{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

8 простых принципов общения с клиентом при разработке сайтов

Привет! Я Миша Зорин, руководитель студии WAVE. Мы с 2017 года делаем сайты на Тильде, а с 2019 – помогаем продуктовым командам. Есть несколько принципов, которых мы придерживаемся в общении с клиентами. Это не скрипты продаж, а скорее выводы, к которым мы пришли за годы ведения успешных переговоров.

Гуглить инфу о собеседнике перед первым сообщением

Перед первым контактом с клиентом я выделяю 10 минут на то, чтобы узнать, с кем предстоит общаться. Гуглю почту, телефон, имя и фамилию, упоминания в соцсетях. Это помогает найти общие темы для разговора, составить примерный портрет собеседника и чувствовать себя уверенней. Пару раз в ходе такого мониторинга даже выяснилось, что мы с клиентом заочно знакомы.

Переходить на командный стиль общения

Знакомство и первая переписка по проекту часто слишком формальные. Тут хорошо бы не затягивать с официозом и почти сразу переходить к командно-деловому стилю общения. Здесь помогает эмпатия – представляю, что мы коллеги по компании, и это менеджер из соседнего отдела: «Ольга, привет! Сделал оценку проекта. Давай посмотрим сегодня в 15:00? Добавил нам в календарь. Если время не подходит, перенеси, пожалуйста, на удобное.»

Переводить общение в Telegram

Мне кажется, общение в Телеграме результативнее и проще, чем в почте.

Дублировать все договоренности текстом

Если клиент наговорил что-то важное в аудиосообщении или на встрече в зуме, после разговора я дублирую всю важную инфу текстом. В Телеграме такие сообщения можно добавлять в закрепы до момента выполнения всех договоренностей. В будущем это облегчит поиск информации, и не придется все переслушивать.

Брать паузы на подумать

Иногда клиент задает вопрос, а я понимаю, что просто не знаю ответа. Тогда говорю, что нужно обсудить это с командой. Кажется, это очевидно, но по началу мозг начинал выдумывать приблизительный ответ, словно я у доски стою. Со временем пришел к тому, что лучше честно общаться, чем выдумывать бред.

Уточнять все, что непонятно

Пожалуй, моя самая популярная фраза – «Правильно ли я понимаю, что …».

Работа по управлению ожиданиями заказчика очень важна, иначе можно выдать результат, который никому не нужен. Когда слушаю клиента, стараюсь параллельно визуализировать процесс и результат работы. Если это удается, могу сразу предложить свою итоговую версию проекта. Даже если повторить слово в слово запрос клиента, он все равно может добавить новых важных деталей.

Договор – не тема для разговора

Речь о договоре идет только в начале общения, чтобы зафиксировать договоренности и подписать документ. Дальше он откладывается в сторону, и мы больше никогда о нем не вспоминаем. Если же одна из сторон вдруг решит пойти по «букве закона» и вспомнит, что в договоре у нас вообще-то вот так было… », можно смело считать эту фразу заклинанием для призыва юристов. А это никому не нужно. Здесь я имею в виду случаи, когда можно договориться и решить конфликт мирным путем.

Проговаривать, что вы будете делать

В начале сотрудничества я обговариваю с клиентом общий объем работ по проекту и рассказываю, что нас ждет в ближайшем будущем. Дальше каждый понедельник мы с командой составляем план на неделю и показываем его заказчику. Приблизительный план может выглядеть так: сначала делаем прототип, потом обсуждаем его с клиентом, корректируем, отдаем текст редактору на вычитку и т. д.

В конце недели мы проводим еще одну встречу с клиентом, чтобы рассказать о проделанной работе. Отчитываемся в таком стиле: «Мы с дизайнером изучили все материалы, которые у вас есть, он нашел референсы и сделал три концепции на выбор. В это время редактор написал текст для пяти блоков».

Коротко, еще раз

Быть собой, но деловым. Писать просто и понятно. Не бояться задавать вопросы. Ставить себя на место клиента.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда