{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
ATLANTIS

Технология дополненной реальности как решение проблем развития образовательных услуг

В статье рассмотрено решение актуальных проблем развития образовательных услуг при помощи использования в образовательном процессе технологий дополненной реальности (AR). Рассмотрены преимущества внедрения дополненной реальности в образовательный процесс, а также представлено мнение создателя компании по AR. Предложены способы и конкретные примеры использования технологий дополненной реальности, которая предлагает широкие возможности для преподавателей в создании наглядного, привлекательного и настраиваемого на опыт обучения для своих учеников.

В настоящее время начинает получать широкое применение новых информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Одной из таких технологий, применяемых в образовании, является технология дополненной реальности, способная вызвать интерес у обучающихся и удовлетворить педагогов уровнем эффективности.

Дополненная реальность (AR, Augmented reality) — это технология, позволяющая дополнить окружающий мир цифровыми данными. В качестве отображения может выступать как видео, так и 3D-анимация. Классические образовательные материалы становятся менее привлекательными для молодого поколения учеников, ситуация требует поиска новых решений с учётом существующих образовательных стандартов. Тогда на помощь приходит технология дополненной реальности.

Уникальные возможности AR расширили границы традиционной педагогики, позволив педагогам предоставлять богатый, ориентированный на учащихся, опыт обучения. Технология обладает потенциалом стать мощным средством исправления и специального обучения благодаря своим мобильным возможностям, а также способом решения актуальных проблем образовательных услуг и ускорением их инновационного развития.

Следует отметить, что дополненная реальность в образовании – это огромный прорыв в способе подачи учебного материала. Применение технологий дополненной реальности может решить ряд существующих проблем, которые на данный момент не позволяют образовательным услугам активно развиваться и идти в ногу со временем, удовлетворяя потребности нового поколения. Выделим актуальные проблемы:

– Недостаточная нацеленность вузов на развитие у потребителей образовательных услуг креативной системы мышления, а также подготовку специалистов к работе в условиях инновационно-креативной экономики;

– Проблема социальной дифференциации и качества образования;

– Проблема развития коррекционного образования;

– Непрактикоориентированность и непрактичность получаемых знаний.

Ключом к решению данных проблем уже сейчас может стать повсеместное использование технологий дополненной реальности в образовательном процессе на всех его уровнях (дошкольное, начальное, общее среднее, общее основное, высшее и дополнительное образование). Многочисленные исследования учёных подтвердили, что AR может обеспечить повсеместное, совместное и дистанционное обучение, ощущение присутствия, непосредственности и погружения учащихся, визуализацию невидимого, обучающего контента в трехмерных ракурсах и преодоление формального и неформального обучения.

Технология дополненной реальности особенно применима к коррекционному образованию: она позволяет воспитанникам с отклонениями в развитии более тесно взаимодействовать с окружающим миром в процессе обучения, концентрируя внимание ребёнка на информации и вызывая интерес (что в обычных условиях сделать достаточно проблематично). Кроме того, использование технологий дополненной реальности при соблюдении основных мер здоровьясбережения не вызывает зависимости у человека, так как оно имеет отношение именно к более наглядному представлению информации, её раскрытию и визуализации, нежели к затягивающей игре.

Также отметим общие преимущества внедрения AR в образование:

Во-первых, это визуализация учебного процесса: 3D-графика позволяет воспроизвести детализацию даже самых сложных процессов, невидимых человеческому оку, вплоть до распада ядра атома или химических реакций.

Во-вторых, усвоение информации. AR-технология дает возможность увидеть человека изнутри, решать сложные математические задания в форме игры и даже путешествовать во времени, просматривая основные сценарии важных исторических событий или увидеть человека внутри.

В-третьих, новая форма вовлечения учащихся в учебный процесс – чем интереснее урок, тем эффективнее запоминание данной темы, а с AR- технологиями это легко.

В-четверых, фокусировка внимания – AR-технологии помогают сохранять внимание ребенка и лучше усваивать информацию, поскольку учитель говорит с современными детьми на их языке.

В-пятых, по данным исследовательского центра Pew Research Center, 73 % подростков имеют доступ к смартфону, в результате чего AR-технологии доступны для большинства целевой аудитории.

И одно из главнейших преимуществ, на наш взгляд, – виртуальные образы, которые ученики видят прямо во время урока, делают учебный материал более наглядным, ярким, запоминающимся и легким для восприятия.

Дополненная реальность является одной из самых перспективных технологий в мире, которая в ближайшее время будет окружать нас повсюду.

Емкость рынка дополненной реальности в 2020 году в выручке от продаж готового продукта в мире составила 120 млрд. $. По оценке аналитиков, к 2025 году показатели вырастут более, чем в 10 раз.

Несмотря на определённую новизну идеи, разработкой технологий дополненной реальности уже активно занимаются многие компании. «Мы являемся одной из самых сильных команд в Европе, разрабатывающих ПО с применением AR технологии. В составе нашей команды 15 разработчиков с опытом работы в AR более 7 лет, создавшие более 120 успешных проектов с дополненной реальностью. В своей работе мы используем лицензионное ПО (ядро AR) EasyAR (Китай) и сервера CDN для быстрого транзита данных на устройства пользователей и многократного резервного копирования данных, минимизирующего риски их потери. Проекты, реализованные нами, способны работать с миллионами пользователей, одновременно находящимися в любой точке мира» – комментирует А. Ю. Свежинцев, создатель компании ATLANTIS по интеграции технологии дополненной реальности в различные сферы жизни, в том числе и в образование.

Кроме того, компания ATLANTIS ведёт переговоры с департаментом коррекционного образования и предлагает внедрить технологию дополненной реальности в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. AR в коррекционном образовании позволяет вовлечь детей с инвалидностью в образовательный процесс за счет дополнительной мотивации к изучению материалов.

На сегодняшний день мы видим учеников, которые мыслят с точки зрения технологий, именно поэтому очень важно уже сегодня менять образовательную программу, интегрируя полезные технологии в обучение. О том, как это сделать, также рассказывает А. Ю. Свежинцев: «Технология AR позволяет оживить любой печатный материал, отображая на нем визуальный контент – учебники, методички, справочники, наглядные пособия, таблицы, плакаты, стенды, сборники задач, учебные карточки и многое другое». Например: детские книги с дополненной реальностью развивают кругозор, речь, память, внимание, наблюдательность. Такая книга визуально дает больше информации, чем обычная. Рассмотрим на примере оживающей энциклопедии про насекомых, которая повествует о самых больших, ядовитых и необычных насекомых. В каждом описании есть голосовой помощник, который дает информацию о размере существа, его образе жизни, месте обитания и питании. В дополненной реальности вы можете «оживить» насекомое и посмотреть его в реальном размере, проследить, хищное оно или нет. Учителя, родители (а также ребёнок самостоятельно) могут «оживить» насекомых в дополненной реальности, а потом обсудить с ребёнком увиденное; узнать, кто запомнился больше всего и почему; выявить проблемный вопрос.

Таким образом, используя данную технологию можно «оживить» русскую и иностранную азбуку, учебники истории и обществознания, энциклопедии про космос, животных, динозавров и так далее.

Мы также видим применение данных технологий как возможность создания новых программ и направлений в дополнительном образовании, при школе или непосредственно в самих организациях дополнительного образования. Ученики старших классов могут создавать дополненную реальность для учащихся младших классов, разрабатывать для них специальные методички. Помимо преемственности и некого образа наставничества, данный способ также позволит ученикам уже со школьного возраста быть причастными к созданию современных технологий, до поступления вуз получить необходимый опыт и, возможно, стать востребованным специалистом данной области уже с юности.

Дополненная реальность создаёт простор для творчества и имеет еще ряд преимуществ: визуальный контент можно менять в любое время без замены самих учебных материалов; учителя могут создавать AR материалы под индивидуальные потребности учебной программы, а ученики вовлекаются в процесс путем формирования кружков активистов, которые создают AR-материалы и презентации в рамках образовательной программы. Более высокая вовлеченность учащихся гарантирована, потому что интерактивное и геймифицированное AR-обучение может оказать существенное влияние на детей и поддерживать их вовлеченность на протяжении всего урока. Кроме того, AR предлагает более быстрый и эффективный процесс обучения за счет визуализации и полного погружения в предмет

Таким образом, польза от внедрения AR в образование – это визуализация учебного материала; обучающие материалы на понятном языке для нового поколения учеников; повышение вовлечения учеников во время урока; возможность показать опыт или процессы, которые нет возможности повторить в условиях образовательного учреждения; простор для творчества; возможность совершенствования коррекционного образования; процесс обучения становится более привлекательным и интересным, а учебные занятия – интересными и познавательным.

При грамотном использовании технологий дополненной реальности гарантированно снижение остроты настоящих проблем развития образовательных услуг.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null