Обзор правок конституции: статья №83
Немного ретроспективы и обзор на статью №83. В РФ всего 141 статей высшего закона. Два года назад многие и одна из них были существенно поправлены (по предложению президента). По информации из источников Правительства - большинство граждан согласились с этими изменения, в следствии чего у меня (я не смог участвовать, к сожалению, по территориальным ограничениям) возникает вопрос: объясните мне пожалуйста, большинство граждан, зачем нужны эти изменения, которые вы одобрили? Какие такие ваши права и свободы эти поправки призваны соблюдать, защищать и признавать?
В чем смысл основных правок 2020 года в Конституции РФ, которые внес президент РФ? В основном - это расширение прав, полномочий и гарантий безопасности президенту. Дело в том, что конституция закрепляет определенные права (полномочия) и обязанности, которые люди на территории РФ готовы соблюдать ради сохранения целостности общества и, как известно единственная задача органов власти - признание, соблюдение и защита прав человека. И вот, что предложил президент:
Председатель Правительства
Должность, которая отвечает за "главенство" в Правительстве. Т.н. Представитель Правительства, наказывает и поощряет министров в Правительстве, в общем, есть "Правительство" (президент, прокуратура, рос гвардия, ФСБ и т.д. - это не часть правительства, это отдельные органы, а Правительство - это орган из министерств, типа "Мин. Здрава"), а председатель в правительстве - там самый главный. Точные обязанности и полномочия не скажу, системы, которая бы позволила адекватно оценить хронологию изменений не существует, а учитывая скорость принятия новых законов - не факт, что они не изменятся уже сегодня (3 чтения в день для внесения законопроектов размером в маленькую книжку - не предел, сверх эффективность законотворчества впечатляет).
Так вот, в оригинале президент может его ТОЛЬКО назначить, и ТОЛЬКО при условии, что гос. дума согласится. В поправках же - если гос. дума утвердила кандидатуру - президент может как назначать утвержденную кандидатуру без согласия, так и снимать его с должности по своему желанию. Проще говоря - сможет увольнять "Председателя правительства" при желании и назначать без согласия гос. думы (достаточно, чтобы кандидат был до этого разок утвержден).
Считаю, что это прекрасное решение гос. думы и совета федерации. Хотелось бы услышать и от них, зачем им это нужно?
Участие президента в Правительстве
Президент НЕ СОСТОИТ в Правительстве, т.е. не исполняет обязанности правительства и т.д. Но в исходном документе имеет право председательствовать в правительстве. И право отправлять Правительство в отставку целиком, но ТОЛЬКО если "Гос. Дума" выдвинула вотум недоверия к Правительству. Т.е. дума может уволить все правительство, но у президента есть право вето (отмена) на это решение. В поправках же, президент РУКОВОДИТ правительством. Т.е. напрямую становится руководителем правительства, без всяких представителей (а зачем тогда он вообще нужен?). Мало того, президент получает возможность изменять структуру и функции федеральных органов, напрямую. И не только своих, президентских, но и тех, руководством которых осуществляет Правительство. Т.е. если в конституции переименование милиции в полицию нужно через закон от Гос. Думы - то в поправках президент может просто так поменять "полицию" в "стражей галактики" с полномочием "сторожить галактику" просто если захочет. Честно говоря - звучит страшно.
Итог
На самом деле еще куча изменений, но я отметил лишь те, которые меня наиболее заинтересовали. Текст статьи ни в коем случае не является дискредитацией воли народа и его избранных представителей, я лишь хочу узнать, в чем причины и обоснования для этих правок, т.к. я этого не понимаю?
Далее привожу текст статьи №83 до и после.
Тест статьи до правок 2020г.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Текст поправок:
17) в статье 83:
а) пункт «а» изложить в следующей редакции:
«а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности;»;
б) пункт «б» изложить в следующей редакции:
«б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;»;
в) дополнить пунктом «б1» следующего содержания:
«б1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;»;
г) дополнить пунктом «в1» следующего содержания:
«в1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;»;
д) пункт «д» изложить в следующей редакции:
«д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте „д1“настоящей статьи), и освобождает их от должности;»;
е) дополнить пунктом «д1» следующего содержания:
«д1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров) , ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;»;
ж) пункт «е» изложить в следующей редакции:
«е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;»;
з) пункт «е1» изложить в следующей редакции:
«е1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;»;
и) дополнить пунктом «е3» следующего содержания:
«е3) вносит в Совет Федерации представление о прекращениив соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;»;
к) дополнить пунктом «е4» следующего содержания:
«е4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты;»;
л) дополнить пунктом «е5» следующего содержания:
«е5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;»;
м) пункт «ж» изложить в следующей редакции:
«ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерациив целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом;»;
н) пункт «и» изложить в следующей редакции:
«и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий;»;