Победы в освоении космоса помогут укрепить международное сотрудничество

Экономист и общественный деятель Марат Айдагулов о возможностях и зонах роста для отечественной космической отрасли.

Для «перезагрузки» нам нужны новые успешные космические проекты

Такие области как фундаментальная наука, искусство, культура и спорт – это то, что всегда сближало народы и континенты между собой, способствовало нахождению общих знаменателей, развитию сотрудничества и конструктивного диалога. К этим же наиболее нейтральным, понятным каждому и общезначимым сферам можно также отнести идею освоения космического пространства. Полет в апреле 1961 года космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту, продолжительностью всего каких-то 108 минут, не только навсегда был вписан золотыми буквами в историю советского народа, но и встречен во всем мире как общая большая победа человечества, а гагаринская улыбка стала символом мира и дружбы всех народов Земли.

Как известно уже в конце апреля Юрий Алексеевич Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку, которая получила название «миссия мира»: в течение двух лет советский космонавт посетил около 30 стран – встретиться с ним за честь считали короли, президенты, ученые, артисты и музыканты. Кроме того, памятники и бюсты Гагарину впоследствии были открыты в Великобритании, Германии, Индии, Испании, Италии, Китае, США, Франции и других странах. Всего по миру установлено порядка 50 таких монументов первому человеку, шагнувшему в неизведанный космос, в том числе в 2018 году бронзовый бюст космонавта был установлен на российской научной станции «Прогресс» в Антарктиде.

Пережив определенное падение интереса к тематике космоса в начале 2000-х годов, на сегодня идея выхода за пределы Земли и освоения близлежащего космического пространства вновь находится в фокусе внимания государств и частного сектора. В массовом сознании это во многом связано с фигурой предпринимателя, основателя SpaceX и Tesla Илона Маска, который стал активно продвигать, кажущуюся на первый взгляд несбыточной, идею скорой колонизации Марса. Планы по полету на Марс связаны с его кораблем Starship, который должен совершить первый орбитальный полет в 2022 году.

Конечно, вряд ли приземления человека на Марс стоит ожидать в ближайшие годы, но и ставить крест на данных разработках будет стратегической ошибкой. Ведь потенциально успешный полет на Марс совершит настоящую революцию в космической отрасли, а освоение «красной планеты» даст сильнейший толчок развитию остальных наук, позволит обнаружить новые элементы и, полезные ископаемые, существенно расширить ареал человеческого существования.

Помимо успехов Маска и его компании в космической отрасли сейчас есть и другие значительные достижения, а также интересные инициативы. Многие государства, которых еще сто лет назад в принципе не было на мировой арене, в наши дни имеют развитые космические программы. Например, Объединенные Арабские Эмираты, страна, появившаяся на свет только в 1971 году, уже в XXI веке запустила собственную космическую программу. За менее, чем два десятилетия ОАЭ были запущены первые космические аппараты, на орбите планеты побывал первый космонавт ОАЭ, в феврале 2021 года в рамках арабской марсианской миссии на орбиту успешно вышел их зонд под названием «Аль-Амаль» («Надежда»), а в 2017 году была запущена долгосрочная стратегическая программа «Марс 2117», целью которой является первое арабское марсианское поселение. При этом партнерские отношения в космической сфере у ОАЭ сложились не только с американским NASA, но и с Россией – соответствующее соглашение о сотрудничестве с «Роскосмосом» было подписано в прошлом году.

Другим приоритетом космических компаний всего мира стало освоение дальнего космоса. В июне 2021 года NASA объявило о миссии под названием «ACS3», подразумевающей запуск на орбите солнечных парусов, чтобы облегчить в дальнейшем запуск исследовательских спутников и зондов. Разработкой наноспутников для путешествия к звездной системе Альфа Центавра на расстоянии 4,37 световых лет от Земли занимается компания Breakthrough Initiatives, основанная в 2015 году нашим соотечественником Юрием Мильнером. Ведется работа над улучшенными большими телескопами для изучения далеких космических объектов – в 2019 стартовало строительство купола ELT, астрономической обсерватории ЕС и Бразилии в Чили, которая за счет своей улучшенной системы зеркал сможет получать изображения из космоса с высокой степенью детализации.

Также активно развивается сфера высокотехнологического космического бизнеса – самый яркий пример, пожалуй, туризм. В сентябре прошлого года завершилась миссия Inspiration 4, в рамках которой ракета SpaceX подняла на высоту 580 км первый полностью гражданский экипаж из четырех человек, а до этого в июле в суборбитальный полет свои экипажи запустили миллиардеры Ричард Брэнсон и Джефф Безос – их компании уже заявили о продаже билетов на такие полеты на сотни миллионов долларов. Кроме того, это очень серьезный пиар космических технологий страны. Радует, что наш «Роскосмос» старается не отставать в данном вопросе, в частности, новости о российском проекте «Вызов» – съемке первого художественного фильма на планетарной орбите – вызвали в 2021 году большой интерес у западных СМИ.

А много ли информации в новостном поле о первом цифровом космическом государстве «Асгардия»? А его, между прочим, инициировал в 2016 году еще один из наших соотечественников, российский ученый и миллиардер Игорь Ашурбейли. Несмотря на кажущуюся утопичность задумки и то, что Асгардия не имеет территориального местоположения на Земле, у нее уже около 200 тысяч граждан, подписавшихся на присоединение к ней через Интернет, а также довольно амбициозные планы по запуску жилищ на низкой околоземной орбите и постройке поселений на Луне и Марсе. Еще несколько лет назад ими был запущен первый спутник, для формирования собственной экономики ведутся разработки новой криптовалюты SOLAR, а в руководство сетевого протогосударства уже сейчас входят представители всех континентов.

Ключевые направления для развития в космосе

Можно с уверенностью говорить о том, что сегодня «Роскосмос», наши научные и образовательные организации обладают редкой возможностью вновь вдохновить и направить молодежь для реализации идеи освоения космоса. Так, согласно прошлогоднему опросу ВЦИОМ каждый третий россиянин хотел бы отправиться в космос и посетить Международную космическую станцию, а в сохранении нашей страной статуса лидера мировой космонавтики не сомневаются более 70% граждан. По сути это будет новый виток истории человечества, новые вершины в геологии, химии, биологии, физике, астрономии, медицине, робототехнике, авиации и десятке других фундаментальных и прикладных направлений. Главное, что для этого у нас уже есть хороший научно-технический задел в космической сфере, достаточно талантливых ученых и специалистов.

Неслучайно активное участие в «космическом рынке» стараются принимать такие крупные развивающиеся экономики как Китай и Индия. Последней, в частности, ведется успешная подготовка к тому, чтобы начать самостоятельно отправлять людей в космос – летом 2022 года Индией планируется провести первое беспилотное испытание трехместного космического корабля «Гаганьяна», рассчитанного на полеты на низкие околоземные орбиты. Китай же в принципе за последние десятилетия сумел стать одним из лидеров космической отрасли. В 2021 году КНР успешно вывела на орбиту базовый блок своей многомодульной орбитальной станции «Волшебный дворец» («Тяньгун»), которая призвана расширить возможности Поднебесной по проведению внеземных научных исследований.

Со своей стороны считаю важным выделить четыре ключевых космических направления, на которые нам целесообразно сделать первоначальный акцент в силу существующих разработок:

• планеты и исследования Солнечной системы, прежде всего Луна, Марс, кометы, астероиды
  • внеатмосферная астрономия (проекты серии «Спектр», в том числе посвященные рентгеновскому и ультрафиолетовому диапазону)
  • космическая плазма, исследования солнечно-земных связей
  • космическая биология и медицина (с опорой на разработки Института медико-биологических проблем)

Отдельно хотелось бы отметить задачу по созданию Россией суверенного спутникового Интернета – это не только поможет расширить зону сигнала в самые удаленные регионы, удешевить наземное оборудование за счет отказа от прокладки оптоволоконного кабеля в труднодоступные места, но и позволит нам не опасаться возможного давления и санкций в данной сфере. Руководством «Роскосмоса» уже запланированы соответствующие мероприятия, которые должны завершиться к 2025 году.

Космос – это серьезный ресурс в вопросах экономики, экологии, продовольствия, стратегической безопасности. Космические разработки неминуемо стимулируют общее технологическое развитие. К примеру, техника с дистанционным управлением в основе умного дома стала результатом освоения космического пространства. Или, например, тот же вопрос об очистке во время полета воздуха от углекислого газа, технологически применим и к решению общей проблемы увеличения соотношения углекислого газа в земной атмосфере.

Крупные космические проекты неизбежно на продолжительный срок создают тысячи рабочих мест для сверхквалифицированных специалистов. Именно космонавтика привела к тому, что у человечества появились эффективные инструменты в области устойчивого развития: прогнозирования погоды, охраны окружающей среды и другие. Поэтому освоение космоса человеком является продуктивным путем к решению общих проблем развития цивилизации – от истощения природных ресурсов до рисков глобальной техногенной или военной катастрофы. От новых направлений в его развитии выигрывают все народы, страны и континенты, а любые организации и личности, оказывающие поддержку данной отрасли, будут по праву пользоваться уважением современников и потомков.

Международное космическое сотрудничество в санкционных реалиях

К сожалению, космическая сфера часто оказывается заложником политических амбиций отдельных стран. Неудивительно, что она одной из первой пострадала в результате новой волны санкционного давления США и ЕС. Так, Евросоюз после 24 февраля запретил поставки в Россию обширного списка высокотехнологической продукции, в частности систем связи, электроники, полупроводников, авиационных и космических компонентов, а Германия приняла решение отключить свой телескоп на космической обсерватории «Спектр-РГ», которая является совместным с РФ проектом. В ответ на это «Роскосмос» приостановил сотрудничество с Европой по пускам ракет «Союз» с космодрома Куру, прекратил поставки в США ракетных двигателей РД-180 и РД-181, а также выступил с инициативой по завершению сотрудничества с США, Канадой, Евросоюзом и Японией на Международной космической станции.

Хотя безусловно, сложившаяся ситуация вынужденно ставит перед Россией вопрос, с одной стороны, о том, как обеспечить орбитальный суверенитет, а, с другой, как заменить наиболее важные европейские и американские высокие технологии. Большинство специалистов однозначно говорят о том, что в результате пострадают все, ведь космическая деятельность по сути своей интернациональна, а международная кооперация давно стала важнейшим фактором успеха современной науки. Сейчас практически нет исключительно американских, китайских или российских проектов – для проведения космических исследований берется лучшее от разных стран. И давно нормальной практикой стало, когда российское устройство стоит на американском марсоходе. Или если взять проект МКС, в котором участвуют 14 стран: в случае остановки работы станции пострадают не только США или РФ, но и весь мир.

Сотрудничество позволяет нам объединять уникальные компетенции разных стран, поэтому вместо сворачивания и замораживания международной активности России нужно напротив продвигать идею публичной и взаимовыгодной консолидация усилий со всеми странами, заинтересованными в космосе. Даже, если первоначальная совместная инициатива пойдет от РФ или КНР, дальше к любым успешным проектам неминуемо подтянуться и присоединяться другие народы мира. Поскольку ни одна страна не может самостоятельно обеспечить весь спектр исследований в космосе. У победных и успешных проектов всегда много учредителей и интересантов, только поражение, как известно – сирота. Неслучайно, несмотря на жесткую риторику американских политиков, мы не видим аналогичных резких шагов от NASA, которые заинтересованы в продолжении профессионального сотрудничества с Россией в космической сфере. Также по опросам около половины россиян поддерживают продолжение нашего сотрудничества по космосу с США и ЕС.

Кроме того, образовательные проекты, совместные кластеры профильных специалистов могут взаимодействовать друг с другом онлайн, фактически меняя многовековой принцип мира. Сегодня не важны расстояния, границы, любые «железные занавесы» или «культура отмены». Мы можем развиваться, общаться и запускать любые проекты по сетевому принципу. Надо только умело расставить акценты и понять, что здесь есть тактические вещи, связанные с экономикой, международными отношениями, а есть стратегические, неизменно более значимые направления, такие как космос. Поступательная и последовательная работа здесь обязательно даст свои плоды.

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Премудрый пискарь

Рогозин что-ли попросил статью написать?

Илья Попов

По собственной инициативе только мы пишем.🤣

Премудрый пискарь

Видимо космос у нас теперь тоже всё...

Илья Попов

Давно уже всё. Им больше нравится воевать, разрушить и деньги тратить на вооружение.

Юрий Дмитриев

Да, кстати, если вчитаться, то тут не про Роскосмос, а больше про перспективы космоса вообще. Нюансы есть разные, но если я правильно понял, речь идет о том, чтобы в РФ сейчас не тупили и правильные векторы задали.

Илья Попов

Уважаемый Марат, дело в том, что весь мир любил слово Гагарина - ПОЕХАЛИ!
Мы свами вместе и вместе с нами никто не любит слово Путина - ПРИЕХАЛИ!
А так, как желание разумеется, что отличное, мы все хотим, чтоб Россия была процветающей страной. Крыловский квартет надо отодвинуть и дать возможность умным и честным людям строить и возродить добрую Россию.
Мира вам и вашим близким!

Дмитрий