{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Эгоизм или смерть

Закончил наконец-то «Атланта», который расправил плечи под руководством русско-американской писательницы Айн Рэнд (сегодня бы сказали, что она произвела релокацию). Книга давно была в моем списке на почитать, тем более, что хвалебные отзывы, «вторая после библии» и вот это вот все.

Впрочем, второй после библии она была 65 или около того лет назад (вышла в свет в 1957 году), да и библия-то, как по мне, книга не очень интересная. Поэтому читал ее скорее из-за того, что она перевернула мировоззрение тысяч (а то и миллионов) людей, которые ее прочитали. Спойлер: мое мировоззрение не изменилось.

Что за книга-то?

Это философско-фантастический роман в сеттинге антиутопического американского мира середины 20 века. Но не подумайте, что это научпоп про объективизм. Там больше про деньги и отношение к ним, чем про науку. Представьте, что Жюль Верн был бы философом-эгоистом, вот тогда бы все равно было не то.

Айн Рэнд потратила 12 лет на книгу, которой я посвятил много часов. Стоила ли она того, чтобы писать ее так долго? Кажется, это самая долгая книга среди всей антиутопической литературы. А там авторы-то огого: Стивен Кинг (Бегущий человек), Джордж Оруэл (1984, Скотный двор), Энтони Бёрджесс (Заводной апельсин), Евгений Замятин (Мы), Андрей Платонов (Котлован), и это только то, что я сам читал когда-то или вспомнил, что хочу почитать. Оруэла, например, еще не читал, каюсь. Стоит ли Айн Рэнд лично для меня в одном ряду со Стивеном Кингом, Бёрджессом или Замятиным? Наверное, нет. Но есть в книге что-то такое, что однозначно стоит внимания.

А внимания стоит сама философия, которая раскрывается в последней трети книги, а если уж досконально, то вообще в самом конце в спиче Джона Голта. Есть ощущение, что она так ненавидела социализм, что именно ее отъезд из ненавистной страны советов и побудил ее написать эту книгу, и она у нее сильно уж личная, а когда много личного, то это накладывает отпечаток. И в монологе Голта она в итоге высказалась. И, как я понял по ревью, именно эта часть и поменяла мировоззрение многих людей бесповоротно. Но, возможно, дело еще и полигамности главной героини книги Дагни Таггерт;) Хотя, конечно, эротическим роман назвать сложно, он все больше про металл, деньги, манифесты, эгоизм и борьбу с социалистической заразой. Достаточно радикально, примерно как «эгоизм или смерть». В общем-то, фанатам мертвого мужика в одном мавзолее на одной площади очень не рекомендую. А при том, что моя политическая индифферентность ультра индифферентна, с высоты колокольни интересно было посмотреть взгляд на социализм со стороны эгоистичных капиталистов. Но не вижу ничего плохого, честное слово. Каждому свое.

Focus on...

«Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня»

Вот тут-то русский менталитет и приходит в ярость;) Хотя, как по мне, клятва даже мягковата. И вполне честная. А вот если говорить по персонажам и сюжету первых двух томов, то тут проблемы. Долго, длинно, рафинированно. И еще очень уж бросается в глаза неприязнь к отрицательным персонажам. Они тупые, безвольные, слабые. Но это лишь мое мнение, а каждый сам найдет свои недостатки.

Резюме: почти добротно, но чересчур длинно. Для своего времени — возможно, что свежо, сегодня — уже не настолько актуально. Все равно ставлю высокую оценку в примерно 6,5 эгоистичных долларов из 10. За философию, другое мнение и хороший слог.

Кому читать: ну уж точно не социалистам и не тем, кто больше 300 страниц не готов осиливать. Скорее, всем, кто увлекается одновременно философией, деньгами и романами. Ну а кого-то и сам сюжет не оставит равнодушным. Как по мне, сюжет слегка слабоват и нудноват. Но это уже исключительно вкусовщина.

В своем телеграм-канале я рассказываю про то, как я коплю на квартиру, инвестирую и пытаюсь в финансовую грамотность, а также рассказываю о прочитанных книгах. Если интересно, подписывайтесь!

0
228 комментариев
Написать комментарий...
Антон Аверьянов

Впервые прочитал АРП лет 15 назад. Тогда опыта чтения хорошей литературы у меня было мало и роман мне оооочень понравился. Я тогда буквально сразу перечитал его, так сильно он мне зашёл.

Со временем я начал читать больше хорошей литературы и обратил внимание вот на какие аспекты:

1. Роман абсолютно пластмассовый. Там ВСЕ герои, словно из детских сказок. Все положительные герои — словно ангелы, сошедшие на землю, высокие, стройные, красивые. Все отрицательные герои — безусловные злодеи (без мотивации). Абсолютная пластмасса! Никто из героев не имеет никакого развития!

2. Роман написан явно под влиянием мыслей Генри Форда. Если почитать первую главу автобиографии Форда «Моё дело», то там будет изложена примерно та же философия отказа от «общего блага» и стремления к рациональному индивидуализму, местами слово в слово. Форд написал эту книгу в 1912 году (за 40 лет до Рэнд).

3. Чтобы передать философию не надо было писать роман в 700 страниц. Рэнд после романа написала несколько статей и книгу «Введение в объективистскую эпистемологию», где изложила свою философию без пластмассовых героев и любовных страданий Дагни.

Заключение:
Если привлекает философский аспект Рэнд, то лучше читать её философские работы. У неё есть несколько книг на эту тему.
С точки зрения литературы — это ужасный роман, с пластиковыми героями, отсутствием развития сюжета (никто из героев на него не влияет, события первых 2/3 книги происходят сами собой на фоне, пока Дагни мечется между тремя любовниками) и глупейшим открытым финалом (по факту никто из героев так за весь роман ничего и не сделал).

Ответить
Развернуть ветку
Aidar S
3. Чтобы передать философию не надо было писать роман в 700 страниц.

Ой да хватит, вы же таким образом развенчаете всю хвалебную художественную литературу, считающуюся классикой. Если из всех романов тезисно выписать мысли и посылы их авторов, то окажется, то все эти идеи довольно заурядны и не особо примечательны, уровня кухонных разговоров двух интеллигентов. Но если завернуть все это в загадочную вуаль художественных образов, персонажей и диалогов, которую надо распутывать, то оказывается, что это Великая Книга, а автор - Великий Мыслитель.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Аверьянов

Вы так смело выкинули из моего списка другие пункты.

Великая литература становится великой не из-за сюжета или философии в ней изложенной.
Какого-нибудь Мартина Идена можно вообще в одно предложение пересказать "простой парень из бедной семьи хочет выбиться в люди, а когда выбивается разочаровывается в пластмассовом мире", но это никак не влияет на то, что роман "Мартин Иден" великий роман.

С "Атлантом" история другая. Там 700 страниц ПЛОХОГО романа, который люди читают ради 80 страниц прямой речи Джона Голта, где изложена философская часть.

Не подменяйте понятия.

Ответить
Развернуть ветку
225 комментариев
Раскрывать всегда