Сколько зарабатывал Маяковский? Финансовые реалии писателей раннего СССР

Американские горки нищеты и богатства почти всю жизнь сопутствуют известным людям. Деньги преследуют творцов там, где их негде тратить. Капиталы растворяются в воздухе. А из широких штанов порой нечего доставать. Разбираемся, сколько получали писатели серебряного века.

Героями этой статьи станут Владимир Маяковский (как вы уже догадались), Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева и детский писатель Корней Чуковский.

Первая статья про заработки известных литераторов внизу. В ней я рассматриваю Достоевского, Толстого, Чехова и прочих творцов конца 19 века.

Преамбула.

Перед тем, как читать этот не слишком заумный, но и не очень простой текст, давайте определимся с терминами (я искренне думаю, что вы их и так знаете, но все же…).

Серебряный век русской литературы – поэзия и проза первой трети 20 века в российских реалиях. Это и модернизм, и декаданс, и имажинизм, и футуризм.

Ранний СССР (в моем понимании) – 20-30 годы.

Издательства – государственные органы раннего СССР, отвечавшие за издание печатной продукции, а не коммерческие организации, как в первой статье.

В общем, долго ли, коротко ли – поехали.

Как будем считать?

Просто. В связи с нестабильностью экономики того времени (точнее некоторых его периодов и фрагментов), отвязкой от мировой финансовой системы и прочими абьюзами, попробуем провести параллель с долларами и финансами времен Великой депрессии Штатов той самой Америки.

Деньги эпохи в этой статье также привязаны к покупательной способности, цене товаров и средней зарплате в те периоды, когда действо происходит до революции. Тогда такая связка еще актуальна.

А вот после 1917 года так считать смысла уже нет. Например, в 1925 году заработная плата рабочему выплачивалась натур продуктом, мясом или мылом. Или мукой. Поэтому аналогий - «роман «Воскресенье» равно новая Lamborghini» (как в статье про Толстого) здесь не будет, все более сложно. Будут попытки привязать курс советского рубля к доллару.

В свою очередь сравнение курсов того времени я взял из информации журнала «Форбс», думаю этот источник вызывает доверие.

И по старой, злой традиции, предлагаю проголосовать за самого состоятельного (по вашему мнению поэта того времени).
О. Мандельштам
А. Блок
С. Есенин
В. Маяковский
К. Чуковский
Не согласен с вариантами, прокомментирую сам
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Как платили издатели?

В статье про Достоевского и иже с ним, я описывал две системы оплаты – постранично и за полное произведение. С крахом империи, рухнули и эти системы. Теперь издатель платит писателям либо за произведение, либо за месяц работы (причем плодовитость мэтров могла быть разной).

Хулиган.

Жизнь С.Е. была короткой - всего лишь 30 лет, а большая часть его творчества пришлась на царскую Россию.

В 1914 году поэт получил 3 рубля за стихотворение «Береза». На тот момент 3 рубля приравнивались к зарплате кухарки или прачки за месяц. Не так уж много, учитывая, сумасшедшие гонорары писателей самого начала 20 века. До революции С.Е. большой славы не стяжал, золотых гор не скопил.

Если с дореволюционным периодом все более или менее понятно, то ранний СССР, вызывает вопросы. Я нашел только одно упоминание о гонораре Хулигана.

В 1925 году (за несколько месяцев до смерти) Госиздат предложил за трехтомное собрание сочинений поэта за 6 000 рублей. В итоге сошлись не на едином платеже, а на ежемесячной оплате – 1 000 рублей в месяц.

Небольшая ремарка про курс доллара.

В то время волатильность валюты достигла невиданных масштабов. Доллар в 1917 году стоил 11 рублей, в 1921 – 256 рублей, в 1922 году – 2080 рублей.

Скачки продолжались еще несколько лет, но потом пришли к общему знаменателю. 2 рубля 22 копейки – на таком уровне стабилизировалась цена за 1 купюру с изображением Джорджа Вашингтона к 1924 году.

Путем нехитрых подсчетов, понимаем, что ежемесячный гонорар С.Е. составлял чуть менее 500$.

Что можно было приобрести в США за эти деньги сто лет назад?

В стране, в которой тогда уже знали, что такое ипотека, в стране, где к 1917 году выпуск легковых авто достиг 1,7 млн. шт., а литр молока стоил 13 центов, поэт жил бы не бедно. Но и не роскошно. Зарплата простого полицейского, например составляла 115$ в месяц, а зарплата рабочего 2,3$ за 8-часовую смену.

Человек с легкомысленным отношением к деньгам.

Гражданин фининспектор,

честное слово,

поэту

в копеечку влетают слова.

Говоря по-нашему,

рифма—бочка.

Бочка с динамитом.

Строчка—фитиль.

Строка додымит,

взрывается строчка, —

и город

на воздух

строфой летит.

В. Маяковский

Поэт, словно с высеченным из камня лицом, по праву считается одним из самых состоятельных писателей Советской России. Возможно, из-за того, что он был близок к власти и являлся апологетом Советов, а также благодаря его прениям с налоговой инспекцией (МосФинОтдел), мы знаем всю финансовую подноготную Маяковского.

Информация о его заработках достаточно подробна, судите сами.

1926 год – 10 345 р. до вычета налога;

1927 год – 18 700 р. до вычета налога;

1928 год – 17 800 р. до вычета налога;

1929 год – 21 750 р. до вычета налога.

Почему я написал везде фразу «до вычета налога»? Потому что мэтр белого стиха очень подробно рассчитывал налогооблагаемую базу и постоянно препирался с фининспекторами, вычитывая из заработков даже расходы на канцелярию.

Но, несмотря на дотошность с налогами, писатель легко тратил заработанные деньги - путешествовал, покупал дорогие подарки себе и другим. Лиле Брик, например, купил во Франции машину Рено за 20 т. франков.

Кстати, о его гонораре за детскую книжку «Что такое хорошо» написала New York Times – 10 000$ за книгу, это вам не шутки. Первое издание этой книжки в свое время продавалось на antiquebooks.ru за 350 000 р. Сейчас там же продаются его «Футуристы», правда чуть дешевле – за 250 000 р.

Ахматова.

Жизнь поэтессы окутана тайнами, сплетнями и домыслами. Их настолько много, что разобраться в хитросплетениях ее судьбы очень сложно. Я и не старался.

Просто прочел выборку заметок ее современников, отрывки писем и несколько фрагментов из дневников Корнея Чуковского и Павла Лукницкого. И сделал ничем не подтвержденный вывод о том, что гонорары Анны за свое творчество были невелики, по сравнению с гонорарами других творцов. 200, 300, максимум 400 рублей за выступление или работу. Не густо, особенно по сравнению с Маяковским. Но эта женщина навсегда остается загадкой… Пусть и остается.

«Детский писатель должен быть счастлив».

К. Чуковский

Счастливый детский писатель.

Несмотря на происходящий вокруг ад, крушение империй и прочие завихрения судеб, оставались люди, которые видели целью жизни счастье. Таким был Корней Чуковский.

Зарабатывал он немного, но стабильно, причем начиная еще с 1910-х.

25, 30, 40 рублей, такие гонорары были у него при царе.

Позже больше – 100, 200, 300 рублей в месяц.

Вокруг бурлили волны интриг, страдали от любви поэтессы, метали на карточный стол купюры поэты, пускали на ветер состояния писатели, а Корней Чуковский стабильно писал сказки и детские стихотворения. Он никогда не достигал финансовых высот, но и не нищенствовал. Просто жил и творил. Не ради идеи, а для детей.

Остальные.

Александр Блок – творил в царской России. На пике зарабатывал 500-600 рублей в месяц. Гречневая крупа стоила тогда 25 копеек за килограмм. То есть, он мог купить 2 400 килограммов на месячное жалование.

На Яндекс Маркете я видел разные цены. Усреднил до 100 р. за кг. хорошей крупы. Делаем вывод, что Блок получал четверть миллиона в месяц при пересчете на сегодняшний день.

Марина Цветаева – в финансовом плане почти та же история, что и с Ахматовой. Только еще хуже, информации вообще нуль. Нашел в источниках только общие слова «зарабатывала солидно», «зарабатывала переводами большие деньги». Не думаю, что больше Маяковского, но все же.

Ради честности к себе или вместо заключения.

После первой статьи про заработки писателей, мне задали вопрос:

- А разве этично считать чужие деньги? Зачем ты про это пишешь? Ну зарабатывали и зарабатывали, какая разница сколько? Разве Достоевский написал бы хуже, если бы не зарабатывал баснословные деньги?

Я ответил что-то невразумительное, ибо ни времени, ни желания вступать в полемику не было. Точнее, я просто не сформулировал для себя правдивый ответ.

Спустя несколько дней ответ пришел сам собой, и я озвучил его:

- Думаю считать гонорары великих писателей – это не зло. Однозначно не зло. Деньги в любую эпоху истории оставались одним из главных движителей прогресса. И многие писатели создавали свои творения именно получив опыт траты крупных сумм денег или их полного отсутствия. Вряд ли «Игрок» Достоевского получился именно таким, если бы не был написан так спешно (за 26 дней). А писал его мастер спешно именно из-за проблем с деньгами, долгов. Толстой писал так размашисто именно из-за отсутствия финансовых проблем в принципе. Маяковский рубил слова, чувствуя собственную значимость.

Поэтому, да. Я считаю, что для полного понимания творчества писателей, необходимо знать в каком финансовом состоянии они творили.

Дайте фидбек, нужна ли еще статья про финансовую составляющую поздних советских писателей (от Солженицына до Довлатова) или достаточно этих опусов?

Спасибо за потраченный ресурс – время. Если у вас его в достатке, и вы любите фантастику – обратите внимание на мою книжку. Она про любовь во время зомби-апокалипсиса, про семью и про реализм.

А вот и первая статья.

Сколько зарабатывал Достоевский? Реалии литературы 19 века в цифрах

Сегодня писатель может быть и миллионером, и нищим, и просто состоятельным человеком. Но нищих писателей, однозначно, больше. А сколько зарабатывали русские классики и на что они тратили свои кровные? Разбираемся и шутим.

0
167 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Моренко

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Ageyev

В случае с Маяковским, Горьким и другими без сомнения большими писателями советской эпохи стоит учитывать их приближенность к власти. Потому что на деле Горький мог зарабатывать, условно, 50 тысяч рублей в пересчете на нынешние деньги, но иметь премиальный доступ к ЦКБ, правительственным дачам, санаториям, получать бесплатно квартиры от государства. А размеры гонораров ему фактически были не принципиальны. А у условного Корейко могло сколько угодно быть запрятано миллионов в чемоданчике под диваном, но позволить себе больше среднестатистического гражданина он не мог. В этом смысле элита СССР, в том числе и писатели в фаворе, были отчасти сродни нынешним депутатам и высокопоставленным чиновникам. Которые без какой-либо коррупции могут обладать уровнем жизни миллионера с фактическим доходом в 200 тысяч.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Petrov

А на Капри Горький несколько лет жил тоже на деньги советских граждан как приближённый к власти?
Горький был известным и состоятельным человеком очень задолго до всяких правительственных дач. Он вообще какое-то время чуть ли не в одиночку содержал партию, когда ещё большевики нахрен никому не были известны.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Артём Петров

Про Солженицына, думаю, будет интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимирова

Заказушный был "товарисчь" даже бывшие солагерники возмущались читая его "гулаги".
Его активно продвигали, вот и вся хитрость. Списочек таких большой. Коля Карамзин наверное в топе будет. Личное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Ренат Мамбетов
Автор

Принято

Ответить
Развернуть ветку
Херовый русский

Давай про Аксенова ))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александра Лазунова

Про Чуковского неожиданно, думала, что он зарабатывал значительно больше.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Сам не думал

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Wera Ferat

Кстати, я тоже думала, что Чуковский зарабатывал больше, чем тут озвучили, ведь детские книжки этого автора в то время хорошо раскупали.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Вавилов

У Маяковского был очень мощный литературный агент. Все думаю знают о ком я. Она и пробивала ему все его гонорары. Которые он на нее в основном и тратил ))

Доживи он до середины 30-х, он бы как Толстой, не Лев, а тот что Алексей получил бы открытый счет в банке.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Свежерег Июньский

Хина Члек?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vikium

Жополиз-популист Маяковский получал больше всех. Хм, что-то это напоминает😑

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Крапивин

Жаль, чувак не долго прожил, а то догнал бы до идеи собирать 1% со всех бумагоносителей…

Ответить
Развернуть ветку
Абырка

Поработайте над структурой, очень прошу.

Хотел бы знать сколько получают современные писатели и откуда, чтобы представление иметь.

Например:
- Пелевин
- Быков
- Прилепин
- Шаргунов
- Веллер
- Яхина
- Акунин
- Проханов
- Гранин

Можно нескольких из них, можно дополнить...

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Требую Лукьяненко!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Ренат Мамбетов
Автор

Принял к сведению, подумаю)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bezoblachno

Сравнивать с индексом гречки не очень корректно. Изменились соотношения цен на разные группы товаров и услуг. Пропитание сто лет назад было не столь дорогим (рабский крестьянский труд стоил ничего). Один покойный заслуженный юрист любил рассказать что на зарплату рабочего можно было купить корову. Но забывал добавить, что у рабочего было мало денег для аренды жилья, комплекта одежды или услуги прачки.
Медицина стоила дорого. Автомобили стоили дорого. Телефон себе заводил заводовладелец.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович
Пропитание сто лет назад было не столь дорогим

Поэтому в те времена знали что такое смерть от голода (недорогая еда, хех), а теперь голод - это когда несколько часов не поел.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ренат Мамбетов
Автор

Замечание принято

Ответить
Развернуть ветку
Toxic Person

Какая-то каша в начале, С.Е. Вместо Есенина, перескакивание на Маяковского незаметно и от этого теряешься , ведь вначале написано о ком статья и там Маяковский идёт первым по списку, какой-то «Хулиган», неужели нельзя написать «Есенин»…. Потом вроде все выравнивается .

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Эххх... сначала статья называлась "Сколько зарабатывал Есенин". Признаю ошибку

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Erick Flatcher

В общем, нехуй, пролетарий, колесо изобретать
И в неведении преступном хватит также прозябать
Ты на все забей писюлю, на работу не ходи
На VC, на сайт отличный, ежечасно заходи!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Gunt

Промотал статью, чтобы взглядом зацепиться за итоговый блок, но так и не понял, сколько бы он зарабатывал на сегодняшний день.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Максимов

Маяковский около $500k в год.

Ответить
Развернуть ветку
Topre

Чем Есенин заслужил инициалы вместо полного имени в статье?

Ответить
Развернуть ветку
Klonin DevApp

Тоже смутило. И как- то автор с Есенина плавно-грубо перешёл на Маяковского. Инициалы это конечно не почтительно, учитывая, что Сергей Есенин был круче всех этих воспевателей строя.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Автору так видится)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Zloy Marketolog

Согласен с комментатором выше, структура статьи капец.
Есенин есть в опросе, но в статье про него нет (или я слепой). Мне казалось, что именно он зарабатывал больше всех.
Получилось нагуглить, что Есенину в 1925 году платили 1000р в месяц, а значит он зарабатывал больше Маяковского в этом году.

Ответить
Развернуть ветку
Мятный Пряничек
Жизнь С.Е. была короткой - всего лишь 30 лет, а большая часть его творчества пришлась на царскую Россию.

Вот же про Есенина

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Ренат Мамбетов
Автор

Есенин есть, читайте внимательно)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Андрей Рожнов

Читал где-то, что Демьяна Бедного стебали за псевдоним, ибо бедным он не был (квартира едва ли не в Кремле, дача, личная библиотека в 30 тыс. томов и пр). Так что предположу, что он может быть кандидатом в "мажоры от литературы".
Но всё это до того как он попал в опалу у власти...

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Почитаю тоже, интересно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Спасибо, учту

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Не сравнивайте СХ и стоимость продукции тогда, и сейчас

ну ели-то примерно столько же

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Болконский

Исследование интересное, но добавлю что гораздо корректнее считать не через отдельные товары вообще и не через потреб. корзину, тк она в корне изменилась, а через золото. На больших промежутках времени оно довольно точно отражает инфляцию. Плюс информация о его цене и соотношении к средней зарплате есть вплоть до древнего Рима )

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Спасибо, учту. Думаю в следующей статье так и сделаю

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

А я думал надо считать в коровах.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов

Ну или типа того. А то эта манера считать в каких-то условных единицах несколько напрягает. Хорошо хоть, что не в крипте %)
Корова, она конечно тож условна, но осязаема и незыблема :)

Ответить
Развернуть ветку
Женский хичхакер

наконец-то годный контент, а не нытьё и дешёвая самореклама

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Rmn Rmn

Хотел найти заметки Цветаевой: в памяти отложилось, что жила она бедно — плохие квартиры, еды мало, не всегда дров хватает отапливать (возможно, потом были более денежные периоды).

А наткнулся на интересный фрагмент из её письма:

«Денег у меня никогда не будет, мне нужно мно-о-го: откупиться от всей людской низости: чтобы на меня не смел взглянуть прохожий, чтобы никогда, нигде не смел крикнуть кондуктор, чтобы мне никогда не стоять в передней, никогда и т.д.

На это не заработаешь.

Мне было хорошо в Берлине, там я чувствовала себя человеком. Здесь я хуже последней собаки: у неё, пока лает, есть право на конуру. У меня ничего нет, кроме ненависти всех хозяев жизни; за то, что я не как они. Не умею жить на свете!»

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Интересно

Ответить
Развернуть ветку
Иван Егоров

хочу чтобы у меня всё было и мне за это ничего не было

Ответить
Развернуть ветку
ProtoMan

Кто ближе к власти, тот и при бабках. Ничего нового...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Спасибо, что уловили мысль)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Другач

У меня Литрес пока выглядит как на картинке.
А вообще, если не секрет, был какой-то трафик с Vc.ru по ссылке из первой статьи?
Интересно, монетизируются ли тут посты в виде продажи книги.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Кстати, по поводу трафика из первых статей-не знаю, статистику именно по этим переходам не запрашивал. Да и не даст ее Литрес

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ренат Мамбетов
Автор

Попробуйте еще раз, вроде все работает

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Анисимов

Это история и она интиресная, пишите и пишите

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Спасибо, принято)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Титов

Спасибо за текст. Познавательно, хотя и несколько рвано и не очень последовательно. В пекло рефлексию про деньги творческих людей, как ложную конвульсию ложной, да ещё и мертвой идеологии. Материальная сторона человека занимает большую часть жизни и раскрывает обстоятельства в которых варится творческая личность, а значит и само творчество, как картошка в мундире. Тем более что сами герои вашего исследования совсем даже не чурались этой стороны вопроса и, без сомнения пытались этот момент устроить наилучшим образом. В конце концов, чем они хуже нас?
Горького и А. Толстого на отдельный лонгрид хватит. Эти двое встали на службу у большевиков в роли породистых ***, которые не столько для охраны двора, а на показ. И не столько перед своими хвастать - для этого достаточно Маяковского, сколько перед иностранной публикой. Столпы советского мифа о советском же благополучии. Считать нужно не только что получали наличкой, но и всяческими бонусами и льготами. Интересно, удастся ли вам увидеть какую-нибудь взаимосвязь между творческим вдохновением и партийными пайками?!
По обоим экспонатам рекомендую почитать воспоминания И. Бунина. Там больше не про цифры, а про настрой на тему и понимание ширины картины. Но и по материальной стороне наводки есть.
Вообще рекомендую вам сильно упростить сравнение доходов в цифрах, это дело неблагодарное, всегда кто-то сунет свои 5 КОПЕЕК в такое место, о существовании которого до этого никто даже не подозревал. Даже ФНС. Ну или придумайте некий эквивалент для всего цикла на эту тему, можно, например в гонораре А. Сергеича за "Пиковую даму", например. Классик, он везде классик, ему не привыкать краснеть за других.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Микенин

Главное- это интересные книги, а не размер зарплаты у писателя. Хотя это наверное взаимосвязанно. Раньше они писали книги, а теперь их книги мега популярны. Многие из них об этом и не могли подумать, что их творчество будет так долго жить.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Добрый день, я и считаю, что это взаимосвязанно

Ответить
Развернуть ветку
Оптимист

Помню еще в школе, очень давно, нам рассказывали, что в принципе писатели серебряного века зарабатывали не особо много, на жизнь хватало, но жили не роскошно.

Ответить
Развернуть ветку
Игрок

А если бы он жил в сша, был бы намного богаче чем в России

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Горбачёв

Блок нормально так получал

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Если прикинуть современную зарплату патрульного в США, то получим тысяч 4,5 в месяц со всеми налогами и надбавками. (бенефиты забьем учитывать).

Итого за трехтомник Есенин получал по 18000 долларов в месяц, чуть больше мульта по современному курсу

Ну или примерно в три раза меньше, если официальную инфляцию доллара считать, а не рост средних доходов.

Маяковский, соответственно на 2-3 раза больше.

Ответить
Развернуть ветку
Topre
И по старой, злой традиции, предлагаю проголосовать за самого состоятельного (по вашему мнению поэта того времени).

А Максим Горький где? Очевидно, что самым обеспеченным был он.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Про Горького писать не стал. Конечно, хочется охватить всех литераторов, но время не позволяет…

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Никита Глухов

Это классная статья и направление мысли! Спасибо, было интересно и познавательно

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Спасибо вам за потраченное время

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Сергеев

про Пушкина дайте информации

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Про Пушкина? Подумаю, но следующая статья про Солженицина, Шолохова, Довлатова

Ответить
Развернуть ветку
Кай Айну

Про курс доллара конечно сильно. Представляете тех кто закупался по 2 тыс (чтобы сохранить что есть) а потом курс упал до 2х руб

Ответить
Развернуть ветку
Лола Иванова

ты че думаешь , они там сто лет назад заходили в сбербанк онлайн и деньги меняли ? ну ты ваще

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Юрий Власов

Рубль до 1921 год (1$=256 руб.) и в 1924 году (1$=2,22 руб) были совсем разные.
С 1921 по 1924 год рубль каждый год деноминировали, там в итоге получилось, что 1 руб. 24 года равен 50 миллиардам руб. 21 года.

Так что с долларом, купленным до 21 года люди чувствовали себя неплохо.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ware Wow

Переведите кто-то в сегодняшние доллары плиз или в багмаки какие-то.

Как понимаю они где-то по 200к руб получали, судя по гречке, то есть средний класс.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Да, плюс минус

Ответить
Развернуть ветку
Tanto Mare

Для начала ХХ века 1 рубль примерно равен 10 долларам сейчас

Ответить
Развернуть ветку
Иван Егоров

а кто на фото?

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Лиля Брик, Маяковский

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Левко

Бомжи

Ответить
Развернуть ветку
Влад Светлый

Насколько я помню, Цветаева жила крайне бедно.

Ответить
Развернуть ветку
Test Test

Сравнение гречневой крупы тогда и сейчас очень не корректное, раньше себестоимость готовой продукции была гораздо выше чем сейчас в силу низкой эффективности труда, вот грубо можно сказать что за 100 лет эффективность труда могла вырасти в 10ки раз за счет автоматизации, и себестоимость упасть в эти 10 раз. То есть в наше время он скорее всего могу купить в 10 раз больше этой гречки чем в вашем расчете, то есть это были бы не четверть миллиона, а вполне и миллион и больше

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Спасибо, за помощь в подсчетах. Я видите ли, не финансист, а автор. Поэтому с экономикой могу ошибаться

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Test Test

и вообще для сравнения денег тогда и сейчас надо учитывать инфляцию, можно например на доллар ориентироваться. тогда хоть что-то можно примерно верно получить

Ответить
Развернуть ветку
Zoringer

Курт Кобейн говорил, что всё можно пережить, если подобрать нужную песню. А Маяковский говорил: "И жить хорошо! И жизнь хороша!"
Оба, кстати, застрелились(

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

И жить хорошо...

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Советский писатель Серафимович написал всего одну книжку и попал в пантеон сталинских любимчиков - квартира в Доме на Набережной, паек, жирная зарплата и оберег от Лубянки.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Мамбетов
Автор

Интересная информация, посмотрю

Ответить
Развернуть ветку
Иван Егоров

и за 19 лет до смерти издал полное собрание сочинений в 15 томах

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivi Design
Ответить
Развернуть ветку
Ivi Design
Ответить
Развернуть ветку
Eugene Trofimenko

"То есть, он мог купить 2 400 килограммов на месячное жалование.

На Яндекс Маркете я видел разные цены. Усреднил до 100 р. за кг. хорошей крупы. Делаем вывод, что Блок получал четверть миллиона в месяц при пересчете на сегодняшний день."

- нет, 240 т.р.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Петров

Логично, четверть миллиона, это 250.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
164 комментария
Раскрывать всегда