{"id":13592,"url":"\/distributions\/13592\/click?bit=1&hash=614144bb31dcda2de138a71c12a8b5f1c2d6612f2981479b7bf423e4bc53c03e","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u043e\u043f\u0430\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0435\u0434\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0441 \u0447\u0430\u0439\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u043b\u0430\u043d\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u043c\u0438","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"d85f2cfe-e0d7-5ad7-8507-983bc3b55643","isPaidAndBannersEnabled":false}
ViOn

Безграмотный бренд

ААААААА!

Сегодня решили поднять вопрос, который, к величайшему нашему сожалению, мало беспокоит современных предпринимателей.

Важна ли грамотность для бренда? Многие бизнесмены считают, что это пережиток прошлого и покупатель делает свой выбор на основании вкусовых предпочтений, а не выискивая с лупой ошибки на упаковке.

Так уж исторически сложилось, что грамотность являлась признаком принадлежности к высшему обществу. Крестьянам даже азы русского были ни к чему, а вот люди статусные (дворяне, купцы и т.п.) тратили многие годы и большие суммы денег на самообразование и обучение своих отпрысков. Сейчас получение образования несколько упростилось. Пара онлайн-курсов, и вот уже «высококвалифицированный» менеджер встаёт «к станку» и начинает активно продавать. Но почему-то все упускают из виду, что грамотность по-прежнему является подтверждением статусности. Это в равной степени относится и к коммуникации бренда. Если бренд – через рекламу, через сотрудников, через объявления о найме – демонстрирует неграмотность, он теряет свой статус, а вместе с ним и доверие клиентов. Заметнее всего это отражается на компаниях из сферы B2B, для которых определённый статус (в том числе статус бренда) является маркёром – лакмусовой бумажкой, дающей партнёром понять, можно ли компании доверять. Но и для компаний из сферы B2C грамотность не менее важна.

Для начала давайте разделим компании по шкале их амбициозности. Где 1 – это проект, который пришёл на рынок на сезон/два, а 5 – это компании, в планах которых завоевание рынка и выдавливание конкурентов.

В числе проектов–односезонок в том числе многочисленные «развалы», на которых очень темпераментные южные мужчины продают сезонные овощи и фрукты. Все вы неоднократно видели гуляющие по сети и становящиеся мемами фотографии с подобных торговых точек. Да, это мило, да в моменте смешно. Но мы все понимаем, что подобный формат продажи не подразумевает выстраивания долгосрочных отношений с покупателем. Настало лето, ребята выставили по всем городу палатки, разложили на них арбузы/дыни, снабдили их смеховызывающими ценниками – торговля начата.

Ммммм....

Сезон закончился, палатки убрали, на следующий год на этих же точках будут работать совершенно другие ребята. А главное, неграмотность, присутствующая на различного рода табличках и ценниках, которая чаще всего вызвана тем, что для владельцев таких торговых точек русский язык не родной (а мы все помним, что русский язык оооох как непрост), не вызывает негатива у покупателей. Целевая аудитория – бегущий после тяжёлого трудового дня и не имеющий времени на долгие походы по магазинам человек, который, почти не глядя, набирает «витаминчиков прямо с грядки» и мчит домой к семье.

Если ваша компания относится к подобному типу – заявить о себе в моменте, заработать максимум денег и раствориться в неизвестности – то задумываться о грамотности вам и правда ни к чему. Зачем растрачивать и без того ограниченный ресурс на всякого рода заморочки с правильностью написания названий фруктов или овощей и затевать вычитку рекламных текстов.

В категории амбициозности 2-3 в числе прочих находятся, к примеру, салоны красоты, которые в больших количествах открываются в крупных городах. Некоторые из них являются форматом, при котором владелец салона одновременно является мастером, основная задача которого наработать клиентскую базу и потом спокойно осуществлять запись без лишних слов. Здесь лучшим инструментом продвижения является сарафанное радио и посты в соц.сетях. И хорошо, если рекламные публикации подобным салонам готовят профессионалы. Это минимизирует риск «ляпнуть» что-то, чему место только дома на кухне в компании близких друзей.

Когда владелец того же салона начинает задумываться о масштабировании – приглашает новых мастеров и даже нанимает администратора, который осуществляет запись на процедуры и ведёт странички в соц.сетях, возникает вопрос: «А до какого размера вы планируете дорасти?» Если полёт вашей фантазии ограничивается парой - тройкой салонов в разных районах города, то можно позволить себе нанять грамотного смм-щика, который будет «закрывать» коммуникацию в соц.сетях. Но если вы хотите, чтобы услуги вашего салона стоили дорого, то позаботьтесь не только о профессиональных мастерах и первоклассном оборудовании, но и сделайте так, чтобы мастера вашего салона владели грамотным устным русским языком, а администраторы и контент-менеджер грамотно писали. Хороший ремонт помещения и дорогое оборудование могут быть «уничтожены» банальным «звОнит», прозвучавшим из уст администратора на ресепшене. Статус компании моментально снижается, обесценивается и вероятность того, что ваше детище когда-то вырастет из компании «на районе» в люксовый салон.

Им бы почитать "инсрукции" :)

Если амбиции компании в диапазоне 4-5, то тут не может быть никаких «нам простительно». Независимо от того, качаете ли вы нефть или занимаетесь ремонтом телефонов, каждое ваше слово (написанное или произнесённое вслух) должно полностью соответствовать правилам русского языка. При этом, речь идёт не только о сотрудниках, осуществляющих непосредственную коммуникацию (например, менеджер по продажам), а обо всех коллегах, тем или иным образом взаимодействующих с «внешним миром» от лица компании.

Главный инспектор управления оргий?!

В том числе, HR-менеджер (кадровик), специалист по тендерному сопровождению и пр. И здесь не может быть никаких полумер, вроде: ну и что, что менеджер пишет с ошибками, он же сумел убедить клиента при встрече в том, что с нами стоит работать! Да, на словах менеджер кого-то мог убедить. Но как только потенциальный клиент получит письмо, начинающееся с «Здраствуйте Иван Иванович ! Напоминаю о нашых договоренностих», то почти совершившаяся сделка сначала подвиснет, а потом вся коммуникация сойдёт на нет. Компаниям подобного уровня / масштаба совершенно необходим HR-бренд (углубляться не будем, поговорим о нём обязательно в одной из наших следующих статей), шаблоны / скрипты, которые можно использовать в коммуникации с покупателями, составление чётких инструкций по написанию писем от лица компании (как приветствовать, что делать с пунктуацией и тп.), проведение обучающих русскому языку семинаров/лекций для сотрудников, памятка о необходимости «загонять» на онлайн-поверку (ресурсов в сети много) грамотности текстов перед их отправкой клиенту или публикацией.

Пунктуация? Верные окончания? Это всё для слабаков!

Ещё раз акцентируем внимание, что примеры, которые мы разобрали в статье (салон красоты, торговый павильон на рынке и тп) очень условны, и они касаются не только перечисленных нами видов/типов компаний, но абсолютно любого вида предпринимательской деятельности.

Конечно же, напомним вам о том, что разработать платформу бренда, его стратегию, прописать характер его коммуникаций (tone of voice), разработать HR-бренд может наше агентство. Но в любом случае, доверять все эти разработки следует только профессионалам! И помните, увольнение безграмотного сотрудника обойдётся вам гораздо дешевле, чем восстановление репутации бренда.

0
2 комментария
ViOn
Автор

В Вас сейчас фотограф говорит, или социопат? ))

Евгений, сколь правильным ни был бы тон бренда, неграмотность убьёт его. Говорить приятным голосом, но при этом "лОжить" - не поможет :)

И да, когда речь о репутации бренда, мелочей не бывает. Нельзя рассчитывать, что имиджу бренда не повредят неграмотные сотрудники, просто "посылая запросы во вселенную".

И своим клиентам, которые приходят к нам в том числе за анализом текущего положения/состояния бренда мы всегда говорим прямо и открыто о подобных вещах.

И если вы внимательно читали статью, то к орфографии южан у нас претензий нет. Так как палатка на рынке - это не бренд. А в статье речь именно о брендах.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Широков

После речей про статусность, крестьян, поиска ошибок брендом HR на продуктовых рынках и предложениями увольнять сотрудников довольно смешно воспринимать статью всерьез.
Репутацию чаще вредит тон бренда в статье, особенно от HR, которые не зная какими навыками и опытом должен обладать сотрудник, делают ставку на орфографию южан на продуктовом рынке

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null