Жизненный цикл проектов: этап №2 ПланированиеПродолжаем цикл статей с разбором этапов работы над проектами по разработке ПО. В предыдущей статье мы разобрали 1-й этап: Инициацию проекта.Сегодня разберем 2-й этап — Планирование проектаПланирование один из самых важных этапов при работе над проектом т.к. без качественной проработки плана мы рискуем не попасть требования заказчика. Этап № 2: Планирование проектаОсновные вводные на данном этапеТриггер-событие начала: принятие решения о работе над проектом со стороны руководства, продавца, заказчика.Роли: продавец, руководитель ЦФО, руководитель производства, менеджер проекта (далее МП).Артефакты: план проекта, план коммуникации, подход к управлению над качеством, реестр рисков, бюджет проекта (на основе этих артефактов готовится договор).Триггер-событие завершения: заключение договора или принятие решения об исполнении до заключения договора.Качественное планирование включает в себя:синхронизация с руководителем и заказчиком ожиданий от проекта, которые зафиксированы и согласованы в документе (цели и задачи, планируемые результаты)индентификация рисков и разработка шагов по их управлению (риски, влияющие на сроки, стоимость, качество)минимизация потерь от ошибок планирования при исполнении проектадостижение эффективности от использования ресурсов компании (подбор команды, распределенная отвественность)Разбор функций команды на этапе Планирование1-й шаг: Актуализация требований заказчика, которые сформулировали на этапе (Инициация).Работы, которые необходимо провести МП:Уточнение требований у заказчика к: бизнес-целям, результатам, этапам проекта/вехам, состав и формат документов, формат коммуникации, инструменты контроляФиксация всех договоренностей протоколом2-й шаг: Подтверждение реализации проекта на выбранной ранее (Инициация) платформеСовместно с Экспертом/Архитектором смотрим на:наработки аналогичных проектовкакая IT-среда у заказчикастоимость разрабоки и сопровождениясогласование с архитектором, уточнение ролей и трудозатратотправляем предложение по платформе на согласование руководителю ЦФОЕсли платформа не выбрана или не оптимальна для проекта, данный вопрос эскалируем на руководителя ЦФО с нашими предложениями (МП/Архитектор).3-й шаг: Создание плана проекта (внутренний, внешний)При создании плана МП должен учитывать:логическую связь задач и этапов проектапромежуточные точки контроляособенности заказчика:график работырежим допуска к объектамтребования к формату передачи результатовсроки на согласование, подписание документоввремя на согласование результатоввремя и затраты на сдачу проекта заказчикуВнутренний план разрабатывается совместно (МП+Архитектор), где декомпозируются задачи работ. Уровень детализации зависит от выбранной методологии, длительности проекта и размера команды. Внутренний план включает в себя:этапы/вехи проекттребования к результатам задачДалее этот план согласовывается Архитектором и после формирования команды (следующий этап) отправляется всем участникам. Внешний план создается для заказчика, он включает в себя:детализация договорных обязательств исполнителя и требования к заказчикузадачи по развертыванию и поддержки средполучение лицензий и допусковразработка метрик оценки достижения результатов (если требуется) и замер первоначального состояниязадачи и время на сопровождениеюридические вопросы (передача прав собственности ПО)задачи и оборудование по разработке и тестирования ПОвнеконтрактные обязательстваДалее разработанный план необходимо согласовать с заказчиком.4-й шаг: Формирование оптимальной команды (доступность, стоимость, компетениции)МП для формирования команды привлекает АрхитектораАрхитектор разрабатывает организационную структуру по проектным ролямМП и Архитектор на основе организационной структуры нанимают и согласовывают команду (конкрентные сотрудники)После согласования команды, МП оповещает команду о старте проекта (письмо о старте проекта с целями, ролями, задачами, сроками)МП оформляет матрицу ответственности и ознакамливает с ней командуОшибки, которые совершаются на шаге формирования команды:не задействованы исполнители в регионах, проект реализовывается силами центрального офисане учтены ресурсы для сопровождения оборудованияотсутствие сертификатов и лицензий на работы у сотрудниковРешения, которые помогут избежать ошибок:привлечение сотрудников из других подразделений, подрядчиков, фрилансеровсформировать и согласовать заявку на открытие вакансиипоговорить с менеджером проекта, на котором занят исполнительэскалировать на вышестоящего руководителя, если не получается взять сотрудника из подразделения5-й шаг: Разработка плана коммуникацииПлан коммуникации содержит:список участников (команда, руководитель, представители заказчика, соисполнители, подрядчики)роли для всех участниковчастота и формат предоставления информации (звонки, встречи, почта и т.д.)информирование заказчика о ходе проекта (статус-отчеты, презентации инкрементов проекта)рабочие совещания команды и заказчика контроль работы подрядчиковуказать рабочую область коммуникации, хранения и совместной работы с документациейПример плана коммуникацииПосле разработки плана коммуникации необходимо собрать встречу и обсудить:познакомится, установить взаимоотношениярассказать о целях проекта, этапами/вехами работ, командой и ролямисинхронизировать понимание целей и способов реализации проектапроговорить то, что не было озвучено в почте (на этапе формирования команды отправляли письмо команде о старте проекта), сформировать новые идеизафиксировать правила внеурочной работысформировать список и даты командообразующих мероприятийСостав встречи:МП, Архитектор, ключевые участники, экспертыжелательно участие продавца и исполнителей6-й шаг: управление качествомПодход должен соответствовать целям заказчика, приоритетам проекта и имеющимся возможностям. Управление качеством можно разделить на блоки:1-й блок: Разработкадокументирование разработкиналичие тестировщиковтест-кейсы, автоматизация тестированияпоказы инкремента заказчикутестовая эксплуатация ПО2-й блок: Документацияподдержание актуальности информации в документахописание решенийграмматика в документации, ГОСТыюридическая и бухгалтерская экспертиза3-й блок: Поставкаконтроль логистикивнешний вид, спецификацияприемка оборудования, монтажсервис сопровождения7-й шаг: РискиКатегории рисков:технологическиеорганизационныефинансовыеполитическиелогистическиекадровыеюридическиеРоли участников в обсуждении и согласовании рисков:МПпродавец, архитектор, руководитель ЦФОюридический и финансовый департамент подрядчикиУчастники обсуждения совместно:выявляют возможные риски на каждом этапе проекта (совместно)оценивают вероятность их наступления (совместно)МП фиксирует риски в реестре рисковМП информирует руководителя ЦФО о рисках и мероприятиях по их устранениюМП сообщает о выявленных рисках заказчику8-й шаг: Составление бюджета проектаОсновная статья затрат - ФОТ.Шаги по заполнению бюджета:спланировать ресурсы (возможно - вканасии) ФОТдозаполнить бюджет на не-ФОТ: командировки; подряды; сверхурочные работы; лицензии на ПО; связь; серверы (среды разработки, тестирование); отпуска и больничные; оборудование. заполнить доходную частьпроверить расчет финансовых показателейсогласование бюджета9-й шаг: Результаты планирования (артефакты)План проекта (внутренний, внешний)План коммуникации команды проектаУправление качество (проверяем, тестируем)Реестр рисков (мероприятия управления рисками, согласование реестра рисков)Бюджет проектаНа основании артефактов готовится договор и отправляется заказчику. Работа с договором:запросить шаблон договора у заказчика или запрос в юридический отдел на подготовку договорасогласование договора внутри компанииподписание договора заказчикоморигинал передаем юристам на хранение и заказчикуинформируем участников проекта о заключении договораНа этом заканчивается 2-й этап работы над проектом по разработке ПО. далее начинается 3-й этап: Исполнение проекта, о котором мы поговорим в следующей статье.