{"id":13455,"url":"\/distributions\/13455\/click?bit=1&hash=8bce2c32fc522b9cfe1ab89089eff75ab558dbec8812c3dda390faecf1c743f2","title":"\u00ab\u0410 \u0442\u044b \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0440\u0438\u0435\u043b\u0442\u043e\u0440?\u00bb \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u043d\u0435\u043b\u043e\u0432\u043a\u0438\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u0431\u0440\u043e\u043a\u0435\u0440\u0443","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"ca4cf1a1-a5ed-5aca-9f34-357accc11bb1","isPaidAndBannersEnabled":false}
Алена Киселева

Как создать онлайн курс. 5 Шагов успешного обучения от методолога топовых программ

Разрабатывая и анализируя не одну сотню обучающих программ, я вижу одни и те же ошибки, из за которых ученики не доходят до конца обучения. В результате эксперт теряет успешные кейсы и прибыль от будущих потоков. Но хорошая новость в том, что этого можно избежать как тем, кто еще только планирует создать свой онлайн курс, так и тем, у кого уже есть программа обучения.

5 Шагов создания онлайн курса

В разработке онлайн обучения я выделяю 5 основных шагов:

1. Анализ мастерства эксперта

2. Анализ целевой аудитории

3. Стратегическое видение

4. Структура курса

5. Экосистема курса

Шаг 1. Анализ мастерства автора или распаковка личности

Сейчас достаточно много онлайн курсов в одной и той же нише, и уже недостаточно просто дать знания по теме. Чтобы курс был уникальным и отличался от других продуктов на рынке онлайн образования важно сделать:

  • анализ целевой аудитории (те люди, для кого Вы создаете онлайн курс)
  • анализ мастерства автора

Чтобы проанализировать мастерство на практике я использую несколько упражнений, которые основываются на том, чтобы

  • проанализировать свой опыт (специальными методиками)
  • определить, что уникального для Вас в этой теме

Например, есть сотни курсов по smm, но в одном из них идет упор на продаже через визуал, потому что автора драйвит эта тема, а в другом на контент-маркетинге.

Шаг 2. Анализ целевой аудитории

На этом этапе следует определить, для кого разрабатывается онлайн курс и сегментировать эту аудиторию.

Например, на курсе по Wildberries может быть несколько сегментов целевой аудитории

  • собственники бизнеса, которые хотят открыть свой онлайн магазин
  • менеджеры по работе с площадкой

При этом нужно понимать, какие сегменты действительно можно объединять, а какие будут напоминать смешение первоклашек со старшеклассниками в школе.

Пример

Пол года назад я работала с экспертом в нише автоматизации бизнеса и онлайн записи. Диана, партнёр @yclients планировала разработать онлайн курс по автоматизации салона красоты и использованию программы.⠀

Когда мы работали над курсом и прописывали сценарии уроков, вышли на новый продукт. Мы выявили, что у Дианы аудитория не только владельцы бизнеса, но и те, кто хочет так же как и она автоматизировать салоны красоты.

Тут же встал вопрос☝🏻: разрабатывать отдельные продукты или объединить эти две аудитории на одном курсе. В результате мы определили стратегию, которая позволяет объединить эти два сегмента.

Плюс объединения здесь в том, что для аудитории «автоматизаторов» есть возможность получить кейсы прямо в процессе обучения и наработать портфолио. А для владельцев бизнеса - дополнительная помощь.

Шаг 3. Стратегическое видение онлайн курса

Варианты разработки онлайн курса

Вариант 1: создание курса "от контента" (от точки А)

Этот вариант предполагает, что Вы должны сначала выгрузить все свои знания, как то их структурировать и передать ученикам.

5 Лет назад, когда я только начинала работать методологом в одной из крупнейших IT компаний России "1С" - мы с командой выстраивали курсы именно этим способом. Нам давали контент, мы его структурировали, и не задавая вопросов, выдавали итоговый курс, который потом проводили. Результаты были, но из серии: человек прослушал 👉 что то записал 👉 и забыл.

Плюсы

  • делимся опытом, передаем информацию

Минусы

  • информация не усваивается учениками на 100%
  • мало успешных кейсов
  • много "сливов" с курса и низкая доходимость до конца обучения

Вариант 2: От стратегии " точки Б"

В этом варианте мы исходим из мастерства эксперта, результатов учеников и последующего взаимодействия. То есть мы сначала определяем конечный результат и под него подстраиваем практику и разрабатываем контент.

Плюсы

  • делимся опытом
  • информация усваивается учениками
  • много кейсов
  • мало сливов
  • последующие продажи

Минусы

  • время разработки

Чаще всего эксперты хотят дать больше и сильно перегружают свой курс. И последствий много: мало результатов/кейсов и много сливов.

Но что, если взять весь его контент и разделить на несколько продуктов. И в каждом из них максимально передать свою экспертность, разжевать контент и дать дозированно? То есть структурировать весь свой опыт не по модулям в одном большом курса, а по продуктам.

Многие этого не делают потому, что не видят ценности в контенте и хотят оправдать его количеством. Хотя контент может быть супер ценным. Это просто ощущение эксперта такое. Но ценность не в количестве, а в результатах ученика.

Это как в жизни, мы можем прочитать книгу и отложить, а можем внедрить из нее всего 1 инсайт и изменить жизнь в корне.

КАК ВЫСТРОИТЬ СТРАТЕГИЮ?

  • разбить все свои знания на направления
  • определить главный продукт - флагман
  • определить вход (лид магнит, трипваер)
  • определить выходы

Шаг 4. Структура онлайн курса

Для того, чтобы разработать структуру онлайн курса, необходимо в первую очередь, определить результат обучения.

1. Результат

  • Какой результат должен быть у ученика
  • Чему он должен научиться
  • Какие навыки получить

Например, твердая ниша - инвестиции: "Сформировать инвест портфель и получить доход от инвестиций 30 процентов"

2. Путь ученика

То есть какие промежуточные шаги он должен совершить, чтобы к этому результату прийти. А также какие инструменты он должен применить для достижения цели.

3. Практика

На этом этапе определяется, что должен сделать ученик, чтобы прийти к результату. Часто, многие эксперты разрабатывают сначала контент, что в корне не верно и влечет за собой такие последствия, как перегруз курса. В итоге ученик выгорает уже на середине пути от количества информации.

4. Наполнение контентом

Как правило эксперты хорошо знают контент, но иногда важно пересобрать его. То есть выгрузить все, что есть, относительно каждого модуля, структурировать это, объединив по смыслу и вставить в уроки

5. Презентация

На этом шаге контент разбивается на слайды для презентации, в каждом из которых выделяется ключевая мысль и создается визуальный смысл. Такой шаг в моих проектах занимает не мало времени, так как важно разработать ассоциации, которые будут близки и понятны целевой аудитории, а визуальные смыслы должны будут отпечататься в сознании каждого ученика.

Создание курса следует делать поэтапно и разбивать на итерации.

Шаг 5. Экосистема курса

Экосистема онлайн курса

Важным этапом является построение экосистемы онлайн курса или образовательной среды. Здесь необходимо определить

- будут ли кураторы или наставники и их функционал

- как будут взаимодействовать ученики между собой, кураторами и экспертом

- платформа, на которой будет проходить обучение

- система мотивации (будет ли использована геймификация)

- и т.д.

Таким образом, чтобы создать успешный онлайн курс, который ученики будут советовать своим близким и получать мощные результаты, необходимо соблюдать правильную последовательность шагов и все нюансы разработки. Чтобы ничего не упустить, можно изучить методологию построения программ для взрослых, пройдя курс, прочитав пару книг или нанять методолога, который сделает это за Вас и сэкономит не мало ресурсов.

0
2 комментария
Татьяна Сухова

спасибо за стать, все очень интересно и просто написано

Ответить
Развернуть ветку
Алена Киселева
Автор

Благодарю за обратную связь, Татьяна!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null