{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Сколько зарабатывал Маяковский? Финансовые реалии писателей раннего СССР

Американские горки нищеты и богатства почти всю жизнь сопутствуют известным людям. Деньги преследуют творцов там, где их негде тратить. Капиталы растворяются в воздухе. А из широких штанов порой нечего доставать. Разбираемся, сколько получали писатели серебряного века.

Героями этой статьи станут Владимир Маяковский (как вы уже догадались), Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева и детский писатель Корней Чуковский.

Первая статья про заработки известных литераторов внизу. В ней я рассматриваю Достоевского, Толстого, Чехова и прочих творцов конца 19 века.

Преамбула.

Перед тем, как читать этот не слишком заумный, но и не очень простой текст, давайте определимся с терминами (я искренне думаю, что вы их и так знаете, но все же…).

Серебряный век русской литературы – поэзия и проза первой трети 20 века в российских реалиях. Это и модернизм, и декаданс, и имажинизм, и футуризм.

Ранний СССР (в моем понимании) – 20-30 годы.

Издательства – государственные органы раннего СССР, отвечавшие за издание печатной продукции, а не коммерческие организации, как в первой статье.

В общем, долго ли, коротко ли – поехали.

Как будем считать?

Просто. В связи с нестабильностью экономики того времени (точнее некоторых его периодов и фрагментов), отвязкой от мировой финансовой системы и прочими абьюзами, попробуем провести параллель с долларами и финансами времен Великой депрессии Штатов той самой Америки.

Деньги эпохи в этой статье также привязаны к покупательной способности, цене товаров и средней зарплате в те периоды, когда действо происходит до революции. Тогда такая связка еще актуальна.

А вот после 1917 года так считать смысла уже нет. Например, в 1925 году заработная плата рабочему выплачивалась натур продуктом, мясом или мылом. Или мукой. Поэтому аналогий - «роман «Воскресенье» равно новая Lamborghini» (как в статье про Толстого) здесь не будет, все более сложно. Будут попытки привязать курс советского рубля к доллару.

В свою очередь сравнение курсов того времени я взял из информации журнала «Форбс», думаю этот источник вызывает доверие.

И по старой, злой традиции, предлагаю проголосовать за самого состоятельного (по вашему мнению поэта того времени).
О. Мандельштам
А. Блок
С. Есенин
В. Маяковский
К. Чуковский
Не согласен с вариантами, прокомментирую сам
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Как платили издатели?

В статье про Достоевского и иже с ним, я описывал две системы оплаты – постранично и за полное произведение. С крахом империи, рухнули и эти системы. Теперь издатель платит писателям либо за произведение, либо за месяц работы (причем плодовитость мэтров могла быть разной).

Хулиган.

Жизнь С.Е. была короткой - всего лишь 30 лет, а большая часть его творчества пришлась на царскую Россию.

В 1914 году поэт получил 3 рубля за стихотворение «Береза». На тот момент 3 рубля приравнивались к зарплате кухарки или прачки за месяц. Не так уж много, учитывая, сумасшедшие гонорары писателей самого начала 20 века. До революции С.Е. большой славы не стяжал, золотых гор не скопил.

Если с дореволюционным периодом все более или менее понятно, то ранний СССР, вызывает вопросы. Я нашел только одно упоминание о гонораре Хулигана.

В 1925 году (за несколько месяцев до смерти) Госиздат предложил за трехтомное собрание сочинений поэта за 6 000 рублей. В итоге сошлись не на едином платеже, а на ежемесячной оплате – 1 000 рублей в месяц.

Небольшая ремарка про курс доллара.

В то время волатильность валюты достигла невиданных масштабов. Доллар в 1917 году стоил 11 рублей, в 1921 – 256 рублей, в 1922 году – 2080 рублей.

Скачки продолжались еще несколько лет, но потом пришли к общему знаменателю. 2 рубля 22 копейки – на таком уровне стабилизировалась цена за 1 купюру с изображением Джорджа Вашингтона к 1924 году.

Путем нехитрых подсчетов, понимаем, что ежемесячный гонорар С.Е. составлял чуть менее 500$.

Что можно было приобрести в США за эти деньги сто лет назад?

В стране, в которой тогда уже знали, что такое ипотека, в стране, где к 1917 году выпуск легковых авто достиг 1,7 млн. шт., а литр молока стоил 13 центов, поэт жил бы не бедно. Но и не роскошно. Зарплата простого полицейского, например составляла 115$ в месяц, а зарплата рабочего 2,3$ за 8-часовую смену.

Человек с легкомысленным отношением к деньгам.

Гражданин фининспектор,

честное слово,

поэту

в копеечку влетают слова.

Говоря по-нашему,

рифма—бочка.

Бочка с динамитом.

Строчка—фитиль.

Строка додымит,

взрывается строчка, —

и город

на воздух

строфой летит.

В. Маяковский

Поэт, словно с высеченным из камня лицом, по праву считается одним из самых состоятельных писателей Советской России. Возможно, из-за того, что он был близок к власти и являлся апологетом Советов, а также благодаря его прениям с налоговой инспекцией (МосФинОтдел), мы знаем всю финансовую подноготную Маяковского.

Информация о его заработках достаточно подробна, судите сами.

1926 год – 10 345 р. до вычета налога;

1927 год – 18 700 р. до вычета налога;

1928 год – 17 800 р. до вычета налога;

1929 год – 21 750 р. до вычета налога.

Почему я написал везде фразу «до вычета налога»? Потому что мэтр белого стиха очень подробно рассчитывал налогооблагаемую базу и постоянно препирался с фининспекторами, вычитывая из заработков даже расходы на канцелярию.

Но, несмотря на дотошность с налогами, писатель легко тратил заработанные деньги - путешествовал, покупал дорогие подарки себе и другим. Лиле Брик, например, купил во Франции машину Рено за 20 т. франков.

Кстати, о его гонораре за детскую книжку «Что такое хорошо» написала New York Times – 10 000$ за книгу, это вам не шутки. Первое издание этой книжки в свое время продавалось на antiquebooks.ru за 350 000 р. Сейчас там же продаются его «Футуристы», правда чуть дешевле – за 250 000 р.

Ахматова.

Жизнь поэтессы окутана тайнами, сплетнями и домыслами. Их настолько много, что разобраться в хитросплетениях ее судьбы очень сложно. Я и не старался.

Просто прочел выборку заметок ее современников, отрывки писем и несколько фрагментов из дневников Корнея Чуковского и Павла Лукницкого. И сделал ничем не подтвержденный вывод о том, что гонорары Анны за свое творчество были невелики, по сравнению с гонорарами других творцов. 200, 300, максимум 400 рублей за выступление или работу. Не густо, особенно по сравнению с Маяковским. Но эта женщина навсегда остается загадкой… Пусть и остается.

«Детский писатель должен быть счастлив».

К. Чуковский

Счастливый детский писатель.

Несмотря на происходящий вокруг ад, крушение империй и прочие завихрения судеб, оставались люди, которые видели целью жизни счастье. Таким был Корней Чуковский.

Зарабатывал он немного, но стабильно, причем начиная еще с 1910-х.

25, 30, 40 рублей, такие гонорары были у него при царе.

Позже больше – 100, 200, 300 рублей в месяц.

Вокруг бурлили волны интриг, страдали от любви поэтессы, метали на карточный стол купюры поэты, пускали на ветер состояния писатели, а Корней Чуковский стабильно писал сказки и детские стихотворения. Он никогда не достигал финансовых высот, но и не нищенствовал. Просто жил и творил. Не ради идеи, а для детей.

Остальные.

Александр Блок – творил в царской России. На пике зарабатывал 500-600 рублей в месяц. Гречневая крупа стоила тогда 25 копеек за килограмм. То есть, он мог купить 2 400 килограммов на месячное жалование.

На Яндекс Маркете я видел разные цены. Усреднил до 100 р. за кг. хорошей крупы. Делаем вывод, что Блок получал четверть миллиона в месяц при пересчете на сегодняшний день.

Марина Цветаева – в финансовом плане почти та же история, что и с Ахматовой. Только еще хуже, информации вообще нуль. Нашел в источниках только общие слова «зарабатывала солидно», «зарабатывала переводами большие деньги». Не думаю, что больше Маяковского, но все же.

Ради честности к себе или вместо заключения.

После первой статьи про заработки писателей, мне задали вопрос:

- А разве этично считать чужие деньги? Зачем ты про это пишешь? Ну зарабатывали и зарабатывали, какая разница сколько? Разве Достоевский написал бы хуже, если бы не зарабатывал баснословные деньги?

Я ответил что-то невразумительное, ибо ни времени, ни желания вступать в полемику не было. Точнее, я просто не сформулировал для себя правдивый ответ.

Спустя несколько дней ответ пришел сам собой, и я озвучил его:

- Думаю считать гонорары великих писателей – это не зло. Однозначно не зло. Деньги в любую эпоху истории оставались одним из главных движителей прогресса. И многие писатели создавали свои творения именно получив опыт траты крупных сумм денег или их полного отсутствия. Вряд ли «Игрок» Достоевского получился именно таким, если бы не был написан так спешно (за 26 дней). А писал его мастер спешно именно из-за проблем с деньгами, долгов. Толстой писал так размашисто именно из-за отсутствия финансовых проблем в принципе. Маяковский рубил слова, чувствуя собственную значимость.

Поэтому, да. Я считаю, что для полного понимания творчества писателей, необходимо знать в каком финансовом состоянии они творили.

Дайте фидбек, нужна ли еще статья про финансовую составляющую поздних советских писателей (от Солженицына до Довлатова) или достаточно этих опусов?

Спасибо за потраченный ресурс – время. Если у вас его в достатке, и вы любите фантастику – обратите внимание на мою книжку. Она про любовь во время зомби-апокалипсиса, про семью и про реализм.

А вот и первая статья.

Сколько зарабатывал Достоевский? Реалии литературы 19 века в цифрах

Сегодня писатель может быть и миллионером, и нищим, и просто состоятельным человеком. Но нищих писателей, однозначно, больше. А сколько зарабатывали русские классики и на что они тратили свои кровные? Разбираемся и шутим.

0
167 комментариев
Написать комментарий...
Zloy Marketolog

Согласен с комментатором выше, структура статьи капец.
Есенин есть в опросе, но в статье про него нет (или я слепой). Мне казалось, что именно он зарабатывал больше всех.
Получилось нагуглить, что Есенину в 1925 году платили 1000р в месяц, а значит он зарабатывал больше Маяковского в этом году.

Ответить
Развернуть ветку
Мятный Пряничек
Жизнь С.Е. была короткой - всего лишь 30 лет, а большая часть его творчества пришлась на царскую Россию.

Вот же про Есенина

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

Мм, то есть всех поэтов автор нормально написал, а Есенина как С.Е. Ну понятно почему я его не увидел. Что только подтверждает отвратительный стиль написания этой статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Мятный Пряничек

Там же перед этим заголовок «Хулиган», понятное дело, что дальше пойдет речь о Есенине. Или Вы не знакомы со школьной программой?

Ответить
Развернуть ветку
Klonin DevApp

А что, в школьной программе вас так убедило в истинной сущности поэта? Вы так уверены в том, что школьная программа непогрешима? Убедили себя в некой версии и всю жизнь следуете ей. Возьмём вас, и скажем, что при всех своих плюсах (уверен, что они есть), вы например наркоманка и через 30-50-100 лет кто-то будет о вас именно так и думать. А "хулиганом" Есенин называл себя иронично, так как отличался от многих.

Ответить
Развернуть ветку
Мятный Пряничек

Я не писала о том, что школьная программа непогрешима. Но школьная программа - это база, которую должен знать каждый, в частности знание русского языка и русской литературы для меня стоит на первом месте, потому что это наша культура. Незнание таких банальных вещей, как название произведения Есенина, это моветон.

Вы вообще не в ту степь ушли.

Ответить
Развернуть ветку
Klonin DevApp

Простите, если вас оскорбил или задел мой комментарий. Согласен с базовыми знаниями. Я лишь хотел заступится за великого русского поэта, а то тут его и алкоголиком назвали и попытались выставить в отрицательном свете. А хулиганом он был сугубо в понимании завистников :)

Ответить
Развернуть ветку
Мятный Пряничек

Нет нет, полностью поддерживаю порядочность и высокую моральную планку Есенина.

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

Как и счастливый детский писатель. Если вдумываться, то понятно. Если не вдумываться в эти подзаголовки, то нет. Либо же надо было и Ахматовой прозвище придумать. Мандельштама я в тексте тоже не обнаружил, хотя его и не искал, он не интересен. Но может и он в тексте тоже есть под каким-нибудь дурацким сокращением или прозвищем. 🤷‍♂️ Я ниже объяснил почему надо делать структуру текста без выкрутасов.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Не хочу вступать в полемику по поводу сокращений. Вы правильно сказали "если не вдумываться". Увы, в наше время многие не хотят "вдумываться", легче посмотреть 30 секундное видео. Именно поэтому, герои статьи обозначены так. Нравиться мне, знаете ли, "вдумывающиеся" читатели. Ничего поделать с собой не могу.

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog
Нравиться мне, знаете ли, "вдумывающиеся" читатели.

Да не вопрос. Просто VC не самая удачная площадка для этого.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Да, только увидел, что вы уже написали по этому поводу ниже. Ну что же, у каждого свое мнение. P.S. Дальше тему можем не развивать.

Ответить
Развернуть ветку
Озверевший Фукуяма

Очевидно, что алкоголик С.Е. получал при СССР в разы меньше раскрученного Маяковского. Золотая пора Есенина - царская Россия, но и там он вряд ли получал больше того же Блока.

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

Кто его знает, он же умер в 25-м. Может его заработки пошли бы вверх, раз ему согласились столько платить уже при совке.

Ответить
Развернуть ветку
Озверевший Фукуяма

В таланте Есенина сомнений нет. Но он всё же был «попутчик», а с такими не церемонились. Его бы репрессировали к началу 30-х с большой вероятностью.
Я вообще не понимаю, почему в списке нет Демьяна Бедного - он вообще тогда на каждом заборе висел))

Ответить
Развернуть ветку
Klonin DevApp

Алкоголик? Вы с ним бухали?

Ответить
Развернуть ветку
Озверевший Фукуяма

Я задел ваши религиозные чувства? Однако это факт.

Ответить
Развернуть ветку
Klonin DevApp

У вас очередной раз оценочные суждения, вы либо сразу обозначьте себя профессором кафедры "я в курсе всех вопросов", либо изберите менее претензионную позицию, иначе, вас выдаёт этот надменный тон, что позволяет вам судить людей прошлого, опираясь опять таки на писульки режима и его прихвостней. И с моими чувствами всё в порядке "профессор".

Ответить
Развернуть ветку
164 комментария
Раскрывать всегда