{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Из автопрома в химию? Беседа с инженером АКТИАС – Александром Мусиенко

Компания AKTIAS tech занимается подбором узкоспециализированных инженеров для проектов клиентов. После окончания проекта мы стараемся сохранить в штате ценного специалиста. Иногда они начинают работать в новых для себя направлениях и становятся нашими универсальными единицами. Вот история одного из таких инженеров – Александра Мусиенко.

Сварка и автопром

Я пришел в AKTIAS tech в 2018 году на проект Renault – запуск модели Duster-2, - руководителем периметров сборки-сварки навесных элементов (двери, капот, багажник, крылья) и линии Ferrage (сборка кузова с навесными элементами после сварки и перед окраской).

Я – специалист по сварке с опытом более 25 лет – не только производственным, но и научным: ученая степень (кандидат технических наук). До этого проекта я проработал 17 лет на ЗиЛе в Отделе Главного сварщика, затем было российско-японское предприятие ААТ и ВИАМ. Параллельно с основной трудовой деятельностью я преподавал в МГИУ (автомобильный университет на Автозаводской). Более 5 лет читал лекции старшим курсам, консультировал дипломников, вел семинары (Технология сварочного производства).

Завершение проекта Duster-2 пришлось «на самый разгар» пандемии. Невзирая на довольно существенный вызов проектной команде Duster-2 автомобиль был запущен в производство на Московском заводе Renault. На тот момент на заводе одновременно выпускались Duster, Kaptur, Nissan Terrano, Arkana и, добавление новых моделей не позволяла производственная площадка Московского завода. Руководством Renault было принято решение – все новые проекты (после Duster-2) запускать в Тольятти, на мощностях АвтоВАЗа. Проектная команда Московского завода была частично распущена, частично переведена на АвтоВАЗ.

Особенность работы инженерных компаний типа AKTIAS tech в том, что мы действительно ценим своих инженеров. И когда проект, под который специалиста взяли на работу, подходит к концу, офис делает все, чтобы найти что-то новое. Иногда при этом меняется сфера или направление работы.

После Renault у меня было несколько проходных проектов. Сначала – аудит дилеров Renault – я подготовил дорожную карту проекта (хороший опыт, касающийся логистики нашей большой страны). Затем мы рассчитывали проекты локализации – имея продукт, производящийся за рубежом, что нужно сделать, чтобы организовать его производство в России из российских комплектующих. Созданными тогда наработками мы теперь пользуемся и в других проектах.

А дальше поступил запрос от ADEO (головная компания Leroy Merlin) – им нужен был специалист по работе с поставщиками (supplier industrialization leader - SIL) для проведения технического аудита поставщиков, оценки качества товара, технологии, степени промышленного контроля, запуска новых проектов.

О проектах

Небольшое лирическое отступление. Что такое проект в автомобилестроении? Начальная проработка ранее подготовленной модели автомобиля, составление и утверждение бюджетов на проектные работы (разработка оснастки для сборки-сварки, сборочного и сварочного оборудования и т.д.). Далее поиск поставщика для разработки и изготовления оснастки и оборудования, сопровождение всего процесса от проектирования до его сдачи в производство. Параллельно с этим технический анализ конструкторских моделей автомобиля, анализ существующего производства с целью внедрения новой модели автомобиля, анализ цеховой логистики (склады, перемещение узлов между сборочными участками и т.д.). Также не мало времени уделяется на проработку входящих деталей (от поставщиков): производство тестовых узлов и автомобилей, корректировка геометрии деталей совместно с поставщиками и конструкторами. Этот перечень далеко не полный и проектных этапов довольно-таки много, прежде чем автомобиль «встанет» не серийное производство.

Но Леруа – это ритейлер, и проекты здесь совсем другие (другие сроки проектов, свои особенности подготовки и тестирования образцов, другая схема взаимодействия и т.д.).

Из чего состоит проект по созданию нового продукта и поступлению его на рынок:

· техническое задание на продукт

· поиск поставщиков

· проверка производства поставщика (могут ли в принципе это сделать, какие-то рекомендации по модернизации и дополнительному контролю качества)

· закупка материалов

· предсерийные образцы, которые проверяются на качество (для краски, например, делают выкрасы, проверяют соответствие цвета, физико-химические свойства, проводят лабораторные тесты)

Дальше, если подтверждают готовность производства к выпуску товара, представители ADEOприсутствуют на изготовлении первой партии.

Важна также упаковка товара – это информация о товаре, а его применении, инструкция. «Артворк» - разрабатывается в ADEO и потом вместе с поставщиком воплощается в жизнь. Каждый новый товар имеет свою упаковку – каждый значок вымеряется, проверяется читаемость, размещение букв – сначала это прорабатывают маркетологи, потом специалисты по артворку, потом сам поставщик.

От сварки к химии

Моя роль – с момента разработки технических заданий до контроля каждого этапа создания товара. Когда товар поступает на прилавок, я поддерживаю поставщика – проверка качества производства, решение возникающих проблем, поддержка серийного производства в течение года-двух после запуска, внесение изменений и т.п. Затем специалисты Леруа Мерлен (служба технического контроля) перенимает проект, а ADEO берется за новый.

Я работаю с поставщиками «химии» - это всевозможные лакокрасочные материалы, краски, грунты, лаки, эмали, шпатлевки, малярные ленты, скотчи, строительные пены, клеи и т.д. Ориентировочный срок выполнения проекта (от начала тендера до товара на прилавке) – 8 месяцев. Сейчас у меня 3 проекта, по некоторым – несколько поставщиков одновременно. И ожидается до конца года запуск ещё нескольких.

Любая работа специалиста основана на взаимодействии с людьми. Это не зависит от направления (сварка в автомобилестроении или химия у ритейлера). Опыт работы с поставщиками в сварке мне очень пригодился, ведь с таким опытом можно работать с поставщиками почти любых направлений.

Что касается технической стороны вопроса (была сварка – стала химия) – мое техническое образование включает большой перечень компетенций и позволяет быть универсальным. Химия, физика, материаловедение, сопромат, тер.мех., написание кандидатской диссертации – все это позволило получить опыт в построении экспериментов. Был небольшой волнительный момент при переходе в другую индустрию – боишься, что можешь чего-то не знать. Не всегда твои оппоненты будут тебе помогать, иногда будут пользоваться незнанием. Но фундаментальное образование позволяет самостоятельно дополнять свои знания – ты знаешь, где посмотреть, где почитать, где приобрести новые знания в других направлениях. Все технические специальности основаны на фундаменте, и он преподается в институте.

Инженер или менеджер?

Сегодня больше менеджер, но я постоянно пользуюсь своими инженерными знаниями.

В Renault я был руководителем периметров, и в моей команде было несколько инженеров-технологов. Они писали технологический процесс (сварка автомобильных узлов), проверяли оборудование и оснастку, и когда были сложные моменты, требовались волевые решения в срочном порядке, я спускался в цех, сваривал сам детали, чтобы доказать, что процесс верный, что так сварить можно. Помимо управления я выполнял технические задачи, и мой опыт в этом помогает и мотивирует коллег – они видят, что я могу решить задачу собственноручно, это их воодушевляет, помогает выйти из трудных ситуаций.

Каким ты видел свое будущее, когда защищал диссертацию?

Мне было нелегко – я единственный инженер в семье, белая ворона с техническим высшим образованием. У нас в семье я первый, кто пошел по линии технического образования - сварочное производство.

После 8 класса я поступил в Машиностроительный техникум (на Павелецкой). Большинство сокурсников, как и я, перешли в автомобильный институт (МАСИ, в последствии МГИУ). В тот момент у всех был уже производственный опыт – мы работали на заводе сварщиками, начальниками участков. У нас была расширенная практика на заводе ЗИЛ.

С самого начала я попал в Отдел Главного сварщика, там была своя лаборатория – 50 человек. Я начал с должности техник-технолог, а после окончания института был уже ведущим инженером. Лаборатория сварки на ЗИЛе много занималась не просто производством, но и наукой – разработкой новых технологий и методов сварки. Мы сотрудничали с другими институтами (Губкинский, Бауманка), разрабатывали оборудование и процессы.

Я поступил в аспирантуру и закончил ее, получил ученую степень кандидата наук, моя карьера на ЗИЛе пошла вверх – я стал заместителем Главного сварщика (а ведь это был самый большой завод страны). Когда завод закрыли, я перешел в штамповочную компанию на базе ЗИЛа (ААТ, один из основных поставщиков Renault). Они производили штампованные детали и поставляли сварные узлы. На ААТ я запускал проекты с Renault, Даймлер-Мерседес, АвтоВАЗ, PSMA и др.

К середине моего обучения в институте и к его окончанию – я видел своё будущее с заводом ЗИЛ: он развивался, обновлялся парк оборудования, развивались технологии, запускались цеха, и я видел необходимость в специалистах. Я думал, что мое будущее связано с ЗИЛом и был уверен, что смогу себя реализовывать там.

И вдруг ЗИЛ закрывают.

Это стресс. Твое будущее, раньше представлявшееся довольно четко, становится вдруг неопределенным. Ты всегда работал на заводе и знал, что будет завтра. А тут оказывается, что завтра может быть совершенно неопределенным. И этот момент неуверенности в завтрашнем дне сохранялся у меня до начала работы в АККА (теперь – AKTIAS tech). Когда я начал работать на проекте в Renault, я принял принцип проектной работы. Я могу подстроиться, могу выбирать. Нет прямой линии развития, ты видишь целое древо возможностей.

Ощущения сейчас

Прогнозировать на год-два вперед сейчас нельзя. Но я уверен, что через год-два я буду там, где будут возможности. Меня не пугают сложные проекты. С одной стороны, я не вижу конкретного будущего, но я уверен, что будущее будет и я буду заниматься той работой, которая у меня будет, с удовольствием. Может, это будет сварка, может кораблестроение или авиация. Я не боюсь развития. Если в институте я думал только об автопроме и сварке, то теперь я рассматриваю всё, и меня это не пугает. Я смотрю в будущее с интересом – а что там будет? Когда не видишь будущее, это заставляет тебя собираться и мобилизоваться сегодня. Ты не закисаешь, не скучаешь, не превращаешься «в болото». Это мне нравится.

Инженер в сегодняшнем мире

(Акулов Александр Иванович – Советский и российский учёный, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии, бывший председатель ВАК МинОбразования, один из разработчиков сварки плавлением в среде углекислого газа)

Когда я учился, моим преподавателем (а в последствии и руководителем диссертации) был Александр Иванович Акулов. При поступлении мы столкнулись с ним на кафедре: он приветствовал абитуриентов и напутствовал, неофициально, когда студенты спрашивали про кафедру и что выбрать. Его фраза запомнилась мне на всю жизнь: Самое главное – это быть человеком (с точки зрения воспитания, социального общения) и стремиться стать специалистом той области, которую Вы выберете. Высшее техническое образование – это отличное начало, чтобы реализовать себя в будущем.

Получив высшее техническое образование, ты становишься специалистом не только в технических вопросах и опорных предметах (математика, физика, химия), не только знаешь сопромат, механику… Техническое образование включает и экономическую часть: ты понимаешь, как производятся расчеты, как выстраивается экономика любого проекта. При написании дипломов и работе в проектных командах – получаешь социальную часть, логистические компетенции. Ты – как и инженер в команде, так и менеджер.

Технические знания переходят в социальный опыт, обретают психологическую составляющую – умение общаться с поставщиками, коллегами, умение поставить задачи и определить приоритеты, внутренняя работа с командой – ты тот же инженер, выполняешь те же технические задачи, но должен решать еще социальные и организационные вопросы, должен мотивировать коллег. В последнее время у нас много иностранных предприятий – нужно знание иностранных языков. Техническая специальность охватывает комплекс знаний, которые ты можешь развить и реализовать, если есть желание.

Техническое образование включает и гуманитарную часть знаний. При этом технический опыт получить сложнее, чем гуманитарные компетенции. Если ты хочешь развития и продвижения в процессе трудовой деятельности, не нужно ограничиваться. С самого начала работы после получения образования – молодой специалист, специалист с опытом, эксперт – ты начинаешь решать социальные вопросы, ты должен уметь руководить хотя бы 1 человеком, а иногда и большим коллективом, и для этого нужно иметь компетенции гуманитарного характера.

Философия всегда преподается в институте – те же классические философы, которых помнят с последних классов школы. В аспирантуре сдается кандидатский минимум – иностранный язык, философия, спец. предмет. Но в аспирантуре философию преподают иначе, чем в институте. Я считаю, что так надо было сразу. Именно в аспирантуре говорят о принципах проведения экспериментов, их планировании, осуществление от идеи-задумки до ее реализации – весь этот пусть с точки зрения философии. Как выстроить свои шаги по проведению эксперимента, получение результатов, доказательства правильности выполнения. Это – практическая философия.

Большинство технических специальностей сталкиваются с этим во время работы, но не подозревают, что планирование своего дня и рабочего графика – это часть гуманитарных наук, которые надо было усвоить еще в институте. Кто-то относится к этому спокойно, а другие упираются в свои уравнения и знания и считают, что ничего гуманитарного им не нужно.

Напутствие молодым инженерам

Когда проходит процесс обучения, ты все время ждешь финиш, когда ты начнешь наконец-то себя реализовывать. Но когда ты заканчиваешь институт и приходишь на работу, обучение продолжается – этот процесс бесконечен.

Совет – не прекращать развиваться, находить в себе силы совершенствоваться, учиться. Это сложно, иногда хочется отдохнуть и заняться рутиной. Но развитие важно. Когда человек развивается, он сохраняет ясность ума. Здраво оценивать обстановку вокруг себя можно только когда ты в движении. Не останавливайтесь на достигнутом – в этом смысл жизни. Проточная вода – чистая, в ней и рыбки плавают. А болото никому не интересно.

Высшее образование позволяет человеку раскрыться, проявить себя в будущем. Это трамплин. Но дальше нужно работать и реализовывать себя. Не стоит бояться изменений.

Первая мысль оставить сварку и заняться чем-то новым для меня была большим стрессом. Но, либо ты ничем не занимаешься и становишься болотом, либо ты превращаешься в быстротекущую реку. Стресс быстро прошел, когда я для себя определил, как я могу этого достичь. Помогло знание философии – разложил по полочкам, что делать и как достичь, как перестроиться.

О перспективах в России

Российское техническое образование ценится во всем мире. В СМИ несложно найти сообщения о том, что иностранные компании приглашают российских инженеров для сотрудничества.

Техническое развитие в России есть, оно всегда было. Вопрос в том, что сейчас наконец-то осознали, что в стране должны развиваться все направления. Импортозамещение – первый шаг. Должны создаваться конкурентоспособные направления во всех отраслях, а не только ВПК, авиация, космос. Гражданскую часть нам тоже надо развивать, мы же можем, это просто вопрос приоритетов и готовности.

В 2000-х мы выбирали, куда пойти – на ЗИЛ или на Renault – некоторые выбирали Renault, Ford, Toyota и другие иностранные компании, надеясь на их гарантии и стабильность. Действительно, на тот момент, не многие отечественные компании могли конкурировать с иностранными по привлекательности. Однако, были и российские компании, которые достойно конкурировали с иностранными, ВИАМ, например. В сегодняшних реалиях мнение и отношение, к когда-то уважаемым, иностранным компаниям несколько изменилось (не такие уж надежные оказались их гарантии и стабильность).

Важна также экономическая политика государства. В космическом корабле всё отработано с высоким уровнем. Но передача технологий в гражданку плохо реализовано. ВПК финансируется государством (привычка с СССР), раньше – любые предприятия так финансировались, но теперь остальные направления потеряли субсидии, а рыночная экономика убила предприятия. При грамотной экономической политике наши инженеры смогут создать отличные конкурентоспособные производства во всех отраслях.

Узнать больше о компании AKTIAS tech

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда