{"id":13589,"url":"\/distributions\/13589\/click?bit=1&hash=3720b6943809baeceb4eeb125e52cc65148e8077ec6a583fabe968afcbb9a827","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442 \u2116134 \u2014 \u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c \u0434\u043e\u043b\u044e \u0432 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043e\u043c \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"b7711d0c-b7a0-5c9e-ac9d-819edff2cdfc","isPaidAndBannersEnabled":false}
Султан Мирзаев

«Откосить от армии»: ответственность и последствия за уклонение от военной службы

В широком смысле, уклонение от военной службы - это любые действия или бездействия, совершаемые призывником, с целью избежать военной службы.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” уклоняющимся от военной службы считается призывник не явившийся без уважительной причины по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

В российском законодательстве “уклонение” можно встретить и в Кодексе об административных правонарушениях, и в Уголовном кодексе. Административная ответственность ограничивается штрафом, уголовная - вплоть до лишения свободы. Здесь тяжелое не только наказание, но и последствия жизни с судимостью. Рассмотрим подробнее.

Административная ответственность

Административная ответственность в соответствии с главой 21 КОАП предусмотрена за ряд правонарушений в сфере воинского учета. Среди них такие как:

  • неявка по повестке без уважительной причины;
  • неявка для постановки на воинский учет, снятия с учета или внесения изменений при переезде (на срок более 3-х мес);
  • выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета;
  • прибытие на новое место жительства либо место временного пребы­вания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воин­ский учет в установленный срок;
  • умышленные порча или уничтожение военного билета или удосто­верения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо не­брежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подле­жащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.
  • уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комис­сии (ст. 21.6 КОАП)

Наказанием может стать предупреждение или штраф от 500 рублей до 3000 рублей. Наказание относительно небольшое, поэтому обычно призывники не испытывают страха перед таким наказанием. Однако в случае если призывник совершил несколько административных правонарушений, из числа указанных выше, они могут в дальнейшем стать доказательством того, что призывник не хотел служить и умышленно уклонялся от службы.

Уголовная ответственность

Ст. 328 Уголовного кодекса РФ закрепляет ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. Оно наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 3.04.2008 г №3 “О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы” даны подробные разъяснения о порядке рассмотрения таких дел.

Наиболее значимые моменты:

  • Уголовная ответственность наступает независимо от способа совершения преступления. Не имеет значение уклонялся мужчина от очередного призыва или имел цель не служить вообще. При этом обязательно должен быть доказан умысел на уклонение;

То есть, если призывник очень не хочет уходить в этот призыв, но желает отслужить через год, поэтому сбегает с призывного пункта, его благие намерения на будущее учитываться не будут.

  • После достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности;

Это преступление небольшой тяжести, поэтому срок давности привлечения к ответственности - два года.

  • Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления;
  • В случаях, когда предусмотренные законом основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу, возникли в период уклонения от призыва на военную службу (например, в случае рождения у гражданина второго ребенка или поступления лица в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и обучения по очной форме), суд освобождает лицо от наказания в связи с изменением обстановки при условии, что преступление в целом совершено человеком впервые;
  • Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы.

Если призывник не является без уважительных причин по повесткам в период очередного призыва либо нескольких призывов подряд, не является в военкомат по истечении действия уважительной причины, избегает прохождения медицинского обследования по направлению призывной комиссии, симулирует болезнь, прячется, умышленно “создает” себе отсрочку, самовольное оставляет сборный пункт до отправки, совершает членовредительство, подлог документов или иной обман, отказывается от получения повестки или направления - это всё признаки уклонения.

Что касается разграничения административного правонарушения или уголовного преступления, оно производится по умыслу, имевшему место при совершении того или иного действия (бездействия).

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что уголовных дел по уклонению много и обвинительных приговоров большинство.

Поиск уклонистов

Парадокс, но многие призывники думают, что достаточно “исчезнуть” из поля зрения военкомата, затеряться до 27 лет, а потом спокойно получить военный билет. Некоторых устроила бы и “справка уклониста”.

На практике не все так просто, поскольку военный комиссариат предпринимает ряд действий, чтобы найти уклоняющихся.

Кто ищет уклоняющихся от военной службы?

  • Военный комиссариат самостоятельно

Военный комиссариат отправляет письма, прозванивает известные ему номера, пишет в мессенджеры и социальные сети, звонит родственникам, направляет повестки по месту работы, в учебные заведения и другим известным ему адресам, где может находиться призывник.

2) Органы внутренних дел

Если военкомат не может установить собственными силами местонахождение призывника (по разным причинам), то он обращается в ОВД.

Обычно военный комиссар направляет в полицию список пофамильно лиц, которых необходимо найти и вручить им повестки.

Если призывника находят, то:

  • ему вручат лично под роспись повестку о явке в военкомат;
  • доставляют в отделение полиции, где вручат повестку либо вызовут туда же сотрудника военного комиссариата;
  • доставят непосредственно в военный комиссариат.

Юридически доставление в военкомат для прохождения призывных мероприятий является незаконным, т.к. по закону могут доставлять призывников только для рассмотрения дела об административном правонарушении, но такая практика распространена.

Также под конец призыва правоохранительные органы могут проводить рейды, по которым молодых людей останавливают на улице, в метро и других видах транспорта, общественных местах, возле колледжей и ВУЗов, проверяют документы и могут отвезти в военкомат. Сотрудники в форме могут прийти к призывнику домой или на работу.

Некоторые военкоматы пользуются уловками: могут отправить домой к призывнику человека без формы, молодую девушку, считая, что им призывник вероятнее откроет дверь. Наверное, все помнят, как в Курске 17-летней девушке вручили грамоту за помощь во вручении повесток призывникам.

2) Следственный комитет

В соответствии с п. 2 ст. 28 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности.

После проведения следственных действий, дело передается на проверку прокурору, а затем в суд, где уже будет выносится приговор.

Уклонение от призыва на военную службу - серьезное преступление. К сожалению, иногда призывники совершают его, просто не осознавая, что не явка по повестке или, всего-то, нежелание проходить обследование в больнице может повлечь такие последствия.

При этом военный комиссариат все-таки заинтересован в том, чтобы отправить призывников на военную службу, а не создать “армию уголовников”. Обвинение в уклонении, как правило, крайняя мера, поэтому рекомендую призывникам не игнорировать повестки, звонки и прочие сигналы от военкомата. Тем более законодательством предусмотрено достаточно оснований для освобождения от военной службы, чтобы не “косить”, а законно получить военный билет без службы.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null