{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Единое окно поездок. В кассах пригородных компаний можно купить билет на все виды транспорта

Как железнодорожники создали уникальный цифровой продукт для всех пассажиров и перевозчиков рассказывают эксперты «Гудка».

Ирина Финько
первый заместитель генерального директора ООО «РЖД – Цифровые пассажирские решения»

В сентябре 2022 года проект «Автоматизированное рабочее место кассира» был включён в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных – список отечественных доверенных программ без внутренних уязвимостей. Это означает, что продукт был признан технологически независимым.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) кассира «Планирование путешествий» разработано «РЖД – Цифровые пассажирские решения». Это универсальный IT-продукт для билетных кассиров, позволяющий оформлять проездные документы на все виды транспорта в едином интерфейсе. Его цель – в «едином окне» планировать, бронировать и оплачивать пассажирские перевозки «от двери до двери» различными видами транспорта. АРМ кассира работает на российской операционной системе Astra Linux.

Сейчас с АРМ кассира работают шесть пригородных пассажирских компаний – АО «Содружество», АО «Свердловская пригородная компания», АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания», АО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания», АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», АО «Пермская пригородная компания». Работа ведётся совместно с Центром по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД».До конца 2023 года билеты на все виды транспорта можно будет купить в кассах практически всех пригородных перевозчиков, за исключением АО «Центральная ППК».

При этом пригородные компании получают простое в использовании программное обеспечение, которое можно установить на уже имеющуюся технику без дополнительных финансовых затрат. Для работы системы необходима лишь пара периферийных устройств – это POS-терминал и контрольно-кассовая техника. Но для удобства пассажиров дополнительно может быть подключён клиентский монитор и сканер паспортов. Отчётность в системе формируется автоматически. Оформление справок и выписок различной формы, как для государственных контролирующих органов, так и для собственных нужд, теперь сводится к паре кликов. Раньше это требовало рутинной бумажной работы.

Удобство для пассажиров в том, что в пригородной кассе они смогут купить билет на любой вид транспорта. Есть возможность выбора места на поезде через клиентский монитор – в системе отрисованы все типы пассажирских вагонов со схемой мест. При необходимости пассажир может попросить распечатать билет на бланке или выслать его на электронную почту. Но это по желанию – сейчас при посадке в поезда предъявлять билет не нужно. На руки пассажир получает билет на обычной чековой ленте – как факт подтверждения покупки проездного документа на самолёт, поезд или автобус.

А у компании «РЖД» появился полностью отечественный инструмент – недорогой, современный и простой в использовании.

Азат Ахметшин
генеральный директор АО «Содружество»

В марте 2020 года пригородная пассажирская компания «Содружество» совместно с ООО «Инновационная мобильность» (теперь предприятие называется «РЖД – Цифровые пассажирские решения». – Ред.) приступили к реализации проекта автоматизированного рабочего места (АРМ) кассира на базе платформы «Инновационная мобильность». Тогда мы предложили своим пассажирам приобретать билеты в наших кассах на самолёты, автобусы и поезда дальнего следования.

Первоначально мы подключили 11 касс в пяти субъектах РФ. Станции подбирались с наибольшим трафиком, где пассажирам в принципе могла быть интересна покупка билетов на иные виды транспорта: самолёт, автобус, поезд дальнего следования. У нас были кассы в Казани, Канаше, Ижевске, Вятских Полянах – в первую очередь АРМ кассира устанавливались на станциях, где есть несколько окон, чтобы не создавалась очередь при реализации билетов на пригородное сообщение – наше профильное направление.

Для удобства пассажиров мы брендировали кассы, где можно купить билеты на все виды транспорта, и запустили рекламную кампанию в СМИ и соцсетях.За первый год работы с АРМ кассира мы оформили 1121 билет на все виды транспорта, в 2021 году – более 16 тыс., а с начала 2022 года уже свыше 100 тыс. проездных документов.

История развития мультимодальных перевозок интересна сама по себе – в рамках «одного окна» можно сформировать маршрут путешествия из точки А в точку Б на нескольких видах транспорта. К примеру, если с какой-то местностью нет прямого железнодорожного сообщения, мы всё равно можем предложить пассажиру возможность добраться до пункта назначения.

Безусловно, перед внедрением новой системы проводилась подготовительная работа. Сначала прошивалась контрольно-кассовая техника – необходимо было адаптировать её к работе сразу на двух платформах: «Инновационная мобильность» и АСУ ППК. Это нужно для того, чтобы была возможность оформлять билеты и на поезда пригородного сообщения, и на другие виды транспорта. Также нужно было добиться правильного отображения информации на контрольных лентах. Параллельно мы решали задачи по обеспечению корректной работы эквайринга, чтобы поддерживалась возможность оплаты билетов на все виды транспорта. В процессе эксплуатации возникали различные вопросы, которые решались в рабочем порядке.

Обучение кассиров тоже заняло определённое время. Совместно с ООО «Инновационная мобильность» были разработаны техпроцессы по оформлению билетов. Изначально мы сами изучали и отрабатывали функционал в тестовой среде, выезжали на крупные станции для практических занятий, применяли опыт наставничества, проводили видеоконференции при появлении нового функционала в интерфейсе кассира.

Процесс полной адаптации – такой, когда у кассиров вообще не возникало вопросов и они были полностью автономны, – занял несколько месяцев. Сейчас наши пассажиры получают максимально возможный ассортимент услуг и высокий уровень обслуживания.

Есть предложения по дальнейшему развитию АРМ кассира, которые позволят расширить перечень предоставляемых услуг, упростить процесс формирования маршрута и оформления билета, а также увеличить скорость обслуживания пассажира.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда