Рынок исследований в России. Конспект подкаста с Тимуром Аймалетдинов, НАФИ

Привет! Это команда Ресурса. Мы запустили подкаст — о данных, бизнесе и данных для бизнеса. Вместе с экспертами обсуждаем, как и зачем бизнесу работать с данными, делимся источниками, свежими аналитическими отчётами и своими инсайтами.

Главное будем фиксировать в удобном формате конспекта — ищите ссылки на конспекты всех выпусков на телеграм-канале Ресурса.

Это конспект девятого выпуска о рынке исследований в России. В гостях — Тимур Аймалетдинов, кандидат социологических наук и заместитель генерального директора НАФИ.

Что такое НАФИ?

Аналитический центр НАФИ — это исследовательская компания полного цикла. На протяжении 17 лет занимается маркетинговыми и социологическими исследованиями для бизнеса.

Состояние рынка исследований данных

Многие исследовательские организации входят в ОИРОМ (Объединение исследователей рынка и общественного мнения), которое анонимно собирает данные об оборотах со всех крупных исследователей в России. Рынок исследований не очень четко определен, поскольку другие сферы также сильно влияют на объем этого рынка (IT, маркетинг, политические исследования, PR).

По данным ОИРОМ приблизительный объем рынка в России составляет 25 млрд. рублей. Для сравнения объем рынка США приблизительно 31 млрд. долларов.

Сфера исследований развивается, для индустрии маркетинговых исследований темп роста примерно составляет 7%, в 2021-2022 годах 15-20%.

Высокому темпу роста рынка сильно мешает низко развитая культура исследований. Многие, даже крупные компании больше полагаются на личные взгляды в развитии продукта, нежели на аналитику и его исследование, из-за чего средний срок жизни бизнеса в России достаточно короткий.

Как поменялись запросы на исследования?

В период до COVID-19 очень актуальным запросом был — исследование качества продукта или услуги, а одной из техник был mystery shopping (тайный покупатель).

Позднее, исследования в сфере онлайн взаимодействия ушли в UX-research. Однако, сфера физической продажи, хоть тенденция и спадает, также пользуется mystery shopping. Связано это с тем, что в России держится достаточно высокий уровень минимального качества предоставления услуг.

Во время и после COVID-19 высокую короткую популярность приобрели DIY research (самостоятельные исследования, использующие онлайн методы).

В настоящий момент растет спрос на полноценные цикловые исследования, вместе со спросом на отраслевую экспертизу. Компании столкнулись с тем, что они имеют все большее количество данных, которые они не могут интерпретировать.

Вместе с тем растет спрос на онлайн исследования. Коммуникация в онлайне уже стала привычной, а эксперименты показывают, что результаты таких исследований репрезентативны и в оффлайне.

Сегменты заказчиков

Сейчас на рынке происходят большие изменения: запрос от российских компаний становится выше, в то время как иностранные компании выходят из рынка. Также уменьшается размер заказчика, все чаще средний и малый бизнес начинают проводить исследования собственных продуктов.

Основные сегменты заказчиков это:

  • IT компании: активно заказывают исследования и сами формируют внутренние отделы
  • FMCG компании
  • Внутренний заказ: инициативные открытые исследования – характерно не для всех стран

Рекомендации медиа ресурсов по аналитике и research

Подписывайтесь на телеграм-канал Ресурса и читайте другие статьи:

11
Начать дискуссию