{"id":13456,"url":"\/distributions\/13456\/click?bit=1&hash=6bf95d5850d39a632d71d9ebb94b8a4e644bc6a23b4e4c2644b39e47003b100d","title":"80 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0434\u044b\u0440\u044f\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043d\u043e\u0441\u043a\u0443 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u0430","buttonText":"\u0427\u0442\u043e\u043e\u043e?","imageUuid":"a05ce1a7-0771-5520-b8cb-45c9bdd65351","isPaidAndBannersEnabled":false}
SkillCode

Более 100 HR-специалистов назвали Критическое мышление самой востребованной компетенцией работников

В 2021 и 2022 годах компания SkillCode провела опрос HR-специалистов, попросив назвать наиболее важные, востребованные компетенции работников. Самым популярным ответом оказалось Критическое мышление (далее – КМ).

А что это такое? Очередная модная «фишка» или действительно важная компетенция, которую стоит оценивать при отборе, оценке специалистов и развивать?

На самом деле КМ – «хорошо забытое старое». О правильном мышлении рассуждали античные философы, а Рене Декарт ещё в XVII веке посвятил ему трактат «Правила для руководства ума». Сейчас интерес к КМ возник прежде всего из-за перенасыщенности мира абсолютно доступной, агрессивной информацией. Стала особенно важна способность отделять истину от фейков, мнения от фактов; выделять действительно важное в информационном шуме и мусоре; не поддаваться на ловушки и манипуляции. КМ – именно про это.

Разберёмся с понятиями

Строго говоря, само понятие «критическое мышление» несколько лукавое и может ввести в заблуждение. На бытовом уровне слово «мышление» обычно воспринимается как обработка информации, решение каких-нибудь задач. КМ включает в себя способность к логическим рассуждениям и анализу, но далеко не только это. Часто бывает, что представители профессий, связанных с обработкой данных, например, математики и программисты, в жизни оказываются наивными и легковерными, попадаются на ловушки манипуляторов.

Слово «критическое» тоже имеет особое значение. Оно вовсе не относится к заядлым скептикам и критикам, не верящим никому и ни во что, и спорящим по любому вопросу. Наоборот, им-то как раз КМ зачастую не свойственно: они готовы отстаивать своё вопреки логике и очевидным фактам.

КМ предполагает умение выбирать и правильно распоряжаться информацией во всех областях жизни, включая человеческие взаимоотношения, бытовое поведение, и конечно, работу. Оно служит гораздо более высокой и важной цели, которую психологи называют субъектностью. Субъектность – это ваша способность на основе опыта, знаний и здравого смысла добиваться своего. Недостаток субъектности означает, что вами управляет кто-то другой, и конечно, не в ваших интересах. Это он – субъект, а вы – объект.

КМ позволяет избегать многочисленных фейков, стремления манипулировать нами, которыми сейчас полна наша жизнь. Хотя бы для того, чтобы не попадаться на «волшебные» обещания создателей финансовых пирамид, многочисленные «подарки» и «бесплатные» акции, «чудо-товары», предложения от банков брать новые и всё новые кредиты. Недостаток критического мышления — путь к неудачам. К тому, чтобы кто-то вами пользовался.

Психологи считают КМ сложной компетенцией, объединяющей три относительно независимые друг от друга способности: [1]

· Логика

Умение мыслить логически, определять причинно-следственные связи

· Рационализм

Умение определять достоверность и обоснованность информации, не попадаться на манипуляции

· Коммуникативная компетентность

Умение определять позицию другого человека, причины его слов и поступков; критически оценивать аргументы

У людей с развитым критическим мышлением они образуют единую систему, создают синергию — основу успешности в разнообразных жизненных и деловых ситуациях. Дисбаланс в их развитии может снижать общий уровень критического мышления, и как следствие, эффективность деятельности человека.

Логика: учимся считать

Четырём действиям арифметики мы все учились ещё в начальной школе. Но недостаток КМ приводит к тому, что взрослые люди с высшим образованием не всегда могут сосчитать, сколько будет 1+1.

Вот простая задачка. Рыба стоит 1 рубль + половину своей стоимости. Сколько она стоит? На размышления 1 минута [2].

Задайте её кому-нибудь. И очень многие, не тратя отведённой минуты, скажут: полтора рубля! На самом деле, конечно, 2 рубля, ведь 1 рубль – это половина стоимости, а половин – две, и они одинаковы. А полтора рубля получаются, когда, не вдумываясь в условия, берут половину от одного рубля.

В интернете можно найти множество задач с подвохом, требующих не просто формальной логики, а именно критического мышления. Вот одна из них:

Трое друзей зашли в кафе. Поели, скинулись за обед каждый по 10 рублей, и оставили на столе 30 рублей за всех. Когда они ушли, хозяйка увидела деньги. Поскольку обед стоил 25 рублей, она послала за ними вдогонку мальчика с 5 рублями сдачи. Когда мальчик догнал клиентов и вернул им 5 рублей, они взяли себе каждый по 1 рублю (то есть в сумме — всего 3), а оставшиеся 2 рубля отдали мальчику за его услуги. Получается, что каждый заплатил за обед не по 10 рублей, а только по 9. Всего за обед было заплачено 9+9+9 = 27 рублей. И еще 2 рубля остались у мальчика. Итого 27+2 = 29 рублей.

ГДЕ ЕЩЕ РУБЛЬ? Ведь изначально их было 30!

Понятно, что дело не в арифметике. Вам просто навязывают ошибочную логику: складывают то, что надо вычитать.

Эта история не так безобидна, как кажется. Участие мальчика совсем неважно, только отвлекает. Считаем кассу: хозяйка приняла 30 рублей и 5 рублей вернула, вот и всё! Именно с такими задачками, только гораздо более сложными и запутанными, постоянно сталкиваются все, имеющие дело с хозяйственными договорами. Там необходимо пробраться через сложные длинные формулировки, добраться до той самой кассы, в которой-то и вся суть. А иначе можно много денег потерять, особенно если речь идёт о кредитах и прочих финансовых вопросах.

Так что для экономистов, финансистов, да и всех деловых людей недостаток КМ можно считать профессиональным противопоказанием. Такой менеджер может подвести компанию, заключив заведомо неприбыльный договор, польстившись на выгодные, на первый взгляд, условия поставщиков и подрядчиков.

Рационализм. Обмануть меня не трудно: я сам обманываться рад!

У критического мышления есть старый и очень мощный антипод: магическое мышление. Чрезвычайно распространённая вера в чудо: от возможности мгновенного обогащения без особых усилий до «волшебных» лекарств, помогающих от любой хвори. Слепое доверие к «надёжным» источникам: «По телевизору же сказали!», «Я в интернете прочитал». Магическое мышление опирается на набор расхожих мифов и стереотипов, которые многие принимают за объективную реальность, не задумываясь над тем, почему мы в это верим.

Умение определять, в чём суть, и правильно считать – необходимое качество, но ещё недостаточное. Мы живём в мире, перенасыщенном разнообразными сообщениями, нередко нацеленными на то, чтобы выманить у вас деньги. Психология рекламы давно и хорошо разработана, и в неё вкладывают огромные средства.

Вот одна из них, самая «честная»: она называется «правдивая ложь».

Одна компания – производитель растительного масла, напечатала на этикетках сообщение большими буквами: «Без холестерина!». Все слышали, что холестерин – что-то вредное, и его отсутствие воспринимается как достоинство товара. Но не все в курсе, что холестерин – животного происхождения, и в любом растительном масле его нет по определению. Вроде и правда, а на самом деле…

Рационализм – это чёткое понимание того факта, что любая поступающая к нам информация преследует одну цель: повлиять на наше мнение и поведение. И конечно не для того, чтобы сделать нам хорошо. Наоборот, хорошо должно стать тому, кто её доносит.

Есть несколько простых, но очень эффективных приёмов рационального мышления. Дело в том, что сообщения, рассчитанные на реакцию человека на основе магического мышления, используют всего несколько стандартных приёмов. Один из них – старое-доброе «прямо сейчас или никогда!». Отсюда – знаменитые «чёрные пятницы», призывы позвонить немедленно, чтобы вместо одной ненужной вам вещи купить целых две, и прочее, и прочее. Один призыв к немедленному действию уже настораживает человека, мыслящего рационально. А магическое мышление, наоборот, так и толкает поддаться на манипуляцию.

Такие приёмы изучаются на тренингах по развитию КМ.

Коммуникативная компетентность. Факты и пустышки

Тема коммуникативной компетенции в бытовом и деловом общении чрезвычайно популярна. Разработаны десятки и сотни тренингов, направленных на её развитие.

В части критического мышления коммуникативная компетентность означает нечто более сложное: способность не только доходчиво говорить и понимать окружающих, но и видеть скрытое, не очевидное, а то и сознательно утаиваемое.

За «красивыми» и «умными» словами могут скрываться пустышки. В обыденной жизни и на работе мы сталкиваемся с этим постоянно. На совещаниях то и дело возникают споры, причём часто в них побеждает не тот, кто реально прав, а подобравший более убедительную, эмоциональную аргументацию. Опять магическое мышление! И если у лиц, принимающих решения, не всё в порядке с КМ, может получиться конфуз. Обычно он выражается в потере времени, денег, а то и ценных работников.

Коммуникативная компетентность, как часть КМ, состоит в умении за риторикой, путаными речами, эмоциями увидеть настоящие мотивы и намерения человека.

HR-специалистам хорошо знакомы соискатели топовых вакансий, прекрасно умеющие подать себя, составить внушительное резюме, с массой «успехов» и «достижений». На профессиональном жаргоне их называют «пиарщиками» — мастерами само-пиара. Опытный рекрутер прежде всего задастся вопросом: Как же можно было столько сделать всего лишь за год работы? И почему компания рассталась с таким ценным специалистом? А если у рекрутера КМ недостаточно развито, он легко купится на такую умелую самоподачу.

Добавим к нашим рекомендациям по развитию КМ ещё одну, в части коммуникативных компетенций. Один из распространённых приёмов, которыми пользуются политики, дипломаты, а также «пиарщики» — общие, «красивые» слова. Они производят впечатление на людей неискушённых, но на самом деле это пустышки. Вот самые распространённые: эффективность, оптимизация, реструктуризация, модернизация, цифровизация… В общем, практически всё, что кончается на «зация».

Услышав такую риторику, самое время задаться вопросом: а что за этим стоит? Лучше всего в количественном выражении? Во сколько обошлась оптимизация и какие конкретные результаты она принесла?

Как оценить уровень критического мышления?

В интернете вы найдёте немало бесплатных тестов, в том числе, и КМ. Уже сам факт их бесплатности вызывает вопросы. На самом деле, это, конечно, не тесты, а игрушки, результаты которых не говорят ни о чём.

Настоящие работающие тесты, пригодные для практических целей – это прежде всего измерительные приборы, показания которых позволяют делать выводы для принятия управленческих решений.

Диагностика критического мышления от SkillCode

Как и вся линейка разработок SkillCode, тест КМ — не самоцель, а инструмент для решения важных задач бизнеса в области управления персоналом:

· Профессиональный отбор кандидатов на трудоустройство в компанию, прежде всего на вакансии, в задачи которых входит выработка и принятие технических и управленческих решений

· Оценка и аттестация сотрудников компании

· Оценка и отбор кандидатов на зачисление в кадровый резерв

· Обучение и развитие персонала: программы групповых и индивидуальных тренингов и коучинга перспективных сотрудников

· Аудит делового и творческого потенциала компании и отдельных подразделений

· Подбор управленческих и творческих команд при планировании и реализации проектов

· Индивидуальное развитие работников

Тест-игрушку можно сочинить или «срисовать» у кого-нибудь за несколько часов. Настоящую рабочую оценочную методику необходимо валидизировать, т. е. на конкретных контингентах респондентов получить реальные статистические данные, выработать тестовые нормы и провести другие необходимые мероприятия. КМ SkillCode проходил валидизацию более полугода на респондентах из числа работников разного уровня в торговых и промышленных предприятиях Москвы, Санкт-Петербурга, Альметьевска и других городов России. Предлагаемая версия теста основана на статистически достоверных данных.

Только такой подход, а не описанные выше рекламные манипуляции, позволяет получить реальное подтверждение эффективности методики и продукта в целом.

Тест КМ SkillCode является уникальным, полностью отечественным решением и защищён авторскими правами. Представленные в тесте кейсы и другие задания основаны на конкретных ситуациях из опыта российских компаний.

Важная особенность теста – его сложная структура, позволяющая оценивать как общий уровень развития критического мышления респондентов, так и в разрезе трёх основных описанных выше компонентов КМ. В общей сложности он включает 6 отдельных суб-шкал, позволяющих даже для респондентов с хорошо развитым КМ выявлять отдельные слабые стороны и выдавать точечные рекомендации.

Можно ли целенаправленно развивать КМ?

Да, конечно! Для этого существуют специальные упражнения и тренинги. На выявление потребностей в таком развитии направлен тест критического мышления SkillCode.

На основе теста КМ SkillCode дополнительно разработан тренинг по развитию критического мышления, который также доступен нашим клиентам и партнёрам.

Апробация теста выявила очень интересную закономерность. В целом результаты диагностики на статистически значимой выборке полностью соответствуют нормальному распределению Гаусса: примерно по 15% респондентов получают, соответственно, высокие или низкие результаты по тесту в целом. Однако, закономерности распределения оценок по 3-м перечисленным выше способностям иные.

Оказалось, что у респондентов с высоким результатом по тесту в целом и показатели по трём способностям высокие, а низкий результат по тесту, как правило, означает и слабое развитие каждой из способностей.

Зато у большей части респондентов (около 70%) средние результаты по тесту в целом объясняются разным уровнем развития каждой из способностей.

Например, у человека могут быть хорошо развита логика и рационализм, зато «проседать» коммуникативная компетентность. Или, наоборот, при высоком уровне коммуникативной компетентности может быть слабо развито логическое мышление.

Эта находка имеет важное практическое значение, как для сферы бизнеса, так и в части саморазвития: для того, чтобы не выбрасывать деньги на ветер, покупая всевозможные тренинги, сначала необходимо понять какие конкретно способности стоит развивать, будь это специалист/отдел/команда/компания в целом, а потом уже формировать индивидуальную программу практических упражнений для развития навыков Критического мышления.

[1] См. , напр. , Халперн Д. Психология критического мышления

[2] М. Гарднер. Математические головоломки и развлечения

(c) Skillcode

0
5 комментариев
MrGreen10

Интересная статья, классные мысли!

Ответить
Развернуть ветку
SkillCode
Автор

Благодарим за отзыв!)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Степанов

Мое критическое мышление подсказывает мне, что данная статья - не более чем реклама SkillCode 😑

Ответить
Развернуть ветку
SkillCode
Автор

Несколько странно, полагаю, публиковать рекламную статью на собственной страничке) Skillcode рекламирует Skillcode) 😃 интересный ход)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kodolov

Спасибо за отзыв!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
null