QR-КОД ДЛЯ БИЗНЕСА: ЧТО ЭТО И КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
Свою популярность графические коды, они же QR-коды, получили еще в прошлом году. Их масштабное распространение продолжилось и в текущем. Сегодня российские оплаты по штрих-коду постепенно набирают популярность во многих сферах жизни и представляют современную альтернативу эквайрингу для бизнеса.
В ситуации, когда банки попадают под санкции, а бизнес стремится всеми возможными способами снизить операционные расходы, бесконтактные системы оплат приходят на выручку предпринимателям. Они упрощают процессы оплат и снижают расходы.
QR-код для бизнеса - что это?
Quick Response code, именно так звучит полное наименование привычной нам аббревиатуры. Графический код впервые стал применяться еще в 1994 г. А созданию мы обязаны японским специалистам из всемирно известной корпорации Toyota.
QR-коды уже активно используются в межбанковской системе быстрых платежей (СБП). И, кстати, до конца 2022 года представители малого и среднего бизнеса, принимая деньги через «Систему быстрых платежей», могут получить полную компенсацию перечисленной в банк комиссии.
Галина Тузова, эксперт бухгалтерского и налогового учета, директор Центра обслуживания бизнеса «БукКипер Проф» и лектор Центра развития и поддержки предпринимательства Петербурга считает:
«Для микробизнеса и малого бизнеса оплата по штрих-коду может стать заменой эквайринга. Во-первых, не нужно использовать дополнительное оборудование (например, pos-терминалы). А во-вторых, комиссия при оплате по QR-коду значительно выгоднее, чем по эквайрингу и позволяет экономить до 3% (в зависимости от условий банка, в котором у организации или предпринимателя имеется расчетный счет). Например, фиксированная комиссия у «зеленого банка» составляет всего 0,4% или 0,7%»
Как работать с QR-кодом предпринимателям?
Если вы приняли решение о принятии оплат от клиентов с помощью графического кода, то имеется два способа:
- Покупатели – физические лица
Если вы работаете лично с клиентами-физическими лицами или имеете offline точку продаж, то вам нужно выбрать наиболее удобный способ:
- размещение QR-кода в точке продаж
Скачайте QR-код для оплат в личном кабинете вашего банка, распечатайте и разместите его, например, в прикассовой зоне или на видном месте в точке продаж. Покупатель считывает QR-код в приложении своего банка и вводит сумму покупки. После чего нужно отдельно пробить чек на сумму произведенной оплаты.
Кассир или курьер могут формировать код для оплаты самостоятельно с помощью мобильного приложения, если такие возможности предоставлены вашим банком.
- генерация QR-код в мобильном приложении
Кассир или курьер могут формировать код для оплаты самостоятельно с помощью мобильного приложения, если такие возможности предоставлены вашим банком.
- интеграция QR-кода может в онлайн-кассу
Сегодня уже многие сервисы, предоставляющие услуги по предоставлению и обслуживанию онлайн-касс, имеют в своем портфеле такую возможность.
В данном случае QR-код с данными о покупке выводится на экран кассового терминала, а покупателю остается считать его с помощью своего банковского приложения.
- размещение QR-кода на сайте
Еще один способ, но не самый удобный в части бухгалтерского учета — размещение графического кода для оплаты на сайте.
В этом случае покупатели сканируют QR-код в своем мобильном приложении и вручную вводят нужную сумму покупки. Сложность здесь заключается в фискализации платежей. В соответствии в 54-ФЗ продавец обязан выдать покупателю чек при онлайн-продажах. Чек должен быть направлен по электронной почте. При оплате по QR-коду на сайте покупатель не оставляет своих контактов, что доставляет сложности бухгалтерии.
- Покупатели – юридические лица и ИП
Если ваши покупатели и поставщики в большинстве своем представляют собой юридические лица, то вы можете вставить сгенерированный графический код в счет для оплаты.
Как комментирует Галина Тузова, директор Центра обслуживания бизнеса «БукКипер Проф» (г. Санкт-Петербург), сделать это достаточно просто: необходимо произвести настройку вашей программы для ведения бухучета. Обратите внимание, что каждая программа имеет свои особенности и настройка производится в соответствии с требованиями разработчика. Многие наши клиенты уже перешли на подобный формат оплат и это удобно и для покупателя, и для бухгалтера.
Кому подойдет использование QR-кода?
- Тем предпринимателям, кто находится в поездке или командировке
- Бизнесу с разъездным характером работы
- Тем предпринимателям, кто не имеет офиса или работает «на удаленке»
- Тем, кто не имеет бухгалтера (предприниматель пользуется онлайн-бухгалтерией, ведет бухгалтерию самостоятельно или обращается за помощью к бухгалтеру только для сдачи отчетности)
- Начинающим предпринимателям
Плюсы и минусы применения QR-кода для бизнеса
Как и во многом, что касается ведения бизнеса, оплата с применением QR-кодов имеет свои плюсы и минусы для предпринимателя:
Плюсы:
- Удобство для покупателя при проведении оплат – быстро, удобно и без ошибок
- Моментальное зачисления денежных средств на р/с
Но не забудьте про фискализацию чеков, если оплата принимается от физического лица
- Экономия
Как мы уже указали ранее, комиссия при оплате покупателем по QR-коду значительно выгоднее, чем по эквайрингу. А до конца 2022 года Правительство РФ в рамках поддержки МСП ввело возможности для получения полной компенсации перечисленной в банк комиссии.
- Позволяет, не теряя времени, произвести оплаты
Находясь в командировке, в отъезде оплата по штрих-коду позволяет бизнесмену быстро произвести нужные оплаты, не допустить просрочек и простоя производства и т. п.
Применение QR-кода дает возможность очень быстро создать платеж и моментально отправить его контрагенту.
- Упрощает и ускоряет обработку большого количества счетов
При большом количестве счетов оплата по QR-коду снижает временные затраты до минимума. Остается только отсканировать графические коды в приложении банк-клиента для проведения оплат.
- Не допускает ошибки в реквизитах
Часто при ручном введении реквизитов контрагентов допускаются ошибки. Платеж может не дойти до получателя и/или зависнуть в банке, что создает определенные трудности для бизнесмена и его организации.
- Не нужно формировать платежные поручения
Если предприниматель пользуется онлайн-бухгалтерией, ведет бухгалтерию самостоятельно или обращается за помощью к бухгалтеру только для сдачи отчетности, то такой формат оплаты будет идеальным.
QR-коды также незаменимы для начинающего предпринимателя, который еще не знаком с правилами оформления платежных поручений в банк-клиенте.
Но есть и несколько минусов при применении в QR-кодов в бизнесе:
- Нельзя использовать только одно устройство для оплаты счета контрагенту
Если счет на оплату сохранен на мобильном устройстве (как правило, это смартфон или планшет), и банк-клиент установлен это же устройстве, то считать QR-код невозможно. При использовании только одного устройства проведение оплаты становится невозможным.
- Ограниченность программ, поддерживающих формирование QR-кода
Не все программы дают возможность автоматически формировать индивидуальный штрих-код для оплаты.
Например, в базовой версии программы 1С 8.3, которую используют многие предприниматели, отсутствует возможность выставления счетов с QR-кодом для ООО, АНО, НКО и пр. Данный функционал доступен только при выставлении счетов в адрес ИП и физических лиц. Если же вы работаете с иными юридическими лицами, то в конфигурацию программы нужно вносить изменения для использования возможности формирования индивидуального графического кода для оплаты.
- Возможны проблемы с отдельными банками при считывании QR-кода
«Мы однажды столкнулись с такой проблемой – комментирует Галина Тузова, директор Центра обслуживания бизнеса «БукКипер Проф» (г. Санкт-Петербург) – Покупатель нашего клиента, при оплате счета по QR-коду в мобильном приложении банка, заметил ошибку. При считывании кода со счета для оплаты в банковском приложении отображалась совсем другая организацию. Как впоследствии мы выяснили, это была внутренняя ошибка одного отдельного взятого банка. Клиент своевременно заметил и сообщил о затруднении. В то время, как во всех иных банках проблемы не наблюдалось.
Если бы клиент был менее внимателен при оплате, то его денежные средства могли уйти совсем не по назначению.»
- Система оплаты не актуальна для старшего поколения
Оплаты по штрих-коду неактуальны, если вашим покупателям более 55-60 лет.
Резюме
В завершении вышесказанного, хотелось бы добавить, что даже при наличии определенных ограничений в применении, QR-коды для бизнеса необходимы и полезны.
СБП – дополнительный, оперативный и современный способ приёма оплаты, который поддерживается государством. К тому же он будет одним из конкурентных преимуществ, отличающих вас от остальных.
Принимайте и проводите платежи моментально в любое время и в любой точке мира!
Но нужно помнить, что применение всех видов оплат не должно нарушать действующее законодательство РФ.