Как выбрать помещение для компьютерного клуба и не потерять деньги
Как и обещал в статье про то, как открыть собственный компьютерный клуб и не сойти с ума, подробно остановлюсь на вопросах подбора помещения для компьютерного клуба.
Выбор локации
Если вы открываете свой первый клуб, то почти на 100% вы будете открывать его в том же городе, где находитесь. Это достаточно большие инвестиции, и большинство выбирает контролировать бизнес лично.
Нет универсального правила, чтобы определить, в каком городе клуб выстрелит, а в каком — нет. Это касается и больших, и маленьких городов.
Клубы в небольших городах до 100К человек могут быть интересны тем, что в таких местах ниже инфраструктурная конкуренция. Там обычно относительно небольшой выбор досуга: кинотеатр, возможно какие-то квесты, небольшие торговые центры. В населенных пунктах на 50К — и того меньше. В этих городах компьютерный клуб может стать местом притяжения, особенно, если клуб сделаны с душой. В такие места люди приходят не только поиграть, но и просто посидеть за компом, посмотреть видосы, полазить в интернете, поболтать с друзьями.
Выбор помещения
Новичкам на старте очень тяжело проанализировать и оценить все возможные риски выбранного помещения. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда арендатору сдают неприглядное помещение в хорошей локации по очень приятной цене, клуб делает ремонт… а потом договор аренды разрывается, а помещение выставляется на рынок с ценником в 2-2,5 раза выше.
При выборе места аренды не все задумываются, что при открытии КК в жилом доме могут возникнуть проблемы с жильцами из-за закона о тишине. Если ваши гости создают достаточно много шума, то ваше заведение рано или поздно закроют, а это прямые финансовые потери.
Открытие компьютерного клуба в жилом доме
Выбор коммерческой недвижимости на первых этажа жилых домов — один из самых простых. Чаще всего у этой собственности единственный собственник, который занимается вопросами лично, а не через агентов, у помещения — та же управляющая компания, что и у всего дома.
Особых подводных камней с таким типом аренды нет. Из возможных проблем: где-то на фасады домов запрещено вешать кондиционеры, где-то — менять архитектурный облик здания (менять стеклопакеты, например), где-то может быть недостаточная мощность электроэнергии. В отличии от других типов коммерческой недвижимости, в жилых домах практически не бывает проблем с интернет-провайдерами — здесь нет монополий и вам предложат хорошие цены.
Основной риск с расположением КК в жилом доме — плохая звукоизоляция и опасность нарушения закона о тишине. Стоит помнить, что у каждого города — свои локальные подзаконные акты, где-то законы о тишине жестче, чем федеральные.
Многократные жалобы жителей приведут к проблемам с муниципальными органами, полицией, и, в конечном итоге, вы будете вынуждены либо ограничить часы работы, либо придется искать иные выходы из ситуации. Например, некоторые КК на ночное время закрывают двери и работают только на выход.
Открытие компьютерного клуба в крупном ТЦ
Что такое крупные торговые центры, пожалуй, объяснять не нужно. Есть локальные районные, а есть — региональные ТЦ уровня Меги. Если вы в Москве, то это Авиапарк, Коламбус, Метрополис, Афимолл Сити и другие, в Питере — Галерея, Питерлэнд, Европолис, Охта Молл и так далее.
В случае с коммерческой недвижимостью важно понимать, кто стоит за тем или иным ТЦ, кто им управляет и с кем, соответственно, вам вести переговоры и решать все вопросы. Крупные ТЦ чаще всего принадлежат банкам или другому крупному бизнесу и имеют большую команду профессиональных управленцев, которая занимается арендой, рекламой, маркетингом, безопасностью — всем.
Главный клиент крупного торгового центра — это десятки тысяч его посетителей, а не арендаторы. У таких ТЦ всегда есть якорные арендаторы, которые платят не только фиксированную арендную плату, но и процент от оборота. Даже самый крупный компьютерный клуб не приблизится по трафику к самому маленькому Ашану. Поэтому для крупного ТЦ вы будете не в приоритете.
Это не значит, что в крупном ТЦ нельзя открыть компьютерный клуб. Можно. Но у вас уже должна быть отлаженная команда и рабочие процессы, и возможность договориться со своими поставщиками о ночных доставках и т.д.
С крупными ТЦ гораздо сложнее договориться о ночном режиме работы. В условиях спада трафика и уменьшения доходов управляющих компаний, ТЦ очень-очень-очень неохотно идут на ночную работу и зажимают гайки так, что клубы не могут работать в ночное время. Например, ставят требование, чтобы выходящего курить человека до улицы и обратно сопровождал сотрудник. То есть вам нужно два ночных администратора, а это уже рост издержек и снижение доходов от работы в ночное время.
С крупными ТЦ следует учесть централизацию всех бизнес-процессов. Скорее всего вам будет доступен только один интернет-провайдер со ставкой в 2-3 раза выше рынка. Кроме того, ТЦ может навязать вам своих подрядчиков по целому кругу других вопросов: от прокладки и обслуживания пожарной сигнализации до уборки помещений. У больших торговых центров часто есть обязательные для всех арендаторов рекламные сборы.
Я был свидетелем открытия московских клубов, которым расположение в крупных ТЦ помогало на самом старте, но потом становилось настоящим геморроем.
Открытие компьютерного клуба в локальном ТЦ
Маленькие и средние торговые центры — лучший вариант для открытия первого клуба. Такие ТЦ сами заинтересованы в вашем трафике, да и вам придется потратить меньше ресурсов для привлечения людей.
Управляющие локальных ТЦ часто ближе к предпринимателям, чем бездушные корпоративные структуры управления крупной недвижимостью. С ними проще договориться, найти компромисс и выгодные условия. В отличие от крупных ТЦ здесь реже встречается навязывание обязательных услуг или подрядчиков.
Вентиляция, кондиционеры, канализация
Одна из типичных ошибок при планировании бюджета открытия компьютерного клуба или его ремонта — забыть про вентиляцию и кондиционеры. Даже если это пространство ранее использовалось как коммерческое, в нем может быть слабая система вентиляции.
Возьмем сухие цифры снипов: на одного человека в помещении должно приходиться 60 кубометров воздухообмена в час. То есть, например, на 45 человек в помещении (условно полная посадка 40 человек + админы + кто-то пробегал) воздухообмен должен составлять 2700 кубометров в час. Это достаточно серьезная величина, о которой нужно задумываться на этапе даже не проектирования, а на этапе выбора помещения, потому что не везде вы сможете организовать такую вентиляцию. И не забываем, что вентиляция — это не только вытяжка воздуха, но и его подача в помещение, то есть вы должны сделать и вытяжку, и приточку.
Кроме того у нас в помещении находится 40 печек в виде компьютеров (250 Вт тепла в час) и 45 человек. Тело взрослого здорового человека с нормальной температурой в состоянии покоя выделяет тепло в эквиваленте 60 Вт. То есть при полной посадке у вас выходит 250х40 + 60х45 = 12,7 кВт тепла в час. И все это вам нужно охладить. А если на улице +30? Мы обычно закладываем на клуб из 40 компьютеров порядка 48 кВт охлаждения, чтобы эффективно и качественно управлять микроклиматом в зале.
Открывая клуб в торговом центре, важно учесть трудности с организацией собственного санузла. Основных путей решения тут два:
- Согласовывать использование общих санузлов ТЦ — как следствие возможны ограничения, либо разделение ответственности и увеличение расходной части;
- Организация туалетов на территории помещения с помощью сантехнических лифтов. На практике они слишком дороги в обслуживании из-за того, что не рассчитаны на большой поток гостей и в итоге слишком часто ломаются и увеличивают расходы на содержание.
Для всех остальных типов помещений (жилой дом, бизнес-центры, отдельные коммерческие здания) очень важно наличие прямоточной канализации, ибо использование сантехнических лифтов и проблемы с ними может свести с ума любого.
Интернет
Любому компьютерному клубу будет достаточно 1 Гб интернета. Другой вопрос, что есть поселки и небольшие города, где гигабита нет в принципе или он стоит непомерных денег. Работать клуб может и на 100 Мбит, но в этом случае нужно идти по пути оптимизации интернет-трафика через различные сервисы типа кэширующего сервера в клубе, использование бездисковых или гибридных систем, а также потратиться на качественные сетевые комплектующие.
В случае с ТЦ, особенно крупными, вы будете ограничены выбором управляющей компании, а цены, скорее всего, будут выше обычных рыночных, доступных при аренде помещений в жилых домах.
Поскольку работа КК без интернета невозможна в принципе, то очень важно проработать этот вопрос еще до того, как вы заключили договор аренды и начали делать ремонт.
Выбор помещения для открытия КК — гораздо сложнее, чем выбор собственной квартиры. Потому что квартира должна нравиться вам и вашим близким, а помещение клуба — сотням и тысячам людей, о которых вы еще ничего не знаете.
При подборе помещения всегда важно провести несколько установочных встреч и пообщаться с людьми, которые будут подписывать договор, с технической и административной командой, если она есть. Такие встречи обычно многое могут рассказать о том, с кем вам предстоит работать, об их процессах и профессионализме (или его отсутствии).
Я так помещение для салона красоты выбрала, сделали ремонт, потратили 700к, а хозяин через 2 месяца решил его продать, тварь 😡
Совет про хорошо составленный договор аренды — универсальный. Многие подписывают типовые договоры, даже не пытаясь добавить что-то свое. Но в договоре можно прописать все: ремонт и компенсация за него при одностороннем досрочном расторжении, арендные каникулы на время ремонта (если договоритесь) или другие условия, которые устроят обе стороны.
в итоге ничего не компенсировали, вы в суд не обращались?
Нет, ничего не компенсировали. Ремонт был неотделимым улучшением, мы конечно забрали оборудование, но плитку, пол, натяжные потолки и тп - с собой не заберешь. Ну и в договоре было, что при одностороннем расторжении предупредить нужно было за месяц. В тот момент мы больше переживали, что владелец помещения, крутой дядька, решит, что мы не справимся с открытием и бросим аренду, но в итоге это нас попросили съехать, а не наоборот.
Не задумывался даже, сто может быть столько нюансов в организации Компьютерного Клуба. И ещё более интересны выкладки по организации вентиляции в такого рода помещениях
Помещение - место решает 50%, возле вокзала, аэропорта, Вузов. Ночные клубы с отдельными кабинками и сервисом еды , пива - прекрасно заменяют дешёвые хостелы. В спальных районах - ориентир на подростков которым требуется коммуникация - сервис сосредоточен на помещении , а не предоставлении услуг компьютерных, но вы клуб так что соответствуйте. ПС- бывший владелец двух клубов в малюсеньком городке , по молодости работал админом в нескольких клубах - один в Киеве.
Да, верно — локация решает. Поэтому выбор начинается с анализа мест, людских потоков и спроса. Не сказал бы, что идея подменять собой хостелы — хорошая для КК, но коммуникация и социализация — в топ-3 драйверов для посещения КК.
Слышал про концепцию "много+1". Имеет смысл найти точку, где много таких клубов и открыть там еще 1. И тогда в часы пик точно будут клиенты, а у ЦА будет расти наслышанность про ваш клуб
Все что на Траффике, будет стоить дорого. Сразу встанет вопрос, настолько ли рентабелен клуб что может позволить себе платить условно 1000 руб/м2? Потому что на трафик с вами будет конкурировать куча других арендаторов, начиная от бара, заканчивая магазинами. Если есть трафик туда стоит очередь из цветочников, аптек, Кофеен и общепита, пекарен, всяких магазинчиков и пунктов выдачи типа вайлдберриз и озона. Это если первый этаж. Если небольшой торговый центр, то собственник будет беситься от курящих туда-сюда ходящих.
В спальных районах снять не проблема, но проблема с клиентами, обычно клиенты - подбцхнувшие либо не богатые подростки. Все в округе будет засрано и заплёвано. Так как каждый клиент на счёту, все это придётся решать, чистить, убирать и терпеть.
Если переделывать Цоколь, то большие затраты на ремонт и коммуникации. По идее цена недорогая, а трафик есть. Чтобы обезопасить себя необходимо заключать долгосрочный договор с регистрацией, тогда тебя никто не выгонит. Даже если помещение продано, меняется собственник но обременение арендой не пропадает.
Сталкиваюсь с огромным количеством людей вкладывающихся в помещение, но заключающих договор аренды на 11 мес. Естественно арендодатель легко может не пролонгировать договор. Всегда, если вкладываетесь в ремонт, да и вообще лучше заключать долгосрочный договор. Он обезопасит вас от того, что выгонят. А вас не обязывает сидеть и платить до конца срока. Не пошёл бизнес, съехал. Разумеется если вложений не было. А вот если большие вложения, то просто съехать возможно не лучший вариант. Вариантов в этом случае тоже много, но это на отдельную статью
Эталонное ненужно. Стране нужнее спорт, а не сычевание Автора идеи такого бизнеса - поскорее подвергнуть 10500 проверкам.
У меня были бизнесы - услуги (категория ) , и я ни разу не уходил в минус с клубами.
Гига инета для клуба? Если клуб из 5 мест - и то хватать не будет. Или вы имели ввиду гиг на место?
с чего это не будет? возьмем 30 машин работающих одновременно в онлайн играх, потребление инета в кс го 250мб в час, остальыне игры 120мб в час, ммо по типу варкрафт тес и л2 40мб в час. но даже возьмем в пример если 30 компов играет в кс го что не бывает на самом деле. это 7.5гб в час, или 120мб в минуту, или 2 мб в секунду. тебе даже 100мбит за глаза хватит чтоб поиграть. ЕДинственная причина для чего гигабитный или гигабайтный инет может быть нужен, это скачивать игры с сервера, чтоб пользователь долго не ждал. Так что ты вообще не шаришь
каждый раз когда прихожу в клуб - ставлю обнову качаться на ворзон на часок...при этом я заранее звоню и спрашиваю стоит ли обнова
Так получается проблема в тебе. Увидел проблемы в комп клубе, вернул деньги и ушел. А ты опять в негг идёшь.
каждый раз после таких кейсов я меняю клуб. и в каждом примерно также
кресла прем крутые
Комментарий удален модератором
Был в компьютерном клубе в Грузии и Армении — там фулл посадка из взрослых ребят, у которых точно есть деньги чтобы собрать себе игровой компьютер.
Да и часто в клуб идут чтобы весело провести время с друзьями. Редко встречаю там соло игроков (но тоже бывают).
Лично я подобные места посещаю ради приятного экспириенса взаимодействия с клубом. Особенно если клуб выше среднего по цене — находиться там одно удовольствие.
Комментарий недоступен
ты видать давно не был в комп клубах. они давно не в таком формате как в 00ых существуют.
там нет 4х десятков спираченных тайтлов в которые ты бы поиграл, тк дома комп не тянет.
или свой акк там юзаешь или фритуплейки вэлкам
дз хз я в кз
можете оценить успех колизиума на 5000 кв.м. на Шелепихе?
такой масштаб вообще может окупиться?
Сложно оценить успех, когда площадка только-только открылась. Тем более, если площадь в собственности, то там гораздо проще модель. В общем, хотя бы год нужно дать ребятам поработать, а уже после этого делать первые выводы, я считаю.
Вангую этот навязчивый пиар очень скоро перейдет в продажу франшизы
Ну либо никто в эти клубы не ходит и пытаются привлечь трафик через нативку на разных сайтах
Уже, он же управляющий софт продает для клубов
Сделаем вентиляцию и кондиционирование для компьютерного клуба. обращайтесь.