{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Татьяна Федюнина

Образование в постинформационном обществе

Мы живем в обществе, где почти каждое культурное течение имеет приставку пост- или нео-. Однако известно, что искусство идет впереди планеты всей, что художники – своего рода провидцы, и что понять явления современного искусства смогут только наши внуки. Так было с творчеством многих известных и почитаемых ныне художников, список которых возглавляет Ван Гог.

Татьяна очень любит Винсента.

Постепенно сознание обычных людей меняется вслед за сознанием творцов, приходят осознание, что жизнь в «новое время» работает несколько иначе, что нужны новые законы. Они пишутся, и -тадам! Новая реформа об образовании. Новые подходы. Формы преподавания. Но чтобы свершилась подобная революция в образовании, должно пройти приличное количество времени.

Сейчас мы (большинство из нас) живем в информационном обществе. Информация буквально разрывает наш мозг на кусочки медиатекстов. Главная валюта – внимание. Слово года – контент. Люди делятся на два лагеря: кто-то его производит, кто-то потребляет. Однако граница между ними невесомая, вопрос только в целевой аудитории каждой оцифрованной личности. В Штатах активно занимаются «Экономикой креативности», в которой центр кибервселенной – эксперт, а вокруг него разворачивается, собственно, экономика: личные помощники, маркетологи, юристы и, конечно же, аудитория – цифровые платежеспособные единицы. К чему я веду? Мир в современном обществе вертится вокруг человека и его потребностей. «Экономика креативности» - лишь один из примеров. Сейчас столько алгоритмов, которые активно шпионят за пользователем, чтобы предложить ему именно тот салатового цвета зонтик с Чебурашкой, о котором он мечтает. И чтоб он купил! И чтоб был счастлив!

О счастье. Мир пережил столько мучений: голод, мировые войны, страшные эпидемии. А что было ещё раньше? Людям нужно было выживать. Когда человеку нечего есть, он просто не в состоянии размышлять, как бы сделать шаг к вечности. А что это вообще такое – вечность? Почему бы не пофилософствовать на голодный желудок? Иронизирую, извините. Человек, конечно, пойдет искать зерно или очередного мамонта.

Время летит, и вот люди живут в комфортных условиях, в магазинах – манго из Перу, на улице можно встретить иностранцев, не выходя из дома – учиться в Гарварде. Вокруг все показывают свою безупречную жизнь в социальных сетях. Кто-то постоянно на Бали, кто-то открыл двадцать первый бизнес. И вот человек задумывается: а где оно, это счастье? И что это такое? А я – счастлив?

Мы едим тонны информации глазами, для нашего мозга все картинки одинаковы: видим ли мы их вживую, через экран 13 айфона или вообще летаем в фантазийном мире. Ему все равно, ведь во всех случаях – это всего лишь информация. Пара терабайтов прогрузилась в нейронные сети, пара – выгрузилась. Такое происходит каждый день. Но счастье? Как загрузить его?

Эмоции. Чувства. Кто любит свой ноутбук? Кому нравится беседовать с айфоном? Кто способен сочувствовать сломавшемуся планшету? Я верю, что такие люди есть. Но их слишком мало. Мы равнодушны к технике. Почему? У нее нет души. Мы не можем чувственно с ней взаимодействовать. Человек живет среди эстетичных картинок, но ничего не испытывает. Симуляция, добрый вечер.

Краткое резюме на данный момент: в информационном обществе человек начинает задумываться о своих истинных потребностях («а что такое истина?»), и в то же время ему не хватает эмоциональных переживаний, того же стресса.

В интернете можно писать что угодно, лицо всегда останется целым: вы дома, в полной безопасности. Покупатель всегда прав, о его потребностях заботятся великие маркетологи, все стараются для клиента, чтобы он больше и с удовольствием тратил свои богатства.

Идеальная жизнь!

Казалось бы.

Информационное общество – мир симуляций. Эмоций, знаний, жизни. И все это сиюминутно.

Итак, имеем три ключа:

1. Человек пытается определить себя истинного, познать мир без стимуляций, настоящий, реальный. Занимается самоидентификацией.

2. Информация безучастна к человеку, поэтому он испытывает недостаток в обычном сердечном тепле, сочувствии, глубоком понимании.

3. Реальность закручивается вокруг человека и ориентируется на его потребности.

Теперь, исходя из этого, выведем тенденции будущего образования.

Личностная направленность, гуманизация, индивидуализация – однозначно.

Возможно, появится новая идеология, которой займут умы киберлюдей. Раньше было язычество, потом христианство, потом социализм. А что сейчас? Вера в себя? Слишком абстрактно.

Онлайн-образование однозначно продолжит набирать популярность, а значит, у нас должно стать больше технологических возможностей «дотянуться» до преподавателя или одногруппников. Вполне возможны голографические классы. И у каждого участника учебного процесса будет свое оцифрованное тело.

Должны появиться новые дисциплины, связанные с управлением и выражением своих эмоций. Недаром в искусстве так популярен перфоманс: художник выражает своё бессознательное, а зрители наблюдают, и таким образом их скрытые эмоции тоже находят выход.

Как общаться с людьми? Как строить доверительные отношения? Как не орать, когда очень хочется?

Пытаюсь выразить эмоции от Пикассо и всех его женщин (трёх)

Этому пока не учат в университетах, а стоило бы. Повышение эмоционального интеллекта людей – вот, на чем стоит сконцентрироваться.

И, последнее. Наверняка популярность медитаций и «духовных учений» будет расти. Ведь именно такие практики помогают услышать свой истинный голос сердца. И, думается мне, идеальная школа – та, где ученики вместе медитируют, а потом лежат в шавасане (поза, в которой надо просто лежать).

Подводя итог, скажу, что подобное будущее меня очень вдохновляет, и я смею надеяться, что мир с каждым днем будет все счастливее. По-настоящему, без симуляций. А образование должно этому активно способствовать.

***

Спасибо, что дочитали до конца!

Буду рада вашим мыслям в комментариях. 😊

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null