{"id":14302,"url":"\/distributions\/14302\/click?bit=1&hash=85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","hash":"85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","title":"\u0411\u0443\u0445\u0442\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0444\u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432 \u041a\u0430\u0437\u0430\u0445\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435","buttonText":"","imageUuid":""}

Советы новичкам от матерых предпринимателей

Есть такое бизнес-сообщество EntrUnity, куда я часто хожу за интересными мнениями. Я попросил его участников дать советы тем, кто только начал пробовать себя в бизнесе. Ошибки, наблюдения, личные правила: всё внутри.

Многие из аудитории vc пробовали себя в бизнесе, и знают каково это — начать. Есть и немало тех, кто только хочет запустить первый проект, но пока сомневается. Кто-то боится провала, кто-то инвестировать в российскую экономику в непростой период, а кто-то просто слишком волнуется перед первым разом.

Участники сообщества — люди с большим опытом в предпринимательстве из совершенно разных сфер. Они объяснили о чем нужно думать новичкам в первую очередь.

Бонусом, каждый из респондентов приведет три главных правила в его бизнесе, проверенные годами практики.

Андрей Малыхин
Основатель IT-компании Dreamcraft

В начале пути я занимался продвижением сайтов. Ошибки — это то, что будет с вами на протяжении всего времени и любой деятельности. Если я сейчас отправлюсь в 2030, и загляну в 2023, то увижу кучу своих промахов и неверных решений, несмотря на текущий опыт.

Если у вас что-то очень хорошо получается — пробуйте продавать вашу экспертизу самостоятельно. Компании всегда ищут таланты, но вы будете получать лишь малую часть прибыли от своей работы.

Моя главная ошибка: я совершенно не думал какие люди будут мне нужны в команде, не составлял для них инструкций по работе, и не делегировал задачи. В дальнейшем это дало о себе знать, поскольку с таким подходом вы получите внутренний беспорядок, который в свою очередь отразится на работе с клиентами.

Поэтому совет №1
Пишите регламенты, продумывайте структуру задач, и устанавливайте кто конкретно за них отвечает.

Вы не сможете купить опыт.
Можно купить знания, курсы, книги, время ментора. Все это не имеет смысла без опыта, а получить его можно только делая что-то. Даже если не выходит раз, второй, третий — не сдавайтесь. Джеймс Дайсон, известный изобретатель, потратил 5 лет и сделал 5 127 прототипов, прежде чем изобрел известный нам пылесос с уникальной технологией.

Или как-то так

Из 25 моих начинаний удачными оказались только 4.
И эти 4 истории в десятки раз отбили все потраченные деньги, нервы и время.

Совет №2
Не бойтесь экспериментировать, и не спешите сдаваться.
Опыт бесценен.

Всё не будет идти гладко. Такого не случится — даже в самые золотые времена, когда клиенты будут с бежать к вам, чтобы с радостью отдать свои деньги. Вас ждут трудности, и постоянный поиск путей их решения. Это выматывает, и отнимает силы.

Вам нужен тот, кто окажет поддержку в трудную минуту. В моем случае — это семья. Были времена, когда супруга не давала опускать мне руки, за что я безмерно ей благодарен.

Совет №3
Заручитесь поддержкой, и дорожите ей.

Стоит понимать: есть вещи на которые мы не в силах повлиять — санкции, изменения в законодательстве. Не нужно искать повода. Помните, что некоторые сферы имеют больший риск, нежели иные: на мой взгляд, одна из них ресторанный бизнес.

И три главных правила:

Контроль финансов — или же управленческий учет. Всегда нужно знать сколько денег вам приходит и из каких источников. Сколько мы тратим на зарплаты, на налоги, социальные отчисления, страхование и так далее. Это не дает случиться кассовым разрывам.

Развитие — зависит от пункта выше. В развитии важно грамотно распределять прибыль, а не набивать карманы. Многие думают, что бизнес и создан для собственного обогащения, но это не совсем верно. Бывает так, что в интересах компании я урезаю личную прибыль, чтобы обеспечить необходимые решения.
Кроме того, любой компании необходим резервный фонд — несколько прошлых лет доказали его необходимость. В трудные месяцы, где наша компания потерпела убытки, резерв в буквально спас нас.

Плавность принятия решений — предпринимателю нужно терпение. Один сайт продвигается порядка двух лет, прежде чем займет хорошие позиции. Разработка хорошей игры требует 2-4 года.
Не нужно спешить, но нужно тщательно взвешивать и продумывать стратегии работы.

Виктория Бурлова
Сооснователь zuzan.com

Первое, что хочется сказать новичкам — не нужно сомневаться в своих началах.

Не нужно перешагивать через себя, идти через силу: пусть даже дело прибыльное, трендовое, солидное. Нужно идти туда, куда тебе хочется. Выбирайте сферы по душе, и все остальное подтянется вслед, пускай и не сразу.

Не стоит бояться ошибок. Наоборот, любите ошибки — это ваш опыт, ваше понимание чего делать нельзя. Как вы добьетесь успеха, не делая ошибок? Есть люди, кто думает, что все давно написано, и изучая теорию можно избежать любых ошибок. Возможно это так, но всего прочитать не получится, и пока вы будете бесконечно читать и учиться, жизнь пройдет мимо. Полезнее провести день с миллиардером, чем изучить о нем книгу, или посмотреть документальный фильм.
Учитесь, но учитесь в меру.

Не нужно быть удобным для других — делайте как удобно в первую очередь вам. Те, кто относятся к первой категории чувствуют невероятное облегчение, когда хотя бы чуть-чуть следуют этому совету.

Когда очень стараешься быть удобным человеком

Самое важное — получать драйв от работы.
Он не будет с вами постоянно, но будет помогать работать, и держать нос по ветру, когда дела идут не очень.

Помните, что риск есть в любом бизнесе: даже в магазине за углом. Риск и бизнесмен всегда идут рука об руку, это правда.
Если общаться с другими предпринимателями, особенно вашей сферы, вы можете снизить риск, изучая работу на чужом опыте. Ищите комьюнити, расширяйте связи, не бойтесь заводить новые знакомства — от них в существенной степени и зависит ваш успех.

Важно знать ещё одно — не все рождены быть предпринимателями.
Не обязательно иметь успешный бизнес, чтобы оказаться счастливым. Потому что счастье очень и очень субъективно. Делайте так, как вам хочется, но не путайте желания с комфортом.

Три моих правила:

Коммуникация — ищите комьюнити, расширяйте связи, не бойтесь заводить новые знакомства — от них в существенной степени и зависит ваш успех. Люди в вашем окружении на многое откроют вам глаза.

Зона комфорта пошлите её. Сами придумайте куда. Но обязательно подальше. Пусть ваша зона комфорта будет местом отдыха, где можно набраться сил, чтобы снова выйти в мир. Все самое удивительное и важное происходит за пределами этой зоны.

Не бегите от трудностей — это не совсем про зону комфорта, а скорее про то, что решения сложных нестандартных задач развивает вас куда быстрее предсказуемых сценариев.

Николай Ермишин
Совладелец  компании Умный Век и сооснователь Phygital Signage

Первый опыт ведения бизнеса у меня был в 20 лет. Мы с друзьями снимали короткие видео про экстремальный спорт: называлось все Fat TV.

Ролик за роликом, дело переросло в интернет магазин Fatshop, в котором продавалась одежда и инвентарь для этих видов спорта.

Если бы я сейчас мог отправиться в прошлое, то дал бы себе следующие советы:

— Сперва проверяй гипотезы, а затем вкладывайся в разработку;
— Найди пути упрощения и удешевления для старта. Используй уже существующие решения, а не делай все с нуля;
— Привлекай деньги после первых результатов.

К примеру, тогда, в Fat TV мы решили полностью сделать свой сайт, написать собственный видеоплеер, купить оборудование для съемок. А далее долго перекладывали прибыль в развитие интернет-магазина.
Сейчас бы я использовал YouTube (он существовал уже тогда, но юношеский максимализм требовал делать все самостоятельно и исключительно по своему видению), брал бы оборудование в аренду. И уже на этапе создания интернет-магазина привлекал бы внешние вложения, чтобы выстраивать команду, и увеличивать знание о бренде.

Шурик, ты же говорил что твой стартап для инвесторов? Не понимаю как это сработает... 

Не нужно бояться потратить деньги, ресурсы, время. Но стоит остерегаться делать слишком «азартные ставки» — под азартом я понимаю суммы и действия, которые могут реально выбить из жизни на очень долгое время. Лучше сделать 10 ставок на разные числа, чем 1 но на Zero.

Лет 6 назад у меня был интересный разговор с одним известным представителем государства Израиль. Мы обсуждали особенности и стереотипы про нации, и вот одно его наблюдение: в русском фольклоре обычно герои лежат на печи и потом на них за одно действие сваливаются все богатства мира. А в фольклоре, на котором вырос он — основная мысль «лучше меньше, но гарантированно, чем больше, но потенциально».
В течение жизни такой подход кумулятивом создает плотный поток материальных благ. Уоррен Баффетт (состояние более $100 млрд.) пропагандирует примерно тот же подход.

Поэтому вот три главных правила в бизнесе на мой взгляд:

Избегайте азарта — оставьте это для казино. Предпринимателю нужен расчет и допустимый риск.

Верная мотивация — зарабатывайте деньги, а не пытайтесь оказаться правым, или что-то кому-то доказать.

Действия + знания —не будет толку, если ваши умения и компетенции не подкрепляются действиями. Здесь должен быть баланс, и в обе стороны.
Можно быть умным и сидеть сложа руки, а можно быть максимально активным, но ничего не уметь.

Как видим, предпринимателям есть что сказать для подрастающего поколения. Деньги любят счет, но это не главное в бизнесе. Главное любить то, что ты делаешь, не бояться провала и эксперимента, и помнить, что опыт превыше всего.

Каждый отметил, что важно общаться с коллегами и ширить связи, чтобы перенимать опыт и открывать новые возможности.

Сообщество EntrUnity придерживается той же политики, и создано для тех же целей — сейчас они активно ищут новых участников.

Надеюсь что собранные советы окажутся полезными, и благодарю респондентов за приятное общение :)

С вами был Вечерний, увидимся совсем скоро!

0
89 комментариев
Написать комментарий...
Никита Наливайко

Скажи, а как проверять гипотезы?)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Вечерний
Автор

Хороший вопрос, заслуживающий отдельной темы — про это и напишу в скором.
Самый распространенный ответ это создание MVP и замер метрик.

Ответить
Развернуть ветку
Nurgaliev

Прекрасный ответ!
Подскажите,- куда обратиться для замера метрик, если это не IT а станок?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Остапенко

Клиенты обращаются к станку напрямую? Или может все-таки до станка есть что-то, вроде сайта с описанием услуги и номером телефона, менеджера по продажам, собственника с телефоном, рекламы в интернете или в местной газете? Вы всерьез задали вопрос про станок или в шутку?

Ответить
Развернуть ветку
Nurgaliev

Вопрос я задал всерьёз, но ника не могу понять ваш комментарий.
MVP станка в моём случае, - это собранный из разных комплектующих прототип оборудования в единственном экземпляре, для запуска в серию нужно оформлять уйму дорогих бумажек, на что требуется время и немалые средства. Но MVP готов,- работоспособность и надёжность проверены, удобство интерфейса и качество сборки на высоте, известна себестоимость, рыночная стоимость у западных компаний, но информации об объёме рынка в открытых источниках нет, как и возможности провести прямой опрос потенциальных покупателей.
Как быть в подобном случае?
Вот о чём я спросил.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Остапенко

Так понятнее. Я изначально думал про обычный станок, которым условно делают разные детали.

В вашем случае, как мне видится со стороны непрофессиональным взглядом - нужно делать под задачу заказчика. В этом случае у вас не MVP из реальных деталей, а ТЗ и компьютерная модель-прототип

Ответить
Развернуть ветку
86 комментариев
Раскрывать всегда