{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}
Анастасия Данилина

«Чувствуйте сердцем»: актриса Самарского театра драмы Ольга Жукова о своей профессии

29 марта в Самаре в «StrelkaHall» прошёл лекторий, приуроченный ко Дню работника культуры. Одной из выступающих стала актриса Самарского театра драмы имени Максима Горького Ольга Жукова, которая и является героиней представленного интервью.

— В дипломе у тебя написано «Артист драматического театра и кино», но всё же «артист» или «артистка»? Как правильно тебя представлять?

— Актриса Ольга Жукова. У меня даже есть свой фирменный хештег #влюбляйтесьвактрис. Везде говорю, что я — актриса, хотя в дипломе написано именно «артист». На данный момент пишут только так, но все представляются по-разному: актёр, актриса.

— На лектории ты уже рассказывала о себе, но хотелось бы узнать побольше подробностей. В группе проекта «LOVALOVA» во ВКонтакте, про которую я хотела бы спросить чуть позже, тебя представляли как «южную душу». Могла бы ты рассказать про себя более подробно?

— Да, конечно. Я родом из солнечного города Одесса. Там живёт вся моя семья. Мой приезд в Самару — чистая случайность. Я всегда мечтала быть актрисой. Скорее не так: я понимала, что, если не туда, то непонятно куда. Возможно в журналистику, потому что я всё-таки стала в своём роде "актрисой разговорного жанра".

Провела своё детство на берегах Чёрного моря, то есть моё лето состояло из поездок по Одессе и Крыму. У меня необычная связь с водой. Я — рождённая в воду. Я всегда живу так, где есть реки или моря. В Самаре нет моря, но есть река. Я в этом смысле водный человек. У меня и знак водный, если кто-то в это верит. Одесса — это какая-то отдельная планета со своим юмором, культурой, кухней. Иногда какие-то шутки кроме меня никто не понимает, а мне дико смешно, потому что это наш одесский юмор. Одесса — это одна большая деревня. Мы все друг друга знаем.

Училась в музыкальной школе по классу «Академический вокал» и окончила её с красным дипломом. Первоначально, я хотела быть оперной певицей, но когда я попала в Одесский Театральный лицей к преподавателю Анатолию Ивановичу Падуке (ученику Олега Табакова), моя жизнь просто перевернулась. Я поняла, что хочу стать драматической актрисой. С тех пор стала готовиться к поступлению. Когда пришёл тот заветный час, поехала поступать в Питер. На последнем туре меня заметили и пригласили Вячеслав Алексеевич Гвоздков и Валерий Викторович Гришко в Самарский театр без образования.

— Ты опередила мой следующий вопрос. Я как раз таки и хотела спросить: почему Самара?

— Получается, что это не я выбрала этот город - этот город выбрал меня. Я не знала о существовании Самарского театра. Для меня география России, как для любого среднестатистического жителя СНГ, была известна лишь Москвой и Питером. Про Самару я узнала уже после приглашения. Я начала гуглить «Самара». Первое, что мне вышло в поисковике — это песня «Ах, Самара-городок». Я посмотрела набережную, театр и взяла билет в один конец. Тогда ещё был поезд «Одесса-Уфа» и отцепной вагон «Одесса-Самара». Я села в этот поезд и ехала двое суток.

Театр предоставил нам квартиру. У нас был целый курс на базе театра. Три таких выпуска. И все мы сейчас, в большинстве своём, артисты театра драмы. Нас воспитывали для этого театра. Первый курс был прикреплён к СПбГАТИ (на сегодняшний момент РГИСИ), а наши два курса были прикреплены на базе академии Наяновой (СГОАН). Был специальный факультет открытый под нас, который назывался «Артист драматического театра и кино». Наше образование включало гуманитарные дисциплины: тренинги по развитию речи и пластике, актёрское мастерство, история театра, история музыки, история художественного слова, история живописи - всё вокруг искусства. Любой артист должен быть начитанным человеком, в лучшем случае. Должен разбираться в разных сферах искусства. Это очень помогает при создании образов. Ты можешь добавить в своего персонажа гораздо больше.

— Про образ: я у тебя на лектории спрашивала про любимую роль - ты сказала, что это Ассоль из произведения Александра Грина «Алые Паруса». Тогда задам другой вопрос: над какими ролями тебе более интересно работать?

— Всегда по-разному. Очень интересно работать над ролями «на сопротивление». Это когда герой, которого ты играешь, от тебя очень далёк, то есть ты его не понимаешь и мыслишь по-другому, ты в жизни не такой. Иногда ты должен искать положительные черты у отрицательного персонажа или же подмечать что-то «плохое» у положительного. Это помогает в раскрытии образа на сцене.

Иногда очень интересно работать с крутым режиссёром. Даже если героиня очень похожа на тебя, ты можешь раскрыть в себе что-то новое. Это целый процесс, который не зациклен на одном образе. Это ещё и художники по свету, костюмеры. Ты можешь надеть костюм и почувствовать себя совсем по-другому. Костюм не должен быть отдельной частью тебя, вы с костюмом должны стать одним целым. Текст, причёска, реквизит — всё должно выглядеть гармонично. Поэтому можно сказать, что все роли интересны по-своему.

— На лектории ты упоминала проект под названием «LOVALOVA». Даже был прямой эфир на «Маяке», куда ты приходила с остальными участницами этого проекта. Могла бы ты рассказать поподробнее о создании и, в принципе, о целях вашего проекта?

— «LOVALOVA» — это проект, созданный с моими подругами, которые тоже служат в Самарском театре драмы имени Максима Горького. Когда пандемия начала сходить на нет, мы собрались компанией артистов и решили придумать какое-нибудь интересное публичное мероприятие. Мы выбрали прекрасное место для проведения — творческую резиденцию «8 студий». Получилось очень красивое мероприятие. Оно называлось «Август – астры» и мероприятие как раз таки проходило в августе. Мы читали, наши коллеги из Самарской государственной филармонии играли шикарную музыку. Зрителям очень понравилось, и мы получили колоссальное удовольствие. По истечении времени получилось так, что этой идеей продолжали гореть мы втроём (Билялова Джамиля, Ермилина Анастасия и Жукова Ольга), в последствии к нам присоединилась потрясающая девушка Татьяна Лизунова, которая виртуозно играет на цифровом баяне. Также она умеет играть и на классическом баяне. Таня является лауреатом международных конкурсов. Если прийти на нашу программу и увидеть, что вообще может делать цифровой баян и хрупкая красивая девушка за ним — это нечто.

Мы горим тем, что делаем, и это является одной из главных идей нашего коллектива. Также мы приглашаем для выступлений нашего коллегу по театру Владимира Морякина и Романа Кузнецова. Роман занимается созданием музыки для нашей будущей книги. Так как мы стали победителями Президентского фонда культурных инициатив и в ближайшее время будем выпускать свою книгу про Серебряный век, в которую будут входить наши авторские прочтения, музыка и видео. Но пока не буду раскрывать всех секретов.

— Да, конечно, я понимаю. Ты уже упомянула Серебряный век. Также по вашим ответам на «Маяке» можно сделать вывод о том, что и твоим коллегам нравится этот период русской поэзии. Хотелось бы узнать твоего любимого поэта.

— Анна Андреевна Ахматова.

— Почему именно Анна Ахматова?

— Во-первых, она - одесситка. Я люблю одесских поэтов и читаю современников. Во-вторых, мне нравится слог Анны Андреевны. Я нахожу очень много близкого в её стихотворениях. Мне кажется, это уникальный пример женщины, к которому нужно стремиться. К этой чести, к этому великолепию, к этой мудрости.

— Если мы заговорили про литературу, то каких писателей ты предпочитаешь? Возможно, что ты больше уделяешь внимание авторам текстов, по которым ставятся спектакли с твоим участием?

— Люблю русскую классику. Ты правильно отметила, что чаще всего происходит так, что мои любимые произведения способствуют изучению моей роли. Очень люблю Куприна, «Яму», к примеру. Обожаю Антона Павловича Чехова, причём с детства. Его рассказы, пьесы: всё настолько разное. Стоит отметить, что его очень сложно сыграть/поставить. В своё время, в школе, мне нравилась украинская литература: «Наталка Полтавка», «Тени забытых предков». Я не могу сказать, что я — фанатка зарубежной литературы. В своё время я захлёбывалась Хемингуэем. Из современных авторов мне нравится Фредерик Бегбедер. У меня был целый период, когда я сразу прочитала все его книги. Могу причислить к этому списку ещё Оскара Уайльда.

— У тебя есть опыт работы и в театре, и в кино. Ты играла главную роль в короткометражном фильме «Страдание человеческое», поставленном по рассказу Антона Чехова, которого ты ранее отмечала. Что ты можешь сказать о разнице кино и театра? Есть ли она? Если да, то в чём заключается?

— Да, разница есть — способ существования разный. Мы в театре, особенно артисты драматического театра, немного гиперболизированы. Это моё субъективное мнение. В кино это немного по-другому происходит. Разный градус эмоций. Если в театре ты работаешь на 6 из 10, а иногда и на все 10, то в кино требуется 2 градуса и более внутренняя проработка образа. В театре ты больше работаешь с внешними эмоциями для того, чтобы заполнить зал.

— Смех — это неотъемлемая часть эмоций и актёра, и зрителя. Говоря об одесском юморе, некоторые отмечают его стереотипность, к примеру: Семён Маркович и Яша. Как ты относишься к этой точке зрения и вообще одесскому юмору?

— А я считаю, что в этом смысле, стереотипность не плоха. Зато это узнаваемо как бренд. Это вечная классика, которая остаётся до сих пор. Я не представляю другой Одессу. Есть эти дворики, где до сих пор ходит тётя Соня и вещает бельё на улице, и какой-то дядя Вася ловит бычков, а потом они всем двором это жарят. До сих пор существует «Привоз». Да, сейчас это уже достаточно элитное место, но посередине всё также стоит памятник тёте Соне и, как продавали раков и камбалу, так и продают. Одесский юмор стабильный и узнаваемый. Сколько было великих людей, к примеру Михаил Жванецкий или же Леонид Утёсов. Я всеми силами несу и сохраняю нашу культуру в себе.

— Если говорить о создании образа, то, как мне кажется, гримёрка — это такое сакральное место, где ты настраиваешься на спектакль. Какова она, атмосфера гримёрки?

— Интересный вопрос. Вообще гримёрка — это второй дом, там есть всё: у нас есть диваны, где ты можешь отдохнуть. Бывали случаи, когда приходилось ночевать в театре, потому что репетиция заканчивается в час ночи и смысла ехать домой нет, так как к девяти утра ты уже должен быть в театре. В театре у меня есть сменная одежда, уходовая и декоративная косметика. Гримёрка — это то место, где обычно лежат все тексты, книги, даже еда у нас там какая-то есть. И действительно, получается, что это твой второй дом. Ты в гримёрке не один. Атмосфера гримёрки складывается из всех людей. Мне повезло, у нас прекрасная гримёрка. Если ты придёшь туда эмоционально загруженный, то там ты обязательно начнёшь улыбаться. Иногда бывают ситуации, когда ты дистанцируешься для погружения в образ. Атмосфера гримёрки всегда разная. В большинстве случаев это зависит от спектакля, в котором мы сегодня играем.

— Ошибки на сцене: бывали ли? И если да, то какие?

— Были, конечно. Текст забывался, кто-то не выходил на сцену. Иногда можешь выходить на сцену, когда болен. Сцена будто бы лечит. Находясь на ней ты забываешь об этом. Бывал и белый лист, допустим, при исполнении песни. Если текст забывает твой партнёр по сцене, то ты естественно помогаешь ему. У меня бывало такое, что моя причёска цеплялась за костюм другого артиста и я пыталась незаметно как-то это исправить. Но, конечно, потом все эти курьёзы потом вспоминаются лишь с улыбкой на лице.

— На лектории тебе задавали вопросы об увеличении количества молодого зрителя, которое связано с появлением Пушкинской карты. Ты ответила, что ситуация особо не изменилась. Поэтому у меня возникает вопрос: что я как человек, который учится в вузе по специальности «Реклама и связи с общественностью», могу написать в рекламном тексте о театре, чтобы привлечь молодого зрителя? Тем более 16 июня состоится спектакль «Тартюф», в котором ты играешь Мариану.

— У меня возникла такая мысль: как мы можем узнать человека? Есть очень много способов для этого: узнать о нём от знакомых, просмотреть его страничку в социальной сети или же просто диалог. Но почему бы, если у тебя есть Пушкинская карта, со своим новым знакомым или новой знакомой не сходить в театр вместе? Узнать друг друга, посмотрев спектакль и поделившись своими ощущениями. Ведь театр — это такой большой источник для размышления.

— Спасибо большое за идею! Я обязательно воспользуюсь твоим советом. Ну и заключительный вопрос: какой совет ты можешь дать ребятам, которые хотят выбрать для себя путь артиста театра и кино?

— Чувствуйте сердцем.

— Всё так просто?

— Звучит просто, но на самом деле это очень сложно. Если ваше сердце горит этим, то не сомневайтесь. Просто чувствуйте. Опыта вы наберётесь позже. В нашу профессию не стоит идти из-за каких-либо материальных соображений. И когда у тебя будет выпуск спектакля, то другой жизни кроме театра не будет. Это звучит в некой мере пафосно, но это действительно так. Эту стезю нужно выбирать по зову сердца. Если говорить про себя, то я пришла в эту профессию, когда поняла, что здесь я нужна и именно здесь я могу создать намного больше, чем где-либо. Поэтому чувствуйте сердцем!

13 мая 2022 года

Выражаю огромную благодарность Ольге за предоставленное мне время и возможность ещё раз убедиться в её профессионализме из зрительного зала.

Также, не могу не посоветовать к просмотру спектакль «Тартюф» (был упомянут выше), который состоится 16 июня в Самарском драматическом театре (https://dramtheatre.ru/events/2872/).

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null