{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Цифровой куратор. Пройдите обучение бесплатно и получите помощь с трудоустройством

Цифровые технологии окружают нас повсюду. Без мобильного телефона, компьютера и доступа к различным сервисам мы уже не представляем свою жизнь: финансовые услуги осуществляются в электронном виде, некоторые сотрудники предпочитают работать в удаленном формате, большинство государственных услуг люди получают через портал госуслуги.

Гражданам приходится осваивать необходимые навыки цифровой грамотности, чтобы уметь пользоваться предоставляемыми сервисами. Но не все люди готовы к таким быстрым изменениям и цифровизации и сталкиваются с элементарными проблемами: снятие денег в банке, оплата коммунальных услуг, электронная запись к врачу.

Чтобы помочь населению освоить современные технологии, была создана новая профессия «Цифровой куратор» по инициативе Российского общества «Знание». В июле 2022 г. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС открыл новую образовательную программу «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)».

Кроме того, согласно результатам опроса Аналитического центра НАФИ, 60% россиян недостаточно имеющихся знаний по теме безопасного использования цифровых устройств и технологий. При этом, критически оценивают свои компетенции в сфере личной информационной безопасности порядка 45% россиян, это доля резко возрастает до 67% среди людей 45-59 лет. Особенно остро ощущают недостаток знаний пенсионеры – как работающие (73%), так и неработающие (75%). Поэтому основная целевая аудитория, с кем будет работать Цифровой куратор – это поколение 60+. Но и для молодых людей, выпускников школ, имеющих недостаточно опыта, взаимодействие с подобными специалистами будет актуальным.

Разработке стандарта «Цифровой куратор» предшествовала работа 500 образовательных и профессиональных организаций по всей стране, были проведены общественные обсуждения, внесены ценные замечания и предложения. В работе принимали участие столичные вузы, компанию ЛАНИТ, институт ЮНЕСКО по ИТ в образовании.

О профессии Цифровой куратор

Цифровой куратор осуществляет просвещение в вопросах применения цифровых технологий в различных сферах жизни, содействует развитию цифровых компетенция различных групп населения.

К Цифровым компетенциям относится способность пользователя уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизни. Цифровые компетенции основаны на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью (поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента, синхронизация устройств и пр.).

Цифровой куратор помогает гражданам получить навыки работы с компьютером, оргтехникой и электронными ресурсами. Он учит пользоваться электронной почтой, мессенджерами и социальными сетями, знакомит с работой в онлайн-банке, возможностями оплаты услуг ЖКХ через интернет, регистрирует на портале государственных услуг и помогает разобраться в наиболее важных составляющих онлайн-сервисов: запись к врачу и др. Особое внимание цифровой куратор удаляет знаниями по цифровой безопасности.

Задачи и функции цифрового куратора

В рамках профессиональной деятельности консультант в области развития цифровых компетенций населения (цифровой куратор) реализует следующие функции:

Задачи и функции цифрового куратора
  • Помощь гражданам в практическом использовании государственных и корпоративных информационных ресурсов и онлайн сервисов;
  • Предоставление консультационных услуг по вопросам применения персональных компьютеров, сети Интернет, онлайн-сервисов для населения;
  • Проведение индивидуальных консультаций ознакомительного характера, в том числе с применением e-learning технологий;
  • Составление и реализация обучающих программ по повышению цифровых компетенций населения;
  • Обучение слушателей по вопросам использования компьютерной техники и современных коммуникационных устройств;
  • Консультационная поддержка выбора образовательной и (или) просветительской программы с учетом интересов, потребностей и уровня развития цифровой грамотности гражданина;
  • Оказание методологической и практической помощи образовательным центрам, работающим с населением в рамках государственных просветительских программ;
  • Организационно-техническое обеспечение проведения информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровых компетенций населения;
  • Формирование и ведение базы образовательных, просветительских программ и информационных ресурсов для формирования индивидуальной траектории развития цифровой грамотности гражданина;
  • Планирование и проведение групповых и массовых мероприятий информационно-просветительского характера;
  • Участие в публичных мероприятиях по своей специализации, выступление на дискуссионных площадках, в СМИ и т.д. по вопросам компьютерной грамотности;
  • Верификация и оценка качества и достаточности информации об образовательных и просветительских программах, направленных на развитие цифровой грамотности различных групп населения.

Основные требования к цифровому куратору

В профессиональном стандарте достаточно четко описаны необходимые знания, предъявляемые к цифровому куратору:

  • Знание законодательных актов РФ о персональных данных, о развитии цифровой грамотности, об образовании и тд;
  • Методологические и теоретические основы консультирования;
  • Порядок организации и проведения групповых и массовых мероприятий;
  • Правила деловой переписки и письменного этикета;
  • Нормы русского языка;
  • Теоретические основы и практики проектной деятельности, организации работы малой группы;
  • Методики диагностики цифровой грамотности;
  • Информационные ресурсы, направленные на развитие цифровой грамотности;
  • Наиболее востребованные информационно-коммуникационные технологии;
  • Основные сервисы по оказанию электронных услуг;
  • Программы-браузеры для работы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», программы электронной почты;
  • Принципы и механизмы работы поисковых систем, функциональные возможности популярных сервисов поиска;
  • Принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
  • Порядок работы с оргтехникой и правила технической безопасности;
  • Средства информационно-коммуникационных технологий для передачи информации;
  • Прикладные программы ведения баз данных;
  • Программное обеспечение для создания презентаций;
  • Текстовые, графические, табличные, видео- и аудиоредакторы;
  • Требования информационной безопасности;
  • Виды мобильный устройств.

Цифровая безопасность

Цифровой куратор принимает все меры предосторожности и вырабатывает привычки, которые необходимы пользователям в их цифровом мире. Он показывает сочетание инструментов, меры предосторожности и вырабатывает привычки, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире: защита персональных данных, надежный пароль, легальный контент, культура поведения, репутация, этика, хранение информации, создание резервных копий и пр.).

Личностные компетенции цифрового куратора

Цифровой куратор – это специальность, которая относится к помогающим профессиям, профессиональные и личностные компетенции цифрового куратора находятся в области модели компетенций консультанта.

В основе модели консультанта лежит определение профессиональной компетенции на уровне мотивации и личностных качеств. Каждую профессиональную компетенцию цифрового куратора можно описать с указанием ряда поведенческих показателей: особую модель поведения, демонстрируемая цифровым куратором в ходе профессиональной деятельности, которая служит иллюстрацией описываемой мотивации или личностного свойства.

Личностные компетенции цифрового куратора

Клиентоцентричность. Одним из важных принципов в работе цифрового консультанта является интерес к клиенту как к человеку (или группе людей). Цифровой куратор уделяет большое внимание личности клиента. Искренний интерес служит причиной умения взглянуть на проблему глазами клиента. Забота о клиенте служит стимулом к тому, чтобы стремиться как можно лучше и качественнее донести до него важную информацию и расширить представления о цифровых технологиях.

Показатели поведения цифрового куратора:

  • Постоянно исследует область цифровых знаний клиента с целью выявления зон для развития;
  • Использует данные, полученные из предыдущего опыта работы клиента, чтобы спрогнозировать предстоящие ситуации, которых могут быть неожиданными для клиента;
  • Заранее нацеливает внимание клиента на решение не предусматриваемых клиентом проблем;
  • Может детально проанализировать и описать особенности невербального поведения клиента при изучении новой информации;
  • Способен самостоятельно определить, когда уровень раскрытия цифровой информации не соответствует возможностям ее восприятия клиентом.

Эмоциональный интеллект. Способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке как свои эмоции, так и других людей – важный навык как в работе цифрового куратора. Ему необходимо уметь считывать эмоции других людей и правильно реагировать на них.

Показатели поведения цифрового куратора:

  • Способен описать проблемы восприятия информации, принимая во внимание общие особенности эмоционального восприятия людей, типичные в подобных ситуациях;
  • Готов выступать как личный друг и советчик по отношению к клиенту;
  • Предупреждает клиента о возможных упущениях, которые могут возникнуть;
  • Убеждает клиента в том, что он обладает определенными положительными свойствами, свойственными только ему;
  • Проявляет в межличностном взаимодействии с клиентом способность к сопереживанию, а также тёплое, сердечное отношение, характеризующееся неизменно положительной эмоциональной окраской, и искренность.

Коммуникативность. Способность цифрового куратора обеспечивать наилучшую стратегию и тактику общения, эффективную деловую коммуникацию, открытость и взаимоуважение – является наиболее важной составляющей процесса консультирования.

Показатели поведения цифрового куратора:

  • Определяет насущные потребности клиента и согласовывает собственный план действий с проблемами клиента;
  • Выбирает наилучшую стратегию и тактику (форму подачи, каналы коммуникации) общения с учетом контекста коммуникаций на всех организационных уровнях;
  • Понимает мотивы участников коммуникации, скрытые смыслы и подтексты;
  • Проявляет взаимоуважение (умение слушать и слышать), применяет техники активного слушания, терпим к иным точкам зрения;
  • Активно влияет на события и участников коммуникации для достижения поставленных целей и решения задач в своей деятельности.

Нацеленность на результат. Цифровой куратор всегда стремиться добиваться результатов продуктивным способом, при выполнении взятых на себя обязательств применяет нестандартные методы для решении сложных задач по достижения целей цифрового развития клиента.

Показатели поведения цифрового куратора:

  • Направляет внимание клиента на самые важные направления работы;
  • Ставит перед клиентом максимально точные и конкретные задачи, к выполнению которых клиент может приступить сразу же;
  • Перед тем как рекомендовать использовать определенные действия, оценивает сильные и слабые стороны клиента;
  • Не забывает о проблемах, которые возникают у клиента;
  • Направляет внимание клиента на многообразные возможности в будущем;
  • Разрабатывает совместно с клиентом реалистичный план погружения в цифровые компетенции.

Гибкость мышления. Цифровой куратор отличается способностью мыслить одновременно на нескольких уровнях: на содержательном уровне и уровне процессов в ситуациях группового взаимодействия, на уровне стратегии и тактики при планировании, а также на техническом уровне при проведении первоначального анализа ситуации. Консультанты должны обладать гибкостью мышления и восприятием реальности, которые позволяют им понять, оценить и использовать модели мышления других людей.

Показатели поведения цифрового куратора:

  • Задаёт продуманные вопросы, позволяющие проникнуть в сущность ситуации и глубоко проанализировать события из опыта клиента;
  • Использует аналогии, чтобы рекомендации были более понятными и доступными для понимания клиента;
  • Определяет новые способы использования существующих ресурсов для одновременного выполнения нескольких задач;
  • Помогает клиентам глубоко осмыслить различные возникающие ситуации.

Кому подходит профессия цифровой куратор

Профессия цифровой куратор подходит тем, кто интересуется современными устройствами и технологиями, обладает педагогическими навыками, стремиться расширить свои знания в области цифровых технологий.

Можно выбрать одно из двух направлений работы: это консультирование с определенными категория населения или организация мероприятий с группой людей. В одном и другому случае все усилия будут направлены на развитие цифровых компетенций целевой аудитории, различия будут лишь в инструментах и методах обучения.

Основная целевая аудитория цифрового куратора: это пожилые люди и дети, которым необходимо освоить базовые цифровые навыки:

  • мессенджеры и соцсети, чтобы оставаться на связи со своими родными и близкими;
  • поиск информации и развлекательного контента для собственного развития и обогащения необходимыми знаниями;
  • госуслуги, региональные порталы, чтобы получать необходимые услуги – запись к врачу, оплата услуг, получение государственных услуг
  • онлайн-банкинг;
  • онлайн-покупки, заказ такси;
  • основы цифровой безопасности, обращение с паролями, способы обезопасить себя от мошенничества.

Образовательная программа рассчитана на слушателей из регионов России

Обучиться на цифрового консультанта возможно за счет средств федерального бюджета – в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

Возможность обучения на цифрового консультанта за счет средств федерального бюджета доступна:

- гражданам в возрасте 50 лет и старше, гражданам предпенсионного возраста;

- женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком;

- неработающим женщинам, имеющим детей до 7 лет;

- молодежи в возрасте до 35 лет некоторых категорий (в том числе не занятым по истечении 4 месяцев с даты окончания военной службы по призыву).

После прохождения образовательной программы выпускники должны ориентироваться в цифровых услугах и сервисах на профессиональном уровне. Во время обучения слушатели познакомятся с ключевыми понятиями цифровой трансформации и цифровой экономики, получат актуальные знания о принципах оказания госуслуг, об эффективной организации работы цифрового консультанта, об особенностях общения с клиентами в онлайне и офлайне, о том, как работать с информацией и этично обращаться с персональными данными. Именно эти требования к цифровым консультантам предъявляют работодатели.

Чтобы выпускники могли начать работать сразу после окончания обучения, эксперты Центра добавили в образовательную программу конкретные инструкции, как составить «продающее» резюме и где его разместить, как общаться со специалистом по подбору персонала и успешно проходить собеседования. Должно помочь в трудоустройстве удостоверение о повышении квалификации – документ, который подтверждает компетенции, ценится работодателями, во многих случаях он обязателен для оформления на работу.

Подать заявку на обучение и узнать подробности можно здесь. После этого придет письмо с дальнейшими инструкциями. Обучение проводится в срок до 30 октября 2022 г., поэтому оставить заявку лучше прямо сейчас.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда