{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Российская онкологическая школа — одна из лучших в мире»

Большое интервью с резидентом.

Минувшая неделя прошла под эгидой Всемирного дня борьбы с раком.

Статистика утверждает: ежегодно, около 4 миллионов человек в мире можно спасти, соблюдая меры профилактики и раннего выявления раковых заболеваний. Поэтому, в современных реалиях очень важно наличие современных технологий и получение своевременной диагностики и оперативного, качественного лечения, независимо от статуса, материальных возможностей и этнической принадлежности.

О современных технологиях в диагностике онкологических заболеваний, сегодняшней действительности с раком в России, а также о достижениях отечественной медицинской школы, мы пообщались с нашим резидентом, руководителем компании НПП «Биочип» Святославом Зиновьевым.

В России достаточно высокий процент заболевания раком, и из года в год он становится выше. Откуда это берется и с чем это связано?

Причины для роста заболеваемости условно можно разделить на две группы: к первой я бы отнес повышение среднего возраста населения и улучшение качества диагностики. По другому говоря, люди стали доживать до «своего рака», улучшилась диагностика, а значит, изменилась статистика выявляемости.

Другая группа – это, все же, наш образ жизни, появление новых и рост числа уже известных заболеваний. Например, длительное хроническое воспаление рано или поздно может привести к трансформации клеток в злокачественные. До сих пор у нас нет отдаленных результатов встречаемости той или иной онкопатологии у пациентов, перенесших COVID-19. Воздействие канцерогенных факторов, будь то курение (тяга к которому, к счастью, снизилась), рост промышленного потенциала, стрессы. Особо хочется отметить отношение людей к диспансеризации, когда большинство предраковых процессов можно найти и вылечить. Наверное, это на сегодняшний день самый лучший путь для снижения заболеваемости.

Исследования говорят, что это заболевание молодеет, не только у нас, но и во всем мире. С чем это может быть связано? Кто виноват и что делать?

Говорить об «омоложении рака», наверное, можно только по некоторым его видам. Например, рак молочной железы. Как говорит член-корреспондент РАН Евгений Наумович Имянитов, «Рак молочной железы в Средние века встречался в основном только у одной группы населения-монахинь.» Поздние роды и сегодня являются одной из причин роста этой онкопатологии у молодых женщин.

Кто чаще всего предрасположен к онкологии? Можно ли как-то этого избежать?

Причина трансформации клетки из нормальной в злокачественную кроется в нарушении процессов деления, а именно накопления критических ошибок в ДНК.

В нашем геноме есть условно 2 группы мутаций: первая - это те мутации, которые нам достались от родителей. Наличие этой мутации говорит об увеличении вероятности заболеть тем или иным видом рака. Например, можно пройти анализ на мутации BRCA1/2.

У носителей этой мутации многократно увеличивается риск заболеть раком молочной железы и раком яичников. В этом случае есть специальные рекомендации об особом режиме обследования.

Другая группа мутаций - это те мутации, которые мы получаем в течение жизни. Так называемы эпигенетические мутации. На их наличие и рост оказывает влияние наш образ жизни, питание, экология и влияние канцерогенов. Существуют исследования, которые показывают, что накопление ряда таких мутаций повышает риск заболеть раком в течение ближайших 2-х лет. И, имея такую информацию, человеку необходимо задуматься над изменением своего образа жизни и усиленной онкопрофилактикой.

Наша компания в свое время как раз занялась разработками в направлении создания теста на такие мутации.

Типичная для России картина, до известных событий: ребенок болеет раком, требуется дорогостоящее лечение за рубежом. Неужели у нас всё настолько плохо с лечением болезни?

Я бы не сказал, что в нашей стране не делают уникальных операций, или объемов хирургической помощи меньше, чем за рубежом. На мой взгляд, отечественная хирургическая школа - одна из самых сильных в мире, если не самая, поскольку ее корни идут из военно-полевой хирургии двух мировых войн. Все отечественные основатели хирургических школ формировались в труднейших полевых условиях, затем передали этот опыт своим ученикам. Во время Великой Отечественной наши показатели возвращения в строй были выше, чем у немцев.

Другое дело – наличие лекарственных средств. Самые новые и передовые разработки по большинству заболеваний по-прежнему внедряются сначала за рубежом, а потом уже у нас, так как именно зарубежные фармкомпании сегодня – лидеры мировой индустрии. Также не стоит забывать, что лекарственные средства перед тем, как они доходят до пациента, должны быть зарегистрированы, а также получить все необходимые разрешения, что существенно сказывается на сроках внедрения. Это длительные и трудоемкие процессы.

Какие существуют современные методики если не лечения, то профилактики онкологических заболеваний?

Лучшая профилактика - это своевременная диспансеризация и по возможности снижение известных рисков (например, отказ от курения). Приведу один пример: мы проводили исследование, в рамках которого искусственный интеллект анализировал компьютерно-томографические снимки пациентов, перенёсших COVID-19. Некоторые пациенты с подозрением на новообразования в легких были нами вызваны на бесплатное повторное КТ легких. Из 60 человек приехало 12. Остальные отказались, сославшись на разные причины.

С чего началась компания НПП «Биочип»? Как возникла идея создать инновационный бизнес и какой была первая разработка?

Это был мой студенческий проект. Поначалу я хотел создать чип, который бы вживлялся в организм и контролировал уровень онкомаркеров, но, после проведения большой аналитической работы, возникла идея более прикладного и реализуемого проекта - а именно тест-системы для цитологического исследования. Большое влияние на это оказало начало моей трудовой деятельности в нашем онкодиспансере. Будучи ординатором, я получил свой первый грант в рамках конкурса УМНИК, и на средства создал прототип и получил необходимые патенты. А в 2015 году, найдя инвесторов среди нижегородских предпринимателей, мы создали компанию БИОЧИП исразу приступили к регистрации тест-систем. Тогда мы еще не знали, что этот процесс затянется на долгих 7 лет, что едва не привело к закрытию проекта, однако сегодня мы динамично развиваемся,имеем собственные производственные площадки, нас регулярно приглашают с докладами на крупнейшие международные научные съезды в разных странах мира и стартап-конференции, а наши продукты использовались для лечения миллионов жителей России. Пожалуй, сегодня я могу смело заявить, что проект НПП «БИОЧИП» удался.

Как вы попали в Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор?

О бизнес-инкубаторе я узнал еще во время учебы в институте. Сотрудники ГУ «НИБИ» проводили презентацию возможностей инфраструктуры поддержки высокотехнологичного предпринимательства, и тогда я понял, что хочу влиться в экосистему инновационного предпринимательства нашего региона.

Какова роль Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора в создании вашей разработки? В каких вы отношениях с инкубатором?

Сотрудники ГУ «НИБИ» оказали неоценимый вклад в дело рождения и становления новой уникальной разработки не только для России, но и для всего мира. Оказывалась как консультационная поддержка по заполнению заявок на гранты, также мы получили возможность получить свое помещение для проведения исследований, а также (опять же благодаря поддержке инкубатора) возможность презентовать наши идеи потенциальным заказчикам и партнерам. Сегодня, имея проектный офис в технопарке «Анкудиновка», мы всегда остаемся в тренде новых технологических веяний, а также в курсе самой оперативной информации и в доступе к мерам поддержки и развития.

Объясним работу технологии на пальцах. Для чего она нужна и какое место в современной медицине занимает?

Сегодня мы производим два основных продукта: тест-системы в формате биочипов и транспортные среды для доставки и хранения биологического материала.

Наша тест-система позволяет с точностью в 92 % выявлять злокачественные клетки в асците и плеврите (скопление жидкости в брюшной и грудной полости), при этом сделать это на базе даже небольшой лаборатории буквально за 1,5 часа. По сути, это первый экспресс-тест под одного пациента. Для центров амбулаторной онкологической помощи это - единственное решение с учетом потока пациентов. При этом все необходимые реагенты уже находятся в составе теста, а для считывания результата нужен простой световой микроскоп. Сегодня успешные апробации в Нижегородской области прошли в Павловской центральной районной больнице, а также ГКБ № 35 и ГКБ № 33.

Впрочем, эти тесты актуальны и для крупных клиник. Так, например, для женщин с подозрением на рак яичников гинеколог в онкодиспансере может провести пункцию жидкости и отправить ее на исследование на тест-системе. В этот же день пациентка уже имеет диагноз и план лечения. Своего рода принцип «Клиники одного дня», который существенно снижает нагрузку на прием, а главное экономит массу времени и сил для пациента.

Какие у компании планы на будущее? Что планируется нового?

Для начала скажем, что НПП «БИОЧИП» - это уже группа компаний, которая объединяет в себе предприятия, занимающиеся разработкой и предприятия, занимающиеся производством.

Сегодня мы поставляем продукцию и крупнейшим лабораториям России, и относительно небольшим больницам, имея контракты с крупнейшими дистрибьюторами. Основные трудности сегодня заключаются в сложности и высокой стоимости регистрации новых продуктов. И проблема не только в сроках проведения испытаний и запросах регулирующих организаций, а в небольшом количестве аккредитованных лабораторий.

Сейчас наши планы всецело ориентированы на внедрение в РФ наших тест-систем, а также новых фасовок транспортных сред в рамках импортозамещения. В апреле 2022 мы зарегистрировали контейнеры, которые подходят к аппаратам для цитологии производства одной американской компании, и если эта продукция полностью исчезнет из РФ, что возможно, то только наш продукт станет ее уникальным аналогом на рынке зарегистрированных медизделий и сможет ее полностью заменить.

Также в планах у нас регистрация и внедрение системы для поиска циркулирующих опухолевых клеток, которая сможет повысить выявляемость онкопатологий.

Как дела с лечением онкологических заболеваний состоят в Нижегородской области? Мы регион-передовик или наоборот отстаем?

Надо сказать, сотрудники Нижегородского онкодиспансера под руководством главного врача Гамаюнова Сергея Викторовича за последние несколько лет значительно повысили уровень оказания помощи населению по профилю «онкология», что красноречиво доказывают цифры отчетности и отзывы пациентов Не так давно был случай, когда одна из пациенток рассказала о враче из Санкт-Петербургского онкологическог диспансера, где обсуждалась тактика и варианты лечения. Коллеги из Санкт-Петербурга процитировали, что (дословно): «Нижегородский онко – это сейчас очень круто, лечись там, не переживай». Да и факты говорят: за этот год наши врачи три раза выступали с докладами на крупнейших международных конференциях: в Праге, Валенсии, Сингапуре. В феврале ожидается также доклад в Барселоне. Значит, несмотря ни на что, наши практики признаются во всём мире.

Что нужно делать и к чему стоит быть готовым, чтобы не столкнуться с таким печальным явлением в своей жизни, как онкология?

На самом деле, секрет довольно прост: необходимо максимально, но в разумных пределах, уделять внимание своему здоровью и регулярно проходить обследования.

А если все же случилось? Существуют ли какие-то советы или инструкции либо медицинские кейсы для простого человека: как себя вести, что делать?

Самое главное - взять себя в руки. Борьба за жизнь онкобольного это не только труд врача, медсестры, санитарки, это еще и труд пациента и его родственников. От настроя и холодной головы, чёткого соблюдения рекомендаций врача, а главное доверия к нему, зависит успех грядущего лечения.

Можно ли однажды раз и навсегда победить рак как явление?

Я думаю, тысячу лет назад люди думали, что полеты в космос нереальны, но советские люди во главе с Сергеем Королевым и Юрием Гагариным доказали обратное. Надеюсь, что именно в России родились или родятся свой Королев и Гагарин в сфере онкологии.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда