел бы возможность общаться, то неизвестно, что бы он ещё открыл. Недавно знакомый программист жаловался мне, что несколько минут разговора с человеком, который понимает, о чём речь, иногда позволяет …

Ценность общения понимает каждый специалист в любой области.

Тайное, так и не ставшее явным

Совсем чуть-чуть философии

Талантливый, но несостоявшийся нищий-математик был “вещью в себе”. Успех же предполагает, что человек становится “вещью для нас”. Как ни крути, но всё, что мы имеем (начиная с тела, нижнего белья и теорий) мы получаем от других людей.

Общение, дамы и господа - вот что рулит этим миром!

Общение - волшебная кнопка, нажав которую, не обязательно станешь гениальным, но обязательно - более успешным. Обратное также верно. Общаясь с тем программистом я и сформулировал противоречие, которое в заголовке.

Слушая его, я вспоминал свою историю. Как из младшего научного сотрудника отраслевого НИИ, еще не успев защититься, получил приглашение и сразу после защиты стал заведующим лабораторией НИИ академического. А через год и научного центра АН СССР.

Мне неприятно об этом говорить теперь, но и тогда я подозревал, что не более талантлив, чем некоторые другие окружавшие меня люди. Уже остепенённые. Уже имевшие большой опыт работы. Единственная причина (как я теперь понимаю), по которой Случай обратил на меня внимание, и была той “волшебной” кнопкой.

Допустим, вы специалист

Действительно, хороший специалист.

Тогда с огромной долей вероятности вы страдаете от синдрома, который в психологии называется умным словом “мотивированное мышление”. Мы все страдаем (давайте честно) от ложного представления о себе, как о “Пупе Земли”. А если случается, что мы становимся неплохими специалистами в какой-то области – тут самомнение накрывает нас с головой.

Мы начинаем думать, что наша квалификация самоочевидна для всех, поэтому “Придут и сами дадут”. Усугубляет ситуацию, что иногда именно так и происходит.

Это заблуждение тоже имеет умное название в психологии: “Лотерейное заблуждение”. Уверенность, что чудо случится именно с нами. Помните ответ М.С.Паниковского на вопрос Шуры Балаганова?

  • “Почему вы думаете, что они золотые?"
  • “А какими же им быть?"

Проблема хорошего специалиста в том, что он узкий специалист.

Поэтому не видит дальше собственного носа (пардон – специальности). Вспоминаем про волшебную таблетку общения.

Общение – это другая специальность, в которой узкий специалист – не специалист.

Например.

“Если я отличный программист”,- думает специалист,- “То уж как и с кем разговаривать – разберусь”. Как заметил дедушка Фрейд, человеческий ум работает по принципу “Всё похоже на всё”.

“Тщеславие – мой самый любимый грех” (“Адвокат дьявола”)

“Давайте, наконец про то, что в заголовке!”

Давайте.

Давайте вспомним, что прежде всего и главным образом мы люди, а уже потом – специалисты.

Вы когда-нибудь задумывались, что значит “Продвижение по службе”? Это значит “Приблизить человека к себе”.

Чем выше забирается узкий специалист по служебной лестнице, тем ближе становится к владельцу бизнеса как к человеку. Постепенно, но ближе и ближе. Сначала ближе к начальнику проекта, потом отдела, потом … Зависит, в какой структуре вы работаете. Но принцип остается верным.

Человек инстинктивно стремиться общаться с человеком, который (сейчас будет тавтология) лучше общается.

“В конце концов, это моя жизнь”,- думает где-то глубоко в мозжечке любой из нас. “И уж если у меня есть возможность выбора, то выберу-ка я специалиста, с которым мне будет легче общаться”.

Понимаете?

Чем на более высокой позиции оказывается "узкий" специалист, тем менее "узким" он должен становиться. Оставаясь "узким", чтобы оставаться полезным для фирмы..

Это настоящее, классическое противоречие, которое не разрешается через крайности "или-или". Через крайности оно лишь усугубляется.

Профессионализм важен, но он, как ни странно, вторичен.

Принимая человека в компанию, руководитель рассматривает его профессионализм как своего рода компенсацию, плату за необходимость общаться не с друзьями – подружками, а с незнакомым и не очень близким человеком.

"Я понимаю, что панибратство – не вариант. Вылетишь с рынка – и не заметишь. Качественный продукт на-гора выдавать необходимо, а для этого нужны хорошие специалисты. Но есть грань, переходить которую я не согласен".

Вот так и балансирует руководитель или владелец бизнеса между “нравится” и “полезно”.

А поскольку никто из нас не совершенен, то баланс смещается именно в человеческую, несовершенную сторону.

А если разница в профессионализме сотрудников, число которых N, равна X, где X стремится к незначительной, а без пристального рассматривания – к пренебрежимо малой величине? Кто из специалистов тогда оказывается в выигрыше, становится успешнее коллег?

Вот оно противоречие, почти по Гегелю

  • Нужно быть узким специалистом, чтобы быть полезным.
  • Нужно быть широким специалистом (то есть неспециалистом), чтобы видеть и понимать жизнь широко, уметь общаться с людьми, не зацикливаться на деталях, существенных для дела, но вредных для человеческих отношений.

“Ну, куды крестьянину податься?” (“Чапаев”)

Ум работает на противоречиях.Ум любит противоречия. Противоречия - это и инструмент, и материал для работы ума. Это было известно за тысячи лет до Гегеля.

А чего ум не любит - это готовых ответов. Знаете, что ум делает с готовыми ответами? То же, что скворец с мягкой ватой, засунутой в скворечник пионерами. Отрицает, как не своё, и выбрасывает.

Это не рационально, но это факт.

Если у вас есть дети-подростки, или вы помните себя в подростковом возрасте, то понимаете. Поэтому разрешите обойтись без “выводов и рекомендаций”. Вместо выводов я вспомню детство.

Вместо выводов

Я учился в школе в разгар начала застоя. Одна из идей, которую учителя внедрили в мой не успевший развиться ум, была такой:

“Нет такой профессии - “Хороший парень”.

Оказалось, есть. Что не означает, что не нужно быть хорошим специалистом.

Я же говорю: противоречие.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null