{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Платный возврат на Wildberries: в каких случаях законен, а в каких нет?

В связи с тем, что нововведение с платным возвратом сейчас активно разгоняется по всем информационным площадкам и вызывает массу вопросов у покупателей, предлагаю посмотреть на эту тему с точки зрения закона. Кстати, для некоторых регионов это вовсе не новость, на таких условиях они покупают на торговой площадке уже довольно длительное время.

Сразу поправим терминологию, т.к. говорить «платный возврат» не совсем корректно. Это «расходы продавца на доставку от потребителя возвращенного товара». Прописана ли такая возможность в законе? Да, в абз. 5 п. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей». Прописана ли такая возможность в договоре между покупателем и торговой площадкой? Да, п. 7.9 и 7.10 Правил пользования торговой площадкой (оформляя заказ покупатель автоматически соглашается с условиями этих Правил, см. п. 4.8).

Логично, что перед тем, как вернуть, потребителю товар сначала нужно принять. Т.о. потребитель оказывается от полученного товара, приобретенного дистанционным способом, а продавец возвращает ему деньги за него, исключая стоимость обратной транспортировки товара на склад. Речь про товар надлежащего качества.

Что подразумевается под отказом от товара? Это когда, например, покупатель получил заказ в ПВЗ, там же примерил и вернул не подошедшие вещи (если магазин оформляет эту процедуру через "получено-возврат"); когда вернул товар спустя какое-то время в пределах установленных торговой площадкой 21 дней на возврат. Эти же последствия могут применяться, если истек срок хранения, и покупатель не забрал заказ из ПВЗ. Во всех этих случаях есть основания для удержания стоимости обратной доставки.

Но потребитель может отказаться от товара в любое время до его передачи (абз. 1 п. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»). А раз не состоялась передача, то и платный возврат не обоснован. Как это сделать? Нажать кнопку «Отменить доставку», расположенную под товаром в разделе «Покупки», но в течение 10 минут с момента оформления заказа. Та же самая кнопка появляется в разделе «Доставка» около нужного товара, если его доставка задерживается (по моей практике, это 6-10 дней от изначально предусмотренной даты).

Ничто не мешает покупателю отказаться от товара и в любой другой момент времени до его передачи. Однако техническую возможность сделать это через личный кабинет торговая площадка не предоставляет. Поэтому стоит отправить в Wildberries уведомление (даже если продавец – другое юридическое лицо; такую возможность предоставляет абз. 5 п. 2.2 ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Правда, действующее законодательство предусматривает, что покупатель вправе отказаться от исполнения договора при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора (п. 4 ст. 497 ГК РФ). Простыми словами: если расходы, связанные с выполнением заказа (например, на доставку товара до покупателя), фактически были понесены, то возможно удержание их стоимости из суммы оплаты за товар, подлежащей возврату. На практике в сфере розничной купли-продажи это встречается не так часто (например, если товар доставлялся очень издалека или требовал каких-то особых условий транспортировки, что делает доставку сильно дорогой, и очевидно, что продавец не хочет брать на себя эти расходы; или сумма не существенная, но продавец очень принципиальный (и имеет на это полное право). Чего ожидать от Wildberries в этой ситуации – не известно)

В каких еще случаях удержание стоимости обратной транспортировки не имеет оснований? Например, когда доставлен был товар с недостатками качества, если пришел некомплектный товар или вообще пересорт. Но такой товар нельзя возвращать как обычный, перечисленные факты обязательно должны быть отражены!

Канал в Telegram: шаблоны претензий, консультации юриста в формате «вопрос-ответ», разбор спорных ситуаций с точки зрения закона.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда