Как не попасть в силки государственных регуляторов при экспорте в Китай? Пищевая безопасность в Поднебесной
В разгар праздничных выходных в честь дня образования КНР китайский бренд-производитель соевого соуса Foshan Haitian Flavouring and Food Co Ltd. подвергся жесткой критике со стороны пользователей социальных сетей Douyin и Weibo — бренд обвинили в двойных стандартах. Так, в составе соевого соуса, который продавался в Японии, пользователи соцсетей обнаружили только натуральные ингредиенты (воду, соевые бобы и зерна пшеницы), в то время как в составе соуса, предназначенного для китайских потребителей, они нашли всевозможные пищевые добавки, в том числе усилители вкуса, консерванты и подсластители. Государственные регуляторы отреагировали молниеносно и начали расследование нарушений со стороны бренда-производителя соевого соуса. 10 октября, в первый понедельник после окончания праздников, акции Foshan Haitian Flavouring and Food Co Ltd. упали практически на 8%.
Критика бренда в очередной раз возродила опасения китайских потребителей, связанные с безопасностью продукции производителей из материкового Китая. В 2008 году в КНР разгорелся скандал, который потряс не только жителей Поднебесной, но и весь мир. В молоке и детских молочных смесях 22 китайских производителей был обнаружен меламин — токсичное вещество, которое используют для производства пластика, удобрений и бетона. После употребления отравленной продукции шестеро детей погибли, еще 300 тысяч пострадали — у них выявили заболевания различной степени тяжести. Скандал значительно подорвал репутацию не только китайских производителей, но и государственных регуляторов, которые в 2009 году в срочном порядке приняли закон «О безопасности продуктов питания». В нем отдельным пунктом были обозначены требования к составу продукции, предназначенной для детей младшего возраста.
С ростом уровня жизни китайского населения значительно вырос спрос на качественную, здоровую, органическую продукцию, в особенности среди жителей городов первой и второй линий, которые готовы переплачивать, лишь бы заполучить очередной пучок латука с эко-фермы. Параллельно с этим государственные регуляторы во главе с Главным государственным управлением по контролю качества, инспекции и карантину КНР (AQSIQ) становятся все более и более требовательными как к китайским производителям, так и к импортерам пищевой продукции. Последние зачастую подвергаются более жестким ограничениям, чем их китайские коллеги.
Так, 1 января 2022 года в КНР вступили в силу обновленные правила регистрации зарубежных производителей продуктов питания. До принятия нововведений в Китае существовала система, при которой обязательной регистрации в Главном таможенном управлении подлежали только отдельные категории импортной пищевой продукции. Сейчас прохождение такой процедуры обязательно для всех товарных групп, импортируемых в Китай. При этом регистрация продукции из специального перечня, детализированного в тексте нововведения, должна проводиться по усложненным правилам*. В так называемый специальный перечень вошли такие товарные группы, как продукты пчеловодства, масла, пищевые зерновые культуры, приправы, орехи и семена, сухофрукты и т. д.
*Подробнее о новых правилах регистрации пищевой продукции в ГТУ КНР можно узнать из Приказа Главного таможенного управления №248 об обнародовании обновленного Положения КНР об управлении регистрациеи иностранных предприятии по производству импортируемых пищевых продуктов.
Заключение
Производитель соевого соуса, с кейса о котором мы начали разговор о безопасности пищевой продукции в КНР, понес серьезные репутационные издержки из-за практики двойных стандартов. В то же время китайские регуляторы, ответственные за сертификацию местной и импортной продукции, действуют примерно согласно той же логике: пока на материке периодически разгораются локальные скандалы, связанные с нарушением норм пищевой безопасности китайскими производителями, требования к экспортерам ужесточаются до предела. В результате процедура импорта обрастает все большим количеством бюрократических препон.
Однако это не повод для отчаяния! Качественная проработка экспортного проекта и внимание к требованиям, которые китайская сторона предъявляет к импортной продукции, могут повысить Ваши шансы на успех на рынке Китая. 加油!