{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как избежать кассового разрыва и построить эффективную финмодель в архитектурном бизнесе

Знаком ли вам кассовый разрыв? Сталкивались ли вы с ним? Как решаете эту проблему? У меня тоже раньше были проблемные ситуации с финансовой стороны, и я долго искал выход: ограничивал себя в расходах, брался за любые проекты — лишь бы пережить кризисный период. Большинство этих шагов были интуитивными, и как следствие, малоэффективными. Со временем я пришел к системной глубокой аналитике своей работы и построению юнит-экономики. Делюсь этим опытом с вами.

Почему возникает кассовый разрыв и как его прогнозировать

Финансовые сложности в работе связаны с тем, что к архитектуре и дизайну некоторые не относятся как к бизнесу. Общаясь с коллегами и участниками своего менторства я порой слышу, что эта профессия прежде всего про творчество. И когда речь заходит о цифрах, они не могут ничего сказать, поскольку не знают конкретных показателей своей работы.

По этой причине часто владельцами успешного бизнеса в нашей сфере выступают предприниматели, которые не имеют профильного образования, но умеют выстраивать четкие бизнес-процессы. Они нанимают талантливых архитекторов и дизайнеров, которые уже занимаются своей работой, не погружаясь в скучную отчетность.

Как показывает практика, недостаточно получить заказ с большим бюджетом (и, соответственно, высоким гонораром). В моменте эта работа обеспечит ваши личные потребности и работу вашего бюро. Но что будет, когда вы закончите проект? У многих есть вера в то, что они найдут следующий хороший проект. Я же предпочитаю точный расчет.

В нашей сфере есть сезонность: обычно в январе, феврале и августе наблюдается спад заказов. При том, что половину января и мая мы официально отдыхаем в соответствии с государственными праздниками. В то время как налоговая, арендная и зарплатная нагрузка (или косты от англ. costs — «расходы») в эти месяцы остается неизменной. Кроме того, обычно перед уходом на длинные каникулы принято выплачивать месячные или квартальные бонусы сотрудникам, закрывая всю отчетность. И некоторые владельцы бизнеса в такие периоды хватаются за голову, ощущая дефицит свободных средств.

Что помогает избежать подобных стрессов?

  • Во-первых, на эти месяцы необходимо иметь запас денег, чтобы корректно выполнять свои платежные обязательства.
  • Во-вторых, важно уметь управлять потоком заказов и спросом на свои услуги. В этом помогает маркетинг. Закладывайте дополнительный бюджет на рекламу в месяцы «затишья». А также развивайте личный бренд — не надейтесь только на сарафанное радио.
  • В третьих, настройте глубокую аналитику в вашем бюро. В ремонте и на стройке нередко происходят наличные взаиморасчеты, которые не идут в официальную отчетность. Но эти цифры важны для понимания общей картины движения финансов. Заведите привычку фиксировать все доходы и расходы.

Как повысить экономическую эффективность бизнеса

Еще один важный вопрос, который вытекает из аналитики вышеописанных показателей — ценообразование. Как формируется прайс на ваши услуги или вашего бюро, почему именно так и какая методика лежит в основе? Если ответ не приходит сразу, то это серьезный повод задуматься.

Для управления своими доходами недостаточно управлять спросом. Вы можете быть сверхвостребованным, но работать за низкую цену или даже с дисконтом, боясь упустить очередной заказ. В результате обеспечив себе стабильную загрузку в течение какого-то периода, вы не выигрываете в деньгах, а возможно даже теряете. Подобная финмодель неэффективна и обычно приводит к выгоранию.

Работа в среднем (или премиум) сегменте и отсутствие скидок тоже не гарантируют финансовую устойчивость. Ведь всегда есть риск «успокоиться», получив аванс. Физически это ваши деньги, но формально — это деньги заказчика. Именно вашим аванс становится только после подписания акта приемки-сдачи проекта.

На практике же коллеги часто пользуются этими средствами для своих нужд, веря, что проект не встанет на паузу или не прекратится. Я сам сталкивался с подобными ситуациями, когда по объективным обстоятельствам заказчик был вынужден прекратить стройку/ремонт, чтобы срочно заняться другими делами, покинуть страну или еще что-то. Грамотное финансовое моделирование позволяло мне продолжать работу в обычном режиме и исполнять все обязательства перед сотрудниками, не теряя значительных сумм в прибыли.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда