{"id":13577,"url":"\/distributions\/13577\/click?bit=1&hash=e52de3cb96bc976bea78d5b7766560bb7dab3556d094a176b9efc522dc9ec6a3","title":"\u041a\u0443\u0434\u0430 \u0443\u0442\u0435\u043a\u0430\u0435\u0442 \u043c\u043e\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443?","buttonText":"\u041a \u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c","imageUuid":"f14d918a-59c9-5701-b718-30025e0ce469","isPaidAndBannersEnabled":false}
ТЦ Галина Смирнова

«Как правильно масштабировать бизнес и не проиграть»

1. Правильное масштабирование бизнеса.

Масштабирование бизнеса — это умение правильно подготовиться: от стратегии и подтверждённых инвестиций до команды. Нельзя без правильной подготовки масштабировать бизнес.

С другой стороны, скорость — ключевой фактор. Очень часто, если слишком погрязнуть в расчётах, можно упустить время, и тогда проект не полетит.

На балансе между двумя этими факторами и строится правильное масштабирование, которое позволит выстроить эффективную работу для роста и развития компании.

2. 4 кита, на которых строится грамотное масштабирование

4 кита – это концепция, стратегия, команда и финансы. Если с ними всё в порядке, то конструкция получается устойчивой, а масштабирование проходит без турбулентности.

Концепция

Как понимаете не все проекты можно масштабировать. Какая бы сумасшедшая прибыль ни была у вашей устричной или бутика антикварных ламп, далеко не факт, что проект можно будет превратить в сеть.

У масштабируемых проектов есть несколько общих характеристик:

1. Финансовая успешность . В случае с ресторанами рентабельность от 20% считается хорошим показателем.

2. Понятность . Заведение фастфуда или перуанский стейк‑хаус, поп‑музыка или джаз — имеет смысл ориентироваться на вкусы большинства, а не редкие эстетические предпочтения. Концепция должна быть понятной широкой аудитории, чтобы её можно было успешно масштабировать.

3. Повторяемость . Концепцию проекта должно быть легко воспроизвести на каждой новой точке. Чтобы не было такого, что печку надо заказывать в итальянской каменоломне и ждать год или искать звёздного тату‑мастера для каждого салона.

4. Низкий средний чек . В ближайшие годы ожидается сильное падение платёжеспособности населения.

Стратегия

Прежде чем начинать забег, вы должны знать, куда и с какой скоростью будете двигаться. Определите, сколько точек за год вы хотите открыть. Если больше 10, это называется агрессивной стратегией. У неё есть ряд плюсов и минусов. Вы можете захватить лучшие локации в городе, быстро популяризовать бренд. Но в таком темпе редко успеваешь следить за качественным обучением персонала. Обычно агрессивную стратегию выбирают, если стоит задача захватить рынок или выгодно продать концепцию. Также в этом случае критически важно наличие известного сильного бренда, который сразу сможет дать большой трафик посетителей .

Когда определились с количеством точек, равномерно разбейте это количество на год и пропишите тайминг. Представим, что мы открываем 10 в год. Мы не будем открывать все в последний месяц, поэтому в квартал планируем запускать не менее 2–3 проектов. Считаем, сколько времени понадобится на ремонт и подготовку помещения. Допустим, с ресторанами это занимает в среднем 4 месяца. Соответственно, чтобы открыть заведение в апреле, договор аренды нам надо подписать в январе. Таким образом распланируйте весь год.

Команда

Не стоит нанимать сразу слишком много сотрудников: это экономически невыгодно. Но слишком мало работников — это тоже плохо, так как вы можете перегреться сами и утомить команду.

Необходимо чётко понимать, кто вам нужен и в какой момент (на этапе одного проекта, двух, пяти, десяти). На старте необходимы:

ᄋ менеджер по развитию (для поиска помещений);

ᄋ менеджер по персоналу.

Владельцу операционные задачи получится взять на себя, если до шести. Затем вам понадобится территориальный управляющий, который будет контролировать операционную работу всей сети и руководить управляющими каждой точки.

Самая распространенная история при масштабировании — потеря качества. Бывает, что дело идёт хорошо, только когда предприниматель лично всё контролирует, а при открытии новых точек всё ломается. Здесь важна каскадная система управления, без неё расшириться и не потерять качество невозможно. Виноват не официант или мастер по маникюру, который совершил ошибку, а управляющий, который его нанимал и обучал.

Не бойтесь отдавать людям проценты от прибыли. Они будут получать за счет процентов больше по рынку. Представьте, какая это выгода для бизнеса, когда сотрудники так мотивированы перевыполнять план.

Финансы

Деньги на счету — первое и самое главное, что у вас должно быть, прежде чем имеет смысл начинать масштабирование. Ни в коем случае не надейтесь, что «сейчас пойдёт прибыль, и мы её вложим». Если нет стопроцентной уверенности в финансовой стабильности на протяжении всего периода, не стоит за него и браться. Это главное правило.

Очень важно делать пессимистичный финансовый план. А когда его сделаете, вычтите ещё 10%. Если такой вариант всё равно вас устраивает, можете начинать. Если нет, то лучше не стоит. Часто бывает, что из 10 новых заведений «выстреливает» только одно, 5–6 более или менее себя окупают, а с остальными полный провал.

Прежде чем вся система масштабирования встанет на ноги и вы начнёте получать прибыль, может пройти много времени. К этому надо быть финансово и морально готовыми.

3. Как определить, что вашей компании необходимо масштабироваться

Прежде всего самым главным признаком для начала масштабирования является увеличение потока клиентов и соответственно прибыли. Если показатели стабильно демонстрируют рост последней от 5% в неделю и более, вам просто необходимо расширяться. В худшем случае велика вероятность, что вы столкнетесь со следующими проблемами:

ᄋ Нехватка товарных запасов. Продукция будет раскупаться слишком быстро, возникнет дефицит, что спровоцирует формирование благоприятных условий для выхода на рынок конкурирующих фирм с аналогичным продуктом.

ᄋ Недостаток обслуживающего персонала. Возможны сложности с приемом и оформлением заказов, наличием свободных специалистов, готовых своевременно оказать услуги. Из-за перегрузки персонала будут чаще возникать ошибки.

ᄋ Перебои с поставками и доставкой. При увеличении потока заказов, увеличивается грузопоток, с которым может не справиться существующая инфраструктура. В свою очередь задержки могут нанести серьезный ущерб репутации компании.

Учитывая эти особенности, можно предопределить каким компаниям будет наиболее сложно масштабироваться:

ᄋ Компании, где все основные функции сфокусированы на одного или нескольких квалифицированных специалистов. Это характерно для предпринимателей, выпускающих продукцию ручной работы, предоставляющих индивидуальные услуги, творческих студий.

ᄋ Предприятия, использующие сложные маркетинговые схемы и технологии, которые затруднительно перенести в условия рынка других регионов и стран. Так, например, при выходе на международный рынок интернет-сервисов, предусматривающих онлайн оплату, могут возникнуть сложности с проведением транзакций.

4. Важные условия и этапы проведения масштабирования

Обычно легко масштабируется и тиражируется бизнес, который может функционировать без участия его владельца или с минимальным вмешательством. А потому делегирование полномочий один из важнейших этапов подготовки к расширению. Это также наилучший способ для владельца бизнеса освободиться от значительной доли текущих задач, с которыми могут справиться другие сотрудники или функциональные подразделения, позволяя сфокусироваться на решении наиболее важных стратегических вопросов.

Перед тем, как масштабировать бизнес, необходимо выполнить небольшую проверку. Если вы как владелец бизнеса отошли от дел, а предприятие продолжает работу и повышает прибыли, можно начинать расширение. Непосредственно сам процесс расширения состоит из следующих этапов:

ᄋ Формирование задачи и постановка целей. Необходимо четко сформулировать какие результаты должны быть достигнуты в процессе расширения бизнеса.

ᄋ Анализ данных и сбор информации. Главное понять возможно ли масштабирование при существующем уровне развития предприятия. Выявляется где могут возникнуть затруднения, какие меры можно принять для улучшения ситуации.

ᄋ Создание эффективных решений по масштабированию. Найти и применить наиболее рентабельный способ масштабирования и составляется перечень мероприятий для его реализации.

ᄋ Внедрение и реализация принятых решений. Важно понимать, что масштабирование – это постепенный и глобальный процесс, который не должен происходить слишком быстро. При отсутствии этапа адаптации ваша компания не сможет справиться с объемом поставленных задач.

ᄋ Анализ результатов и эффективности проведенных мероприятий, выявление ошибок. Соблюсти условия и этапы поведения мероприятий и провести анализ результатов.

5. С чего нужно начинать расширение

1. Как это всегда бывает, начинать нужно с себя любимого. Перво-наперво масштабируйте свой мозг. Нужно изменить масштаб и формат мышления и вывести его на новый уровень. Поверьте, не получится построить империю, если вы мыслите, как директор магазина.

2. Продумайте стратегию. Большая дорога начинается с первого шага. Не пытайтесь получить все и сразу – двигайтесь постепенно, грамотно распределяя ресурсы. Если вы хорошо работаете на город со стотысячным населением – выходите на областной уровень. Если освоили область – двигайтесь в соседние. Научились работать в своей стране – пробуйте осваивать ближнее зарубежье. Не пытайтесь перескакивать через ступеньки – каждый этап дает базу для освоения следующего.

3. Соберите классную команду. В одиночку построить сетевой бизнес не получится. Нужна команда специалистов – профессионалов своего дела, к тому же настоящих энтузиастов. Лучше, если эти люди выросли внутри компании, а не взяты со стороны.

4. Теперь ищите инвесторов. Без серьезных вложений не обойдется. Кредиты, займы, акции – рассмотрите все варианты и выберете один или несколько подходящих. Начинайте налаживать партнерскую сеть с учетом местной специфики.

6. Не бойтесь конкурентов

Конечно, конкуренция на федеральном уровне огромна. Но это не повод отказываться от планов по расширению бизнеса. При правильном подходе у новичков всегда есть преимущества в виде запала и свежего взгляда на вещи. Дело в том, что любая крупная система – будь то торговая сеть или производитель программного обеспечения, рано или поздно загоняет сама себя в угол.

Масштабировать свой бизнес или оставить все как есть – решать вам. Возможно, вас все устраивает в нынешнем варианте – денег хватает, все давно отработано и налажено, желания выводить эту систему из равновесия и выходить из зоны комфорта нет никакого. Это не хорошо и не плохо – это просто вариант, имеющий столько же прав на жизнь, сколько и другие.

Но и результат будет впечатляющим. А многие успешные бизнесмены отмечают, что руководить большой сетью зачастую проще, чем одним магазином. Поэтому прочь сомненья и – вперед. Не бойтесь конкуренции, и покажите, что вы можете среди других.

Вывод:

Неотъемлемой частью масштабирования является брендирование. И если изначально вы могли ограничиваться простыми решениями, при открытии филиалов, а тем более для продажи франшизы, необходима разработка идеологии и фирменного стиля компании. Это переводит ваш бизнес на новый уровень, в котором основным ориентиром является не только привлечение дохода, а человек, выступающий как потребитель и часть общества. Производимая вами продукция или предоставляемые услуги будут восприниматься не только как необходимость, а как соответствующий образ жизни. Таким образом, вы сможете перевести свой товар в более высокую категорию, а также будете оказывать влияние на своего потребителя.

Существенно укрепится положение вашей компании среди конкурентов. Маленьким организациям с одним представительством труднее выдержать соперничество с быстро масштабируемой компанией, даже если это реализуется путем построения франчайзинговой сети и большая часть прибыли уходит вашим партнерам. В условиях современного рынка - это делает масштабирование крайне необходимым процессом.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null