{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как руководителю пройти через кризис в компании

Быть руководителем во время острой стадии кризиса в бизнесе – вызов для многих управленцев. И если собственники в основном уже успели адаптироваться и выстроить линию поведения, то у наёмных менеджеров я наблюдаю сильнейшую дезориентацию и обострение кризиса смыслов.

У собственника не всегда хватает сил и внимания на поддержку своих менеджеров, в которой они сейчас так сильно нуждаются. Сегодня хочу поделиться мыслями с руководителями, компании которых чувствуют дно под ногами.

Вопросы на консультациях от них сейчас такие:

‣ Как найти смысл в своей деятельности, если бизнес встал из-за санкций и непонятно, когда возобновит работу;

‣ Как не чувствовать себя разрушителем судеб, когда инициируешь уже второй-третий этап увольнений;

‣ Как мотивировать команду, когда положение дел только ухудшается, и антикризисные меры не приводят к улучшению ситуации;

‣ Как найти смысл в работе, если есть риск закрытия бизнеса.

Как принимать эмоционально сложные решения

Кризисные изменения в бизнесе особенно болезненно воспринимают руководители с высоким уровнем эмпатии. Становится сложно выстраивать отношения с командой, ведь кого-то придётся вскоре уволить. Поэтому добродушное и открытое общение с сотрудниками такой руководитель может считать проявлением лицемерия и фальши. Отношения с топ-менеджментом тоже натянутые, поскольку решения о сокращениях расходов и штата руководитель может расценивать как бездушное отношение к сотрудникам исключительно как к ресурсам компании.

Какие задачи бизнеса как руководитель я решаю в данный момент?

Если вы чувствуете, что «проваливаетесь в эмпатию» и считаете себя разрушителем судеб, обсудите антикризисные меры с топ-менеджментом или собственником. Какие варианты развития бизнеса есть в текущих условиях? Какие сейчас приоритетные цели? Почему именно такое сокращение расходов и кадров, и чего это позволит достичь? Также стоит спросить себя, какие задачи бизнеса как руководитель я решаю в данный момент? Ответы на все эти вопросы позволят получить более объёмное видение ситуации.

Как выстраивать отношения с командой

С начала разворачивания антикризисных мер стоит оставаться прозрачными для сотрудников. Знаю кейс, когда топ-менеджмент не хотел пугать сотрудников падением выручки и критическими сценариями. Команда жила в полной уверенности, что в компании всё хорошо. Но в итоге пришлось «затягивать пояса»: провести волну увольнений, сократить зарплаты, увеличить рабочую нагрузку.

Дополнительным стрессом для собственника и топов стала отстранённость команды – руководители не помогали с поиском решений, саботировали антикризисные меры, не могли донести до сотрудников важность этих сложных решений для выживания бизнеса. Эти меры они воспринимали как личное оскорбление: в компании вроде всё хорошо, а мне урезают зарплату.

Важно объединять людей вокруг общей цели и максимально вовлекать их в активные действия

Как правило, во время кризиса с высокой степенью неопределённости бизнес использует метод сценарного планирования, где конкретные изменения становятся триггером для запуска антикризисных мер, например:

  • Если выручка снизится на 20%, будем вынуждены сократить 10 человек
  • Если уйдёт один из ключевых клиентов, придётся снизить расходы на 300 000 руб. в месяц

Важно, чтобы об этих сценариях знало не только высшее руководство, но и сотрудники. Чтобы команда в динамике видела изменения показателей, которые влияют на разворачивание того или иного плана действий. Вместе с этим стоит максимально вовлекать команду в поиск решений и реализацию антикризисных мер.

Устраивайте командные брейнштормы по поиску решений, определите бонусы за привлечение новых заказов, даже если сотрудник не работает в отделе продаж. В тяжёлое для бизнеса время важно объединять людей вокруг общей цели и максимально вовлекать их в активные действия. При таком раскладе вы снизите риск саботажа и получите доступ к новым источникам решений.

Где брать смыслы, если бизнес остановился

Если катастрофический сценарий брать за базовый, то любые планы и действия будут казаться бессмысленными. Зачем что-то делать, если бизнес уже никогда не восстановит свою работу? Если на это есть хотя бы малейшие основания, за отправную точку рациональнее брать позицию, что в какой-то момент работа бизнеса возобновится. И тогда вопрос в том, что я могу сделать сейчас, чтобы бизнес быстро восстановил свои позиции. И как вести себя сейчас, чтобы не создать для бизнеса дополнительные проблемы.

Например, можно перестать вести блог компании. Но когда бизнес возобновит работу, мы обнаружим, что наша активная аудитория ушла, и мы потеряли не только время простоя, но и усилия, вложенные в блог до кризиса.

Если катастрофический сценарий брать за базовый, то любые планы и действия будут казаться бессмысленными

Время неопределённости можно использовать для своего профессионального развития и обучения команды. Если вы давно хотели пройти курсы Power BI или тренинг по софт-скиллам, но на это постоянно не хватало времени, займитесь этим сейчас.

Я придерживаюсь позиции, о которой сейчас говорят много, но от этого она не становится менее ценной: концентрируйтесь на том, что попадает в зону вашего влияния, что вам под силу менять и чем под силу управлять. Мы не можем изменить внешние силы или мнение других людей, но можем управлять своими реакциями на это.

Как отрефлексировать опыт прохождения кризиса

Как бы ни было тяжело эмоционально, я предлагаю руководителям практиковать выход в позицию наблюдателя, чтобы вынести из этого кризиса опыт его преодоление. «Позиция наблюдателя» – это взгляд на ситуацию со стороны, когда вы перестаёте быть активным участником действия и становитесь его зрителем. Отключите эмоциональную составляющую: сочувствие к себе и сотрудникам, досаду на обстоятельства, сожаления о принятых решениях. Представьте, что стадия острого кризиса прошла, и вам нужно беспристрастно, с долей любопытства проанализировать её и сделать работу над ошибками.

Можно начать с таких вопросов к себе:

  • Какие конкретные ситуации произошли в бизнесе с начала кризиса?
  • Какие действия от меня ожидали руководитель, команда, коллеги?
  • Какого поведения и реакций я ожидал от себя? Каких целей хотелось достичь при идеальном раскладе?
  • Какие стратегии поведения я выбирал в реальности? Как это помогало или мешало в достижении моих целей и целей бизнеса?

Кризис – это нормальная часть цикла развития любой системы

Постоянные изменения становятся неотъемлемой частью нашей реальности. И задача сейчас не только пройти через кризис и справиться с возникшими проблемами, но и развить в себе качества, которые позволят успешнее проходить через кризисы в будущем: гибкость, адаптивность, умение выстраивать стратегию и оставаться продуктивным в меняющейся реальности, умение создавать опоры для сотрудников в ситуациях неопределённости. Кризис – это нормальная часть цикла развития любой системы, используйте его для накопления опыта и развития новых профессиональных и личных качеств.

Читайте мои посты в телеграм-канале:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда