Чемпионат мира по футболу: китайские спонсоры в лидерах. Часть 1
20 ноября в Катаре стартовал Чемпионат мира по футболу FIFA. С первого дня праздника футбола стало заметно, что значительный вклад в продвижение спортивной феерии в этот раз внес Китай. Постройка главного стадиона, реклама брендов и культурных производных и даже трансляция мероприятия – влияние страны очевидно.
В Кубке мира приняли участие такие китайские спонсоры, как транснациональный конгломерат Wanda Group, производитель бытовой техники и электроники Hisense, производитель молочных продуктов Mengniu Dairy, производитель смартфонов vivo, производитель кухонной техники Vatti, бренд умных проекторов Dangbei, платформа для обмена информацией о стиле жизни Xiaohongshu, а также Cotti Coffee, новый проект Чарльза Лу, бывшего председателя небезызвестного Luckin Coffee.
Кто они – китайские спонсоры?
Wanda Group — китайский многонациональный конгломерат. Во всем мире группа Dalian Wanda инвестирует во многие отрасли, включая строительство, развлечения, средства массовой информации, промышленное производство, финансовые услуги, высокие технологии, гостиничный бизнес, недвижимость, розничную торговлю, здравоохранение и спорт. В 2020 году он занял 28-е место в списке 5000 крупнейших частных предприятий Китая.
Mengniu — это ведущее молочное предприятие Китая, которое с 2017 года входит в десятку крупнейших молочных предприятий мира. Оно специализируется на молочных продуктах как в порошкообразном, так и в жидком виде, йогуртах, расфасованном мороженом, сыре и масле. Wanda Group и Mengniu несколько раз попадали в список Fortune 500 (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка компании).
Однако все китайские спонсоры имеют относительно низкий статус за пределами своей страны и сосредоточены преимущественно на китайском рынке. Например, в 2021 г. 96.5% продаж Mengniu пришлось именно на Китай.
Поразительные суммы
По данным лондонской информационной компании GlobalData, на текущем чемпионате мира по футболу китайские компании приносят больше спонсорских доходов, чем компании из других стран: $1,4 млрд по сравнению с $1.1 млрд от американских компаний. После первого матча многие пользователи соцсетей были поражены тем, что реклама китайских компаний была буквально повсюду.
Крупнейшими китайскими спонсорами стали Wangda, Vivo, Mengniu и Hisence. Wangda выделил $850 млн в рамках 15-летней сделки, которая охватывает все мероприятия чемпионата мира до 2030 года.
Vivo, компания по производству бытовой электроники, базирующаяся в южном городе Дунгуань, тратит около 450 миллионов долларов в рамках шестилетней сделки, которая включала Кубок Конфедераций 2017 года и Чемпионат мира по футболу 2018 года.
Mengniu со штаб-квартирой в Хух-Хото, Внутренняя Монголия, и Hisense, производитель электроники, базирующийся в Циндао, обязались потратить около 60 и 35 миллионов долларов соответственно.
По имеющимся данным, сумма спонсорства китайскими компаниями прошлого чемпионата мира по футболу в России составила $835 млн. Таким образом, спонсорство чемпионата мира в этом году китайскими компаниями увеличилось почти на 70%.
На подготовку к Чемпионату мира Катар потратил более $200 млрд за 12 лет на строительство дорог, отелей, стадионов и футбольных объектов. Блестящий стадион Лусаил был построен китайскими компаниями. Его вместимость равна 80 тысяч человек, а сам стадион построен в форме чаши из финиковой пальмы и эмалевого фонаря. Это первый случай, когда китайская компания построила место проведения чемпионата мира по футболу, а сам стадион изображен на новой банкноте Катара номиналом 10 риалов ($2.75).
Продолжение следует. Во второй части статьи мы расскажем о маркетинговых инструментах, которыми пользуются китайский компании, а также реакции китайских фирм на нарушения прав человека в Катаре.
Автор: Дмитрий Афанасьев