{"id":13835,"url":"\/distributions\/13835\/click?bit=1&hash=e1e12adea1499cc9a8db40cc1c07cce3ce795a6c7a3d073493e1291f48a4a843","title":"\u0418\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0446\u0438\u044f: \u043f\u043e\u0434\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u043c \u043f\u043e\u0447\u0442\u0443, \u0447\u0430\u0442 \u0438 \u0444\u0430\u0439\u043b\u043e\u043e\u0431\u043c\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a \u0437\u0430 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0447\u0430\u0441\u043e\u0432","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"728ad728-b270-5f6e-aa5a-d8a9339fb1b2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как в городе Пенза появились интеллектуальные транспортные системы

Про «умный дом” все слышали, а что вы скажете об “умных светофорах”? Благодаря “Максофт” в Пензе внедрены первые элементы системы "умного транспорта”. Читайте в статье, что такое ИТС и как это работает, что входит в ИТС, как внедрялись элементы ИТС в Пензе.

Фото "ТРАССКОМ"

Что такое ИТС?

Рост числа автомобилей, дефицит хороших дорожных развязок, пробки, низкая пропускная способность дорог, человеческих фактор - все это влечет за собой потерю времени, износ автомобилей, ухудшение экологической обстановки, человеческие жертвы.

Жители городов, где внедрены элементы ИТС, на собственном опыте могут ощутить изменения в транспортной ситуации.

ИТС представляют собой целый комплекс современных информационных, коммуникационных и телематических технологий, и главное — технологий управления. По сути, в городе создается современная цифровая инфраструктура для управления дорожным движением и повышается эффективность управления транспортным комплексом.

Как это работает?

Датчики и камеры ИТС - бойцы невидимого фронта, их работу видно не сразу, а между тем, система помогает людям добираться быстрее из точки А в точку Б.

Получив информацию о том, когда и где бывают пробки, сервисы строят более оптимальные маршруты. Это помогает водителям быстрее добираться до работы или дома.

Другой пример использования ИТС — предотвращение аварий. Иногда бывает так, что на одном из участков трассы идет ремонт, но водители не знают об этом. В результате машина не успевает сбавить скорость и попадает в яму. ИТС помогают избежать таких аварий: данные поступают на сервера приложений-навигаторов, которые предупреждают о ситуации на дороге.

Еще одно важное преимущество ИТС — она позволяет моделировать различные ситуации и прогнозировать результат. В итоге можно точно определить, как именно то или иное событие повлияет на дорожную ситуацию. Например, перекрывая улицу на ремонт полотна, мы можем рассчитать, как лучше организовать движение в объезд, чтобы минимизировать пробки, или как строительство новой развязки повлияет на трафик. Может оказаться, что почти никак: тогда нужно будет искать другие варианты, зато бюджетные деньги будут сэкономлены.Цели системы включают в себя:

  • снижение количества ДТП и их тяжести;
  • оптимизация загруженности УДС;
  • оптимизация работы общественного

транспорта;

  • отображение транспортной доступности всех

районов города в момент времени;

  • эффективный подход к обслуживанию и

содержанию объектов транспортной системы и дорожного полотна;

  • улучшение экологических показателей,
  • расчет допустимой скорости в зависимости от погодных условий;
  • расчет интенсивности движения по участкам.

Помимо этого, ИТС - это “умные остановки”, на которых можно узнать, какой автобус вам нужен и когда он приедет, “умные парковки”, где можно занять место еще до прибытия и оплатить любым удобным способом.

Что входит в ИТС?

1. Дорожные камеры видеонаблюдения.

“Глаза” ИТС, которые так не любят водители. Современные видеокамеры с высоким разрешениям фиксируют ситуацию на дороге, распознавая нарушителей.Не так давно в Москве появились камеры, которые фиксируют движение по выделенной полосе или по обочине, перестроение из ряда в ряд через сплошную линию, непропуск пешеходов на «зебре», выезд на вафельную разметку или за стоп-линию, проезд на красный сигнал светофора. Система научилась выявлять водителей, ездящих без ОСАГО и техосмотра. В России существует единая база данных, которая позволяет ГИБДД находить машины с одинаковыми номерами, которые часто используют мошенники, а также выявлять водителей, которые не платят за езду по платным дорогам.

2. «Умные светофоры».

К «Умным устройствам» регулировки дорожного движения с помощью цветосветовых сигналов относят оборудование с управляющим ПО, которое позволяет принимать самостоятельные решения на основе полученных с других приборов данных о транспортном потоке.

3. Детекторы трафика

Еще одна важная составляющая – датчики интенсивности дорожного движения и датчики ГЛОНАСС, установленные на городском транспорте. Вместе с камерами фото- и видеофиксации они дают возможность получить наиболее полную картину транспортной ситуации на дорогах – оценить интенсивность движения, скорость автомобилей, выявить проблемные участки и места, где чаще всего происходят аварии или возникают заторы. И конечно, сообщить пассажирам, когда придет нужный им автобус.

4. Автоматизация освещения дорог.Специальные системы интеллектуального управления, которые анализируют информацию о трафике, времени суток, погоде и других факторах и принимают решение о включении/выключении осветительных приборов.

5. Оборудование автоматической фиксации нарушений ПДД.

Средства фиксации могут запечатлеть любое несоблюдение ПДД и обеспечить неотвратимость наказания за создание аварийной ситуации, поэтому после их установки водители становятся аккуратнее и ответственнее.

Помимо этого есть и другие элементы: паркоматы, информационные табло, электронные устройства оплаты проезда, комплексы весогабаритного контроля и др.На данном этапе для Пензы были выбраны несколько элементов ИТС.

Как внедрялись элементы ИТС в Пензе

Решение о создании интеллектуальной транспортной системы было принято летом 2022-го года в рамках нацпроекта “Безопасные качественные автомобильные дороги“. Предпосылками стало ухудшение дорожной ситуации. В Пензе 500 тысяч жителей, в 2020 году на 1000 населения приходилось 320 автомобилей, это 36-е место в рейтинге регионов России. Кроме того, данные статистики ДТП, в том числе, с пострадавшими, были неутешительны.

Работа над проектом:

Был разработан план, включающий в себя три этапа:

  • Подбор, поставка аппаратного комплекса обработки данных интеллектуальной транспортной системы Пензенской городской агломерации
  • Поставка и монтаж средств адаптивного управления светофорными объектами и мониторинга параметров транспортных потоков - 1 часть.
  • Поставка и монтаж средств адаптивного управления светофорными объектами и мониторинга параметров транспортных потоков - 2 часть.Монтаж комплекса, ввод в эксплуатацию вошли в стоимость Контракта и включали в себя следующие виды работ:
  • выполнение работ по монтажу комплекса, подключение к сетям передачи данных и электропитания;
  • осуществление предписанной производителем предпродажной подготовки комплекса;
  • модификация настроек текущего оборудования Заказчика;
  • проведение опытной эксплуатации.

Работа по подбору и поставке решений проводилась в условиях наложенных санкций плюс в соответствии с требованиями ФЗ № 187 "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации". Было важно подобрать оборудование исключительно российских производителей. В итоге специалисты “Максофт” выбрали решения отечественных вендоров Depo Computers, “Парус электро”, QTECH, Raidix. Продукция этих производителей внесена в реестр ТОРП МИНПРОМТОРГ.

Организация Интеллектуальной транспортной системы в Пензенской области завершена в сентябре 2022 года. Ориентируясь на опыт городов с аналогичной численностью населения, через 6 месяцев использования, ожидается:

  • сокращение времени в пробках до 15 минут за счет работы “умных светофоров”,
  • прирост пропускной способности дорожной сети в часы пик на 15%,
  • снижение количества ДТП,
  • улучшение качества работы общественного транспорта.

Эффективность ИТС

Одной из самых болезненных проблем в проектировании информационных систем является доминирование объектов и инструментов над функциональностью. Многие заказчики искренне считают, что информационные системы решают проблемы. Тогда как на самом деле информационные системы позволяют решать проблемы.

Представим, что нам нужно просверлить дыру в стене, и для этого у нас имеется электродрель. Вот только одного наличия мало, важно выбрать диаметр сверла, уточнить материал, из которого сделана стена, знать, что процедуре будут сопутствовать шум и пыль. Так и в случае компонентов ИТС: важно уметь настраивать транспортные модели, чтобы интеллектуальная система работала и решала транспортные задачи.

Как думаете, оправдают ли ИТС надежды, которые на них возлагают? Есть ли ИТС в вашем городе?

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null