{"id":13637,"url":"\/distributions\/13637\/click?bit=1&hash=6eb6f4cc0fd514248f67334eed9cf9b381eca4ced68925ecf0d4e37273ec5a7a","title":"Ozon \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435\u043d\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043c\u0438\u0444\u044b \u043e \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0430\u0445","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"7d00f3f0-9073-5cd7-b901-ee3a06a62041","isPaidAndBannersEnabled":false}
1С ВДГБ

Контрольно-надзорная деятельность: модернизация реестров и изменения в правилах моратория

В начале марта текущего года законодатель наделил Кабмин дополнительными полномочиями в области контрольно-надзорной деятельности (КНД) (ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ). Такие права были предоставлены исполнительной власти в рамках антисанкционных мер, при реализации которых важно находить баланс публично-правовых и частных интересов. В пределах предоставленных полномочий Кабмин принял ряд НПА, направленных, в частности, на облегчение условий ведения бизнеса. Одним из таких документов является постановление Правительства РФ от 17.08.2022 № 1431.

Выделим три группы корректировок, внесенных этим документом.

Во-первых, поправками модернизирован функционал государственных информационных систем (ГИС) в сфере лицензионно-разрешительной деятельности. Изменения, связанные с цифровизацией процессов выдачи и отслеживания изменений разрешительной документации, внесены в постановления Правительства РФ:

  • от 24.01.2011 № 861;
  • от 21.04.2018 № 482;
  • от 29.12.2020 № 2343.

Во-вторых, изменен перечень мероприятий КНД и уточнен порядок действия моратория на них в 2022 году. Изменения внесены в постановления Правительства РФ:

  • от 16.04.2021 № 604;
  • от 10.03.2022 № 336.

В-третьих, упрощена возможность досудебного обжалования бизнесом и гражданами действий инспекторов и результатов КНД.

Корректировки функционала реестровой модели ГИС по лицензированию

С 2021 года изменены отдельные требования законодательства в сфере лицензирования:

  • поменялись условия по составу сведений и документов, предоставляемых заявителем в лицензирующий орган для получения или переоформления лицензии;
  • осуществлен переход на реестровую модель предоставления государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности.

Постановлением № 1431 правила формирования и ведения единого реестра учета лицензий (утв. постановлением № 861) распространили и на иные разрешения. Теперь подсистема федерального реестра так и называется «Единый реестр учета лицензий (разрешений)». Минэкономразвития получило право вносить в реестр сведения о разрешениях. Им будут присваивать регистрационные номера с использованием реестра. В связи с этим уточнены правила формирования и ведения единого реестра. В частности, в новым п. 25(1) приложения 2 к правилам для обозначения вида разрешительной деятельности введено следующее буквенное обозначение:

  • Л - лицензирование;
  • Э - выдача экспертизы;
  • У - утверждение (согласование) отдельных действий или документов;
  • С - сертификация;
  • Р - выдача разрешения (допуска);
  • З - выдача заключения, свидетельства;
  • \В - включение в государственный реестр;
  • Г - государственная регистрация;
  • Т - аттестация;
  • А - аккредитация.

Кстати отметим, что теперь в функциях ЕПГУ закреплена возможность преобразования электронного документа в машиночитаемом формате в визуальный образ такого документа с использованием ЭВМ. В преобразованном документе, отражающем результат предоставления государственной или муниципальной услуги, сохраняется содержание и структура, а также усиленная КЭП органа власти или организации. Возможность визуализации должна облегчить гражданам восприятие электронного документа (подп. «у» п. 1 положения о ЕПГУ, введен постановлением Правительства РФ от 15.08.2022 № 1415). Сформированный таким образом визуальный образ документа допускается использовать при совершении юридически значимых действий только при наличии электронного документа в машиночитаемом формате, подписанного усиленной КЭП органа (организации).

Правила формирования и ведения реестра лицензий и формы выписки из него (утв. постановлением № 2343) дополнены положением, регулирующим механизм внесения изменений в реестр в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц. Речь идет о ситуации, при которой в реестре у каждого участвующего в слиянии юрлица, имеются лицензии на один и тот же вид деятельности. Эти лицензии действительны по состоянию на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юрлиц.

При таких условиях в реестр переносится запись о лицензии, предоставленной в более ранний срок. В ней указывают сведения о лицензиях, предоставленных в более поздний срок. У правопреемника реорганизованных юридических лиц регистрационным номером лицензии и датой ее предоставления считаются соответственно номер записи в реестре лицензий и дата предоставления лицензии, выданной в более ранний срок.

Что касается записи о «поздней» лицензии, то ей присваивают статус «прекращена». При этом в примечании указывают номер лицензии, предоставленной в более ранний срок.

Уточнение сведений в реестре КНМ

В правилах формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ) (утв. постановлением № 604), уточнен состав вносимых сведений.

Напомним, что с учетом стоящей перед контролером задачи из линейки КНМ он может выбрать наиболее оптимальный режим:

  • во взаимодействии с контролируемым лицом (контрольную закупку, мониторинговую закупку, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарную проверка, выездную проверку);
  • без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование).

Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Вносимые в реестр сведения о проводимых КНМ могут иметь следующий статус отображения в публичном доступе:

  • 1 - виден всем;
  • 2 - виден только контролируемому лицу в случае авторизации (на ЕПГУ или в иной информационной системе);
  • 3 - не виден до окончания события (после окончания виден всем).

Уточнено, что особенности статуса 3 могут быть установлены сносками к составу сведений. Так сноска <14-1> дополнена положением, согласно которому инспектор заполняет поле значимости последствий нарушения обязательных требований в части причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или степени риска такого нарушения исключительно в аналитических целях. Информация заполняется с использованием справочных значений и в публичном доступе не отображается. Данные о нарушенных обязательных требованиях в соответствии со сноской <14-1> повторно не заполняют и в реестре не отражают. Эти сведения отображают лишь в привязке к акту КНМ.

Расширен функционал типового облачного решения контроля. Контролеры получили возможность использовать мобильное приложение ГИС для проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий с использованием средств дистанционного взаимодействия (подп «д» п. 3 положения, утв. постановлением № 482). По мнению Минэкономразвития, это нововведение должно улучшить работу инспекторов, сделав ее продуктивнее и качественнее.

Изменения в правилах действия моратория на КНМ в 2022

В 2022 году внеплановые КНМ и проверки бизнеса проводятся:

  • в рамках федеральных законов о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (от 31.07.2020 № 248-ФЗ) и о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении указанных видов контроля (от 26.12.2008 № 294-ФЗ);
  • исключительно по перечню оснований, установленных постановлением № 336 (п. 3).

КНМ могут проводиться как по согласованию с органами прокуратуры, так и без такового.

Уточнено, что с 23.08.2022 по согласованию с органами прокуратуры могут проводиться как внеплановые выездные проверки, так и внеплановые инспекционные визиты если истек срок исполнения предписания. В данном случае речь идет только о предписании, касающемся принятия мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу:

  • причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • обороне страны и безопасности государства;
  • возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

В таких ситуациях указанные КНМ могут проводиться внепланово исключительно при невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.

Только в случае выявления в ходе КНМ фактов нарушений, влекущих перечисленные угрозы, проверяемому лицу выдают предписание об устранении выявленных нарушений. Выдача предписаний без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается (п. 7(1) и 7(2) постановления № 336).

С 23.08.2022 без согласования с прокуратурой инспекторы могут проверять деятельность по управлению МКД (непосредственно собственниками (в домах с менее чем 30 квартир), ТСЖ, ЖСК, УК). Проверки проводят в рамках регионального государственного лицензионного контроля и регионального госжилконтроля (надзора) и только в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) нарушенных прав.

В период моратория ограничения не распространяются на КНМ за реализацией региональными органами исполнительной власти полномочий в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов).

Мораторий на проверки не снимает с бизнеса обязанности соблюдать требования, которые предъявляет к нему законодательство. В то же время профилактические визиты контролеров не должны превращаться в проверки.

Возможность подписания жалобы простой ЭП

Если при проверке или в рамках другого КНМ возникла спорная ситуация, решение можно оспорить в досудебном порядке. На целый ряд госорганов жалобу можно подать через ЕПГУ. В настоящее время досудебный порядок обжалования обязателен для отдельных видов госконтроля (постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1068). С 2023 года такой порядок распространится на все виды контроля.

Стремясь сделать досудебный порядок обжалования понятными и удобными для граждан и бизнеса, власти упростили подачу жалобы в электронном виде.

Сейчас по закону № 248-ФЗ (ч. 6 ст. 21) при направлении в проверяющие органы документов в электронном виде контролируемое лицо подписывает их:

  • простой ЭП;
  • простой ЭП, ключ которой получен гражданином при личной явке в соответствии с правилами использования простой ЭП при обращении за получением госуслуг;
  • усиленной КЭП в случаях, установленных названным законом.

Что изменится в ближайшее время? В законе № 248-ФЗ нормы пока остаются прежние. А вот в особенности организации и осуществления госконтроля (надзора) внесено дополнение.

До 01.01.2030 жалобу в досудебном порядке разрешено подписывать усиленной КЭП или усиленной неквалифицированной ЭП (НЭП). В части использования усиленной НЭП дополнение вступает в силу с 01.10.2022. Сертификат ключа проверки такой подписи должен быть создан и использоваться в инфраструктуре для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Возможность подписания досудебной жалобы простой ЭП с 01.10.2022 появится у ИП и граждан (в т. ч. действующих от имени юрлиц с делегированными ими полномочиями) (подп. «е» п. 5 постановления № 1431, п. 11(2) постановления № 336).

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null