Создание «экосистемы WELL-BEING» в организации и управление ею
С переходом организации от реализации программ здоровья и благополучия на уровне «well-being 1.0»¹ — отдельных, без долгосрочной цели, несвязанных друг с другом мероприятий, к уровню «wellbeing 3.0» («WB 3.0»), т. е. к комплексной всесторонней программе, сформированной с учетом проведенных исследований и привязанной к HR-стратегии, неизбежно встает вопрос о внедрении инструментов, способных обеспечить эффективное управление этой новой сложной системой.
При работе на уровне «WB 3.0» появляется множество механизмов, требующих интеграции, контроля и коммуникации. В большинстве случаев программы ведутся по утвержденному «таймлайну» с учетом результатов мероприятий в отдельных таблицах Excel и коммуникации через большое число каналов (почтовые рассылки, мессенджеры, плакаты, совещания и т. п.).
Но, те, кто уже давно работает в концепции «WB 3.0», знают, что на практике графики постоянно смещаются, вести учет большого числа мероприятий в различных локациях в ручном режиме очень сложно, а постоянные коммуникации «на каждом шагу» со временем начинают раздражать коллектив. А еще возникают постоянные «нюансы» и «корректировки», которые влияют на программу.
В итоге работа в концепции «WB 3.0» превращается в жизнь в парадигме Agile. Эти вопросы частично решаются, когда у вас есть провайдер, реализующий комплексную программу, или брокер, и вы можете переложить часть головной боли на них, но даже тогда у вас не получится остаться в стороне.
В подобных обстоятельствах появляется потребность в инструменте, который смог бы решать указанные задачи при минимальных трудовых и финансовых затратах. Таким инструментом являются экосистемы на мобильных платформах (приложениях) по управлению программой well-being.
Необходимо сразу подчеркнуть, что речь идет не о «платформенных» решениях, реализованных на «десктопах» и требующих, по сути, ручного управления, и не об отдельных приложениях, состоящих из одного или двух инструментов, например, онлайн-скринингов, опросников или челленджей, а о создании экосистемы, позволяющей управлять всеми активностями в рамках «WB 3.0».
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «экосистема WB»?
В природе экосистема – это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, по которой осуществляется обмен веществ и энергии между ними. В приложении к бизнесу экосистема означает взаимосвязь всех процессов и сервисов друг с другом. Каждая компания стремится создать свою экосистему и привлечь в неё наибольшее число пользователей.
В качестве наиболее известной экосистемы в России можно назвать Сбербанк, который предоставляет банковские услуги, доставку товаров, «маркетплейс», медицинские сервисы и еще множество услуг в рамках других направлений; также огромные экосистемы имеют Яндекс и Mail. ru.
Корпоративная экосистема well-being» или «Экосистема well-being» — это термин, который мы предлагаем для использования в качестве обозначения системы, объединяющей различные направления программ здоровья и благополучия в рамках одной системы, вне зависимости от направлений реализации стратегии well-being в организации (компании).
варианты «экосистемы WB» отличаются ОТ организации К организации ТАКЖЕ, КАК И реализуемые программы, НО основные ЕЕ характеристики МОЖНО свести К следующим положениям:
• реализация в рамках стратегии развития организации и с учетом стоящих перед этой организацией бизнес-задач;
• гибкость и адаптивность системы к изменяющимся внутренним и внешним факторам;
• объединение различных инициатив well-being в рамках организации в единую систему;
• взаимовлияние различных инициатив друг на друга и на общий результат, наличие синергетического эффекта;
• саморегулирование и управление на уровне отдельных подразделений и сотрудников (амбассадоров) в рамках сохранения общей парадигмы корпоративной стратегии.
почему компании внедряют платформы ПО управлению «экосистемой WB»?
Основная задача платформы «Экосистемы WB» — объединить все инициативы работодателя в одном легкодоступном месте с возможностью индивидуальной работы с сотрудниками по формированию ЗОЖ-поведения (стать связующей нитью).
К ЧИСЛУ основных положительных факторов, делающих платформенные решения ПО управлению WELL-BEING ВСЕ популярнее, МОЖНО отнести:
• возможность по охвату большого числа сотрудников (масштабируемость); • повышение вовлеченности и лояльности сотрудников;
• стоимость (из расчета на одного сотрудника);
• возможность работы с удаленными командами и различными группами работников вне зависимости от места их нахождения;
• возможность прямой коммуникации с сотрудником;
• возможность отслеживания прогресса отдельных сотрудников и подразделений/организаций в целом современные платформы «экосистемы WB» объединяют В СЕБЕ ТАКИЕ направления КАК:
• оценка состояния здоровья (онлайн-скрининги);
• биометрические скрининги;
• отслеживание прогресса сотрудника и коллектива;
• коучинг здоровья;
• мотивация к ЗОЖ;
• управление вознаграждениями;
• геймификацию;
• коммуникации.
Ряд платформ уже позволяет синхронизироваться со сторонними медицинскими устройствами и приложениями, что дает возможность контролировать риски, связанные со здоровьем сотрудников, например, возникновение сердечного приступа у сотрудника на работе (такие подходы встречаются не так часто и за рубежом, а в России таких решений пока что нет вообще, но это направление будет очень быстро развиваться в связи с ростом стоимости медицинских услуг и ДМС. Работодатель и страховые компании будут заинтересованы в контроле состояния здоровья персонала в целях снижения рисков наступления заболевания и, следовательно, увеличения затрат на медицинские услуги).
Поскольку число компаний, реализующих программы Well-being 3.0 в России, с каждым годом растет, это наверняка рано или поздно приведет к появлению полноценных платформ для реализации корпоративных «Экосистем well-being» российского производства. А их появление, в свою очередь, ускорит переход многих компаний к уровню Well-being 3.0.
Автор статьи: Станислав Нагерняк
Источник: Журнал «Льготы и Бенефиты»