{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Искусство как альтернативные инвестиции

Популярность альтернативных инвестиций растет с каждым годом. Вложение средств в активы, которые выходят за рамки традиционных финансовых инструментов — фондовой биржи, недвижимости и металла, позволяют диверсифицировать инвестиционный портфель. Особенно актуален данный вид инвестиций в кризис в условиях экономических потрясений и скачков стоимости активов.

Одним из видов альтернативных инвестиций является инвестирование в искусство. Согласно данным исследования Deloitte самые платежеспособные люди планеты (Ultra High Net Worth Individuals, частные лица с чистым капиталом более $30 млн) инвестируют в искусство приблизительно 5% своего капитала. Доходность инвестиций в предметы искусства может в несколько раз превышать индекс Dow Jones, а значит быть выгоднее, чем игра на бирже. Например, в 2002 году на аукционе Sotheby's картина художника Жана-Мишеля Баскиа «In This Case» («В этом случае») была продана за 999 500 долларов, а в 2021 году ее стоимость на аукционе Christie's в Нью-Йорке составила за $93,1 миллиона.

Рассказываем об особенностях инвестирования в искусство в России и в мире.

Риски и преимущества инвестиций в предметы искусства

Предметы искусства — товар специфичный. Помимо сложностей с определением их стоимости и прогнозированием доходности, есть еще несколько важных характеристик, которые влияют на уровень риска:

  • Долгий горизонт инвестирования. Искусство — вариант для терпеливых инвесторов, которые готовы ждать 10 и более лет. Учитывая этот момент, рекомендуем приобретать произведения, которые доставляют вам эстетическое удовольствие от созерцания. На эту тему у инвесторов есть даже термин «passionate investments» или «инвестиции страсти». В его основе одновременно и наслаждение от обладания объектом, отражающим увлечение владельца, и возможное получение прибыли.
  • Низкая ликвидность. Предметы искусства не продаются мгновенно по выгодной цене. Если хочется выручить хорошую сумму, то поиск подходящего покупателя и сама сделка может занять несколько месяцев или даже лет.
  • Сложно предсказать тренды. Подобно моде художники и их работы входят в моду и выходят из нее, что напрямую влияет на окупаемость инвестиций. Согласно отчету TEFAF Art Market Report только 1% всех художников создает более половины всех произведений искусства, продаваемых по всему миру. Универсальной формулы, позволяющей рассчитать, кто именно это будет, - нет, поэтому целесообразно иметь в инвестиционном портфеле работы сразу нескольких авторов.
  • Ограничения на вывоз предметов искусства. В каждой стране свое законодательство на этот счет, и перед приобретением картины за рубежом следует заранее выяснить возможность вывоза.

Принимая во внимание эти моменты, специалисты рекомендуют выделять на инвестиции в искусство не более 5-10% портфеля и обязательно учитывать специфику арт-рынка.

К положительным особенностям арт-инвестиций можно отнести:

  • Низкую корреляцию с экономической ситуацией в стране и мире. Стоимость произведений искусства не связана с динамикой фондового рынка, поэтому наравне с золотом искусство можно считать защитным активом, в котором можно переждать неспокойные времена. Согласно The Art Market 2020, в 2020 году во время пандемии мировой объем рынка предметов искусства и антиквариата достиг $50,1 млрд.
  • Лимитированность предложения. Искусство - товар уникальный, художники создают ограниченное количество произведений за свою жизнь. Стоимость картин известных авторов прошлого растет с каждым годом. Так, например, в 2022 году на аукционе была продана картина Энди Уорхола Shot Sage Blue Marilyn (1964) за рекордную сумму в $195 миллионов.

Пожалуй, одним из главных отличий искусства от классических финансовых активов является то, что их можно рассматривать не только с материальной точки зрения, но и как вложение в эмоциональное состояние, развитие эстетического вкуса, формирование семейных ценностей и повышение социального статуса. Коллекционирование и альтернативные инвестиции тесно связаны между собой, потому что коллекционеры передают не только финансовое состояние потомкам, но и художественное наследие человечеству в целом.

Особенности арт-инвестирования в России

Российский арт-рынок имеет ряд специфических особенностей, которые напрямую влияют на доходность инвестиций в него.

Во-первых, стоимость предметов искусства - тема закрытая. Большинство офлайн и онлайн галерей открыто не показывают цены на картины, узнать их можно только по запросу. За работы одного и того же автора на разных площадках можно заплатить разную сумму.

Во-вторых, в широком доступе отсутствует достоверные финансовые данные, показывающие динамику цен в разные периоды творчества художника. Большинство сделок носят частный характер и информация о стоимости не разглашается.

При этом, в кризисных ситуациях, когда возможности приобретения искусства на зарубежном арт-рынке становятся ограниченными и несут в себе дополнительные логистические затраты, привлекательность внутреннего рынка, несмотря на сложности с прогнозированием доходности, наоборот, возрастает.

                                                        “Айсберг”, художник Ваулин Алексей

Инвестирование в предметы искусства - отличный вариант для сохранения и приумножения капитала, который, кроме того, дает высокую позитивную эмоциональную отдачу, особенно если искусство лежит в области ваших личных интересов. Порой такая отдача может превзойти финансовые ожидания, поскольку обладание эксклюзивным предметом искусства дает приятное ощущение собственника и обозначает ваш статус.

0
2 комментария
Наталья Хацела

Тимур, здесь акцент сделан на то, что вниманию инвесторов предлагаются работы художников, которые де-факто уже стали частью общероссийской истории - их работы приобретены в коллекцию ведущих художественных музеев страны - Русским музеем, Третьяковской галереей, ГМИИ им.А.С.Пушкина, Московским музеем современного искусства. Это уже история. Которая составляет ощутимую долю в стоимости картины.

Если говорить о художниках без такого бэкграунда, то инвестиционные перспективы менее прогнозируемые. А работы молодых художников в инвестиционных целях лучше в принципе не приобретать.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Agaev

ну очень рискованно,вот вообще не факт что картина не обесценится

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда