{"id":13502,"url":"\/distributions\/13502\/click?bit=1&hash=a81ed6f897d123d854b91b907b479be2ea058a6a8ec03bd6f76bfc8a24665263","title":"\u0425\u043e\u0447\u0443 \u043d\u0430\u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0430\u043d\u0438\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c 3D-\u043c\u0443\u043b\u044c\u0442\u0444\u0438\u043b\u044c\u043c. \u0413\u0434\u0435 \u0443\u0447\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"7eb01878-f5ab-5bdb-ae26-b8e9a900dfa1","isPaidAndBannersEnabled":false}
Анастасия Савельева

Социальные сети и новостные порталы: конкуренция или синергия? Роль жанров в этой «дуэли»

Жизнь современного человека сложно представить без социальных сетей. Многие из них изначально задумывались как средство межличностной коммуникации через переписку и обмен контентом. Сегодня они уже не просто способ общения, но и значимое звено в мировом медиаполе.

Средства массовой информации, органы власти и бизнес уже давно кроме официальных сайтов и порталов продвигают свой контент на площадках социальных сетей.

Стоит отметить, что социальные сети вывели новые медиа на совершенно другой уровень – с их помощью человек в любое время суток может потреблять информацию. Такая доступность в любом месте и в любое время, а также возможность быть в курсе всех событий сразу же, как только о них становится что-то известно – это и есть одна из главных отличительных черт новых медиа.

Сегодня у людей есть потребность получать информацию, выраженную в различных формах, в любое время, быстро, доступно и просто. Слияние новых медиа, поставляющих информацию с минимальным временным разрывом, и такого инструмента распространения как социальные сети, охватывающего огромную аудиторию в любое время, являет собой удобную систему распространения информации и гарантией востребованности у аудитории как информации, так и самих социальных сетей.

Удобство социальных сетей как инструмента для оперативного распространения информации неоспоримо, но почему, в таком случае, социальные сети несмотря на все свои преимущества не вытеснили новостные сайты и порталы? Я думаю, что ответ можно найти в рассмотрении жанрового репертуара публикаций в социальных сетях.

Теория журналистики, как и любая другая наука, классифицирует материал, который она изучает.

Жанром называют устойчивую форму журналистского произведения. Журналисты-практики зачастую используют в своей работе много различных жанров. Достаточно открыть любой новостной портал или газету и там можно найти и репортаж, и заметку, и очерк, и статью. Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории, в основном это касается информационных. Это обусловлено тем, что многим свойственно смешение, и на практике границы между ними часто размываются.

Однако, если вернуться к теории, то выделяют три основных жанровых класса: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры журналистики.

К информационным относится: хроника, заметка, зарисовка, интервью, отчёт, обозрение, репортаж; к аналитическим: корреспонденция, статья, обзор, рецензия; к художественно-публицистическим: очерк, фельетон, памфлет.

В данном случае, нас будут интересовать в большей степени информационные жанры, так как они наиболее популярны в социальных сетях. Самыми распространенными я определила заметку и хронику. Они характеризуется краткостью и емкостью, что позволяет легко и быстро пользователям узнать о событии или явлении. Эти жанры в ходу как у рядовых пользователей социальных сетей, так и у официальных ресурсов, порой они сопровождаются ссылкой на страницу с подробной информацией по теме публикации, если пользователю ее недостаточно.

В соцсетях также можно встретить такие жанры как интервью, репортаж и статья, но особенности площадки накладывают на них свои отпечатки и жанры вынуждены видоизменяться, подстраиваясь под привычки потребителя. Речь о том, что чаще всего мы листаем «ленту» социальных сетей как бы «на ходу», в перерывах между работой, учебой, в общественном транспорте, в очереди к врачу или в магазине. В этот момент мы не располагаем большим количеством времени, а наше внимание рассеяно из-за внешних факторов и ситуации, в которой мы находимся в конкретный момент, а это значит, что большой и сложный текст мы точно пролистаем, но короткий, емкий материал, написанный простым, почти разговорным или бытовым языком хоть ненадолго, но задержит наше внимание, ведь именно такой текст – все что нужно для быстрого получения и усвоения информации. А если публикация будет «приправлена» умеренным количеством визуальных символов в виде смайликов и эмоджи, то ее шансы захватить внимание читателя повышаются.

Это связано с тем, что алгоритмы всех известных социальных сетей работают по законам клипового мышления.

Клиповое мышление – тип, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, очень короткими частями и яркими образами. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами.

Можно долго спорить о том, что лучше клиповое или системное мышление, ведь одно другому противоположно, но аксиомой современности стало преобладание людей с клиповым мышлением, среди пользователей интернет-ресурсов. Соответственно, ориентир создателей и распространителей контента на большинство. Многие платформы и онлайн-СМИ сегодня напрямую зависят от числа кликов и просмотров. Поэтому приходится «играть» по правилам клипового мышления и пытаться удержать читателя кликбейтными заголовками, ярким визуальным сопровождением и коротким информационным текстом. Из-за такого явления как «клиповое мышление» жанровый репертуар публикаций в социальных сетях значительно уже чем у любого интернет-СМИ или информационного портала, ведь для вторых ориентир на краткость и заметность не является решающим.

Если человек потребляет информацию на портале или сайте, значит он туда зашел специально, в то время как тексты в соцсетях попадают в поле нашего зрения в хаотичном порядке, в нашем понимании, случайно, хоть за этим и стоят алгоритмы «умной» ленты, третированной рекламы и нашего цифрового следа в интернете, но фактически, напрямую мы не выбираем то, что видим в предлагаемой ленте новостей сети.

Возвращаясь к тому, что излюбленными жанрами текстов в социальных медиа я определила заметку и хронику, которые часто, сопровождаются ссылкой на страницу с подробной информацией. Это говорит о том, что социальные сети не конкурируют с новостными порталами, а напротив расширяют аудиторию, взаимодействующую с ними. Напрашивается вывод: социальные сети и новостные порталы не воюют за читателя. У них принципиально разная целевая аудитория по типу мышления. Однако мы помним, что обладателей клипового среди пользователей всемирной сети значительно больше, что обусловлено поколениями, которые взрослеют, растут и даже рождаются уже с гаджетами. И тут возникает потребность информационных порталов в качественном союзе с соцсетями, ведь об одном и том же можно рассказать в разных жанрах.

Интернет-СМИ давно приняли «правила игры» и стали работать на два типа аудитории: в социальных сетях оставлять краткую, но яркую выжимку для тех, кому нужно быстро и просто, но крепить внизу ссылку уже для тех, кому важны подробности и детали. Так информация в том или ином виде и жанре попадает к максимальному количество пользователей, удовлетворяя потребности каждого.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null