{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Навыки фасилитации для руководителей

Зачем руководителям навыки фасилитация?

Современным руководителям приходится управлять в очень сложном и непостоянном мире. От них ожидают эффективного лидерства, обеспечивающего максимальную вовлеченность людей в процессы изменений. Руководитель не должен ощущать себя «одним в поле воином» - необходимо стимулировать активное участие людей, предоставлять людям возможность брать на себя ответственность, в полной мере использовать их интеллектуальный и организационный ресурсы. Для успешной реализации этих задач руководителям необходимо владеть навыками фасилитации – управления процессами командного интеллектуального взаимодействия своих сотрудников.

"Фасилитация" как метод

Фасилитация* (англ. facilitate – облегчать, помогать) – организация обсуждения в группе определенным образом - таким, который бы помог эффективно договориться, принять решения и сформулировать новые идеи. Фасилитация помогает создавать пространство для конструктивного обсуждения, дает возможность совместно создавать не только эффективные, но и взаимосогласованные решения. Сценарии выбираются в зависимости от содержания поставленной перед группой задачи, но принципы, в соответствии с которыми эти сценарии реализуются, всегда одни.

Принципы эффективной работы фасилитатора:

Ориентация на цель. Целью группового обсуждения является не само групповое обсуждение, а его результаты. Фасилитатор всегда помнит ЗАЧЕМ собралась группа и ЧТО она должны предъявить с его помощью как результат своей работы. Этому подчинены все сценарные решения, а также поведение фасилитатора в различных моментах обсуждения.

Уважение интересов группы. Каждый из участников группы должен иметь возможность высказать свои мнения, ожидания, даже эмоции, относящиеся к теме обсуждения. Никто не должен остаться без своей порции внимания. Нельзя форсировать события и оказывать на группу давление, но и опасно позволять участникам увязать в обсуждении.

Отстраненная позиция фасилитатора в отношении темы обсуждения. Фасилитатор несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании, но не вступает в обсуждение в ролях эксперта или руководителя. Это необходимо для того, чтобы избавить остальных участников от негативных эффектов давления «авторитетом» или «полномочиями».

Может ли руководитель быть хорошим фасилитатором?

Руководитель – это не «супер-мозг», готовый в любой момент выдать оптимальное решение любой возникшей проблемы, а его команда – не роботы, которым все равно чем и как заниматься. Интеллектуальный потенциал команды – это ценный ресурс, который руководитель должен использовать для поиска эффективных и креативных решений в сложных, нестандартных ситуациях. Но фасилитация также может применяться и для менее продолжительных оперативных совещаний и даже пятиминутных «летучек». Инструменты фасилитации помогут организовать обсуждение и создать возможности для максимально эффективной работы.

Опасности использования фасилитации

Руководитель, принявший на себя функцию фасилитатора, в отличие от приглашенных специалистов хорошо знает компанию и людей, ему не нужно прилагать усилий, чтобы завоевать их доверие. Однако если обсуждаемая проблема действительно серьезна, то ему будет крайне тяжело придерживаться нейтральной позиции и не оказывать давление на участников. Чтобы минимизировать эти риски необходимо следовать основным сценариям фасилитации и правилам поведения фасилитатора.

Результаты использования фасилитации

Результатами фасилитационных сессий/совещаний являются совместно принятые и письменно зафиксированные решения и предложения. Успешная фасилитация — это эффективная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа, и использующего правильно подобранные инструменты. При этих условиях работа группы позволяет найти наиболее эффективные варианты решений, а высокий уровень вовлеченности в их принятие повышает мотивацию исполнителей.

Две задачи фасилитации:

1) Поиск творческих идей (Creative Solution)

Творческие идеи рождаются на стыке разных опытов и способов мышления

Результат

Идеи: две - три неожиданных креативных идеи, о которых раньше не думали

2) Принятие сбалансированного решения (Decision Making)

Решение группы по сравнению с решением одного человека окажется более сбалансированным; будут лучше учтены интересы разных заинтересованных сторон и риски. Разнообразие взглядов и опыта позволят взвесить «за» и «против»

Результат

• Аргументы «за» и «против»

• База для финального принятия решений

Группа: ресурс или ограничение?

Группа – это эффективный ресурс, задействовав который руководитель сможет повысить эффективность деятельности.

• «Один ум хорошо, а два лучше!» Совокупный интеллект группы сможет дать ответы на сложные вопросы.

• Каждый участник группы принимает на себя ответственность за ее решения. Предложил – отвечай!

• Уровень мотивации группы растет, если привлекать ее к решению актуальных проблем компании.

• Высокое качество взаимодействия участников группы друг с другом на совещании обеспечит столь же высокое качество этого взаимодействия и в других ситуациях.

Тем не менее, существуют и негативные тенденции, которые также свойственны работе группы:

Социальное возбуждение (экзальтация)

• Оно подкрепляет доминирующую реакцию, в результате группа быстрее выполняет простые задания (доминирующий ответ правильный); медленнее и хуже – сложные (доминирующий ответ неправильный). Группа не понимает сложные задания.

Социальная леность

• Участники группы меньше прикладывают усилий, чем в одиночку (пример - перетягивание каната)

Групповая поляризация

• Исходная позиция участников усиливается и радикализуется.

Огруппление мышления

• Иллюзия неуязвимости группы, приводящая к недооценке рисков

• Общий поиск «объективных аргументов» в пользу неверных решений

• Стереотипные представления об оппонентах, приводящая к их недооценке

• Иллюзия единодушия – «никто не выступил против, значит все согласны»

• Замалчивание, «защита группы» от беспокоящей, неудобной информации

Что еще важно знать и уметь фасилитатору:

• Приглашать на совещание людей со свежим взглядом

• Гарантировать доступ ко всей необходимой информации

• Создать работающий на цель сценарий и следовать ему

• Передать группе ответственность за результат, оставив за собой процесс

• Создавать и поддерживать на сессии позитивную, неформальную, ненапряженную атмосферу

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Баринов

даже не знал что это такое фасилитация

Ответить
Развернуть ветку
Just Данила

копирвать вставить)))

Ответить
Развернуть ветку
Мария Кулагина

что это значит?
зачем негативеть тут не понимаю

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Петраков

законом не запрещено, негативет где хочет

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Она небось нанятый бот

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Коучингом пасёт за километр

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Пардасова
Автор

Павел, в фасилитации нет коучинга. Это способ проводить стратегические сессии и совещания в компаниях, с целью улучшить показатели и найти новые решения для развития бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Тогда хорошо, одобрямс

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда