{"id":13502,"url":"\/distributions\/13502\/click?bit=1&hash=a81ed6f897d123d854b91b907b479be2ea058a6a8ec03bd6f76bfc8a24665263","title":"\u0425\u043e\u0447\u0443 \u043d\u0430\u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0430\u043d\u0438\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c 3D-\u043c\u0443\u043b\u044c\u0442\u0444\u0438\u043b\u044c\u043c. \u0413\u0434\u0435 \u0443\u0447\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"7eb01878-f5ab-5bdb-ae26-b8e9a900dfa1","isPaidAndBannersEnabled":false}
Katerina Libert

Цвет в графическом дизайне

Всё, что вам нужно знать о цвете на базовом уровне в сфере графического дизайна и не только

Цвет передаёт настроение, описывает реальность или кодирует информацию. Дизайнеры используют цвета, чтобы выделить одни предметы, или, наоборот, заставить исчезнуть другие. Цвет может обособлять и соединять, подчеркивать и скрывать.

Когда-то графический дизайн считался областью преимущественно черно-белых работ. Но сегодня, естественно, это вовсе не так. Цвет стал незаменимой частью дизайнерского процесса. Времена, когда цветная печать была роскошью, давно прошли. Сейчас в палитре дизайнера безграничное число оттенков разной степени интенсивности. Цвет вдыхает жизнь в изобразительный материал. Заряжает страницу, экран, или окружающую среду энергией. Графика и цвет теперь – одно целое.

Цвет субъективен и изменчив, он в глазах смотрящего. Мы неспособны воспринять его, пока свет не отразится от предмета или не будет излучен источником света и не достигнет глаза. Мы также воспринимаем цвет в зависимости от окружающих его цветов. Так, световой тон кажется светлее на темном фоне, чем на светлом.

Более того, на восприятие цвета влияют и культурные особенности, которые важно учитывать! Например, белый символизирует невинность и чистоту на Западе, но в восточном обществе это цвет смерти. В Японии невесты одеваются в красное, в Европе же и США это цвет страсти и энергии. Цвета входят в моду и выходят из неё, целая индустрия контролирует и отвечает за это.

Если обобщить, цвет – изменчивое явление, что с физической, что с культурной стороны. Эта статья даст базовые понятия теории цвета и покажет, каким образом выстраиваются смысловые взаимосвязи цветов.

Основы теории цвета

В 1665 г. Исаак Ньютон открыл, что проходящий через призму свет распадается на целый спектр цветов: красный, оранжевый, синий и фиолетовый. Он расположил цвета на круге, похожем на тот, которым художники и дизайнеры пользуются сегодня для описания взаимоотношений между цветами.

Цветовой круг – схема, которая демонстрирует взаимоотношения между цветами. Дети учатся смешивать цвета по этой модели, а художники используют её для работы с красками.

Рассмотрим следующие категории цвета:

  • Основные
  • Вторичные
  • Третичные
  • Дополнительные
  • Аналогичные
Основные цвета. Красный, желтый и синий — это чистые цвета; их нельзя получить смешением других цветов. Все прочие цвета круга образованы смешением основных цветов.
Вторичные цвета. Оранжевый, пурпурный и зеленый состоят из соединения двух основных цветов.
Третичные цвета. Красно-оранжевый и желто-зеленый, смешаны из одного основного и одного вторичного цветов.
Дополнительные цвета — это цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Примерами могут быть синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый и т. д.

Дополнительные цветовые схемы создают высокий уровень контраста, но могут создавать сильную визуальную вибрацию, когда они используются при полной насыщенности.

Аналогичные цвета — это цвета, расположенные рядом на цветовом круге. Всегда хорошо сочетаются друг с другом, создавая ощущение цветового разнообразия.

Тон, яркость, интенсивность

Тон определяет место цвета в спектре. Красный тон может казаться коричневым с низкой насыщенностью или розовым со слабой яркостью.

Интенсивность — это яркость или тусклость цвета. Цвет становится более тусклым при добавлении черного или белого, а также при его нейтрализации в сторону серого (снижения насыщенности).

Яркость — это темная или светлая характеристика света, также называемая светлотой или тональностью. Яркость не зависит от тона или интенсивности цвета. Конвертируя цветное изображение в черно-белое, вы убираете тон, но тональные отношения остаются.

Цветовые модели

Поверхности поглощают одни световые волны и отражают другие в глазные цветовые рецепторы (колбочки). Отраженный свет — тот, который мы видим. Основные цвета видимого света — это красный, зеленый и синий. Такая световая система называется «аддитивной», так как три основных цвета вместе образуют все тона спектра. В теории, комбинируя красную и зеленую краску, мы должны получить желтый. В реальной жизни, однако, эти пигменты соединятся в черно-коричневый. Так происходит потому, что пигменты поглощают больше света, чем отражают, делая их комбинацию темнее, чем исходные цвета. То есть больше цветов получается смешением и меньше — отражением света. Поэтому основанные на пигментах цветовые системы называются «субтрактивными». При печати используется субтрактивная система CMYK. Берутся нестандартные цвета, поскольку свет, отраженный от голубого и пурпурного, смешивается в более чистые тона, чем свет, отраженный от синего и красного.

CMYK используется в типографской печати. 

Художники берут основной цветовой круг как руководство для смешивания красок, печатная краска — это другой набор цветов: голубой, пурпурный, желтый и черный, которые идеальны для воспроизведения спектра цветов, характерных для цветной фотографии. C, M, Y и K известны, как «составные цвета», а печать называется полноцветной.

RGB — это аддитивная цветовая система, используемая для экрана.

Разное процентное соотношение красного, зеленого и голубого дает разные цвета спектра. Белый получается в результате соединения трех цветов 100%-й насыщенности. Черный достигается при нулевом свете (и цвете).

Итак, мы разобрались в самых важных и базовых аспектах цвета: теория и классификация сочетаний; тон, яркость, интенсивность; а также цветовые модели. Все эти знания и инструменты помогают дизайнеру достичь своей самой основной цели: сделать свой продукт визуально приятным и интересным, функциональным, качественным.

Больше информации можно найти путём личного исследования, или я очень рекомендую ознакомиться со следующими книгами, где вы найдете не только более развернутую информацию о цвете, но и познакомитесь с другими фундаментальными принципами дизайна:

  • «Графический дизайн. Базовые концепции». Эллен Луптон.
  • «Искусство цвета». Иоганнес Иттен.
  • «Основы цветоведения и колористики» Е. В. Омельяненко.

Всем спасибо за уделённое внимание, творите крутой дизайн и пользуйтесь цветами во благо :)

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 0 комментариев
null