{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

ЖИЗНЬ В ПОСТОЯННОМ БЕГСТВЕ ИЛИ АГОРАФОБИЯ

У нас может быть удивительная жизнь, но многие из нас вынуждены сосредоточиться на бесстрашной жизни, где каждый день – «тюремный срок» как единственный способ чувствовать себя в безопасности. Прилагая огромные усилия, чтобы избежать любого места или ситуации, которые представляют опасность, некоторые люди никогда больше не покидают дом из-за своего страха. Страх – сильное эволюционное чувство, которое сообщает об угрозе и помогает мобилизовать силы для защиты себя. Но если наша система безопасности вышла из строя, мы проживаем, навязанный страхом, мучительный сценарий, где становимся его заложниками. Возможно, что сейчас мы живем не той жизнью, которой хотим, из-за страха или стыда. Постоянная тревога и длительные приступы паники изнуряют, поэтому многие слишком обессилены, чтобы понять, что делать. Все чего-то боятся, но если мы выбираем жизнь в изоляции, то рискуем лишиться ценного и важного для нас. Когда мы подавлены из-за того, что всё выглядит не так, как мы хотим, то концентрируемся на вопросах «Почему? Почему со мной это происходит?» вместо того, чтобы спросить «Как? Как мне с этим справиться?». Как агорафобия влияет на жизнь рассказывает психолог, гештальт-терапевт вместе с медицинским центром «Серотонин» Юлия Куликова.

Я пытаюсь найти лучшее слово, чем агорафобия, чтобы точно описать состояние людей, которые живут в ожидании угрозы и испытывают внезапный иррациональный страх от определенных мест, объектов или событий. Буквально термин «комбо» греческого происхождения «страх открытого пространства» определяет переживание человека не только поверхностно, но и неправильно. Присутствие на открытом пространстве – лишь одно из многих невыносимых условий или обстоятельств, которые могут спровоцировать приступ страха у того, чья парасимпатическая система работает иначе. Человек с агорафобией может бояться любых мест и действий абсолютно обычных и привычных для других:

– встретиться с друзьями;

– позавтракать в кафе, если там много людей;

– сесть за руль;

– записаться на фитнес или мастер-класс;

– сесть в метро или самолёт;

– спускаться на эскалаторе или лифте;

– пойти на приём к врачу или сходить в торговый центр и др.

Страх подобных и других ситуаций связан с тем, что человек с агорафобией боится потерять контроль и сделать нечто опасное или постыдное из-за воображаемого ужасного исхода, если у него разовьются панические или другие неприятные симптомы. Например, страх сесть за руль и потерять управление или выйти на улицу и упасть в обморок среди людей. Он постоянно прокручивает мысли о тех ужасных вещах, которые могут произойти с ним в будущем и опасается, что ничего не сможет сделать. В итоге человек застревает в бесконечных попытках избежать ситуаций, из которых, как ему кажется, невозможно быстро выбраться или получить помощь.

Как человек с агорафобией увековечивает своё расстройство

Как человек увековечивает свою агорафобию

Агорафобия может протекать с тревогой и приступами паники – резкими всплесками острого беспокойства, которые кажутся опасными для жизни, но на самом деле таковыми не являются. Однажды человек испытал сильнейшее чувство страха и ощутил, как минимум, четыре телесных симптома: учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, головокружение или тошноту. Возникло ощущение неминуемой опасности и появились совершенно разные варианты того, как он сойдёт с ума, потеряет над собой контроль или умрёт, но в тоже время ему не удалось объяснить себе, почему это произойдет, ведь вокруг нет явной угрозы. Так проявилась паническая атака. Теперь страх ассоциируется с симптомом или местом, где человек пережил приступ паники. Первая, кажется, логичная реакция – убежать от того, что пугает. И когда он избежал того, чего боится, то испытал облегчение – тревога уменьшилась, симптомы развеялись, а мозг решил: «Хорошо же получилось – отпустило. Давай всегда так делать!». Но вместе с облегчением наступила тревога по поводу будущих панических атак. Теперь каждый день человек с агорафобией пытается защитить себя – прилагает больше усилий и заранее планирует несколько путей отступления или борьбы:

– избегание;

– «поддерживающие» люди или предметы;

– «успокаивающие» ритуалы и правила.

В результате сформировался новый механизм реагирования – чем чаще человек прибегает к методам избегания, тем сильнее и коварнее ловушка агорафобии.

Избегание

Если человек с агорафобией в качестве метода борьбы со страхом выбрал избегание, то со временем оно будет усиливаться и гарантированно прогрессировать. Когда он всеми силами избегает объект страха, то создаёт тепличные условия для его роста. Он продолжает искать всё больше и больше гарантий «безопасности» и увеличивает зависимость от избегающих методов «самоподдержки». Сначала зона безопасности ограничивается городом, затем – районом, потом – несколькими улицами и в итоге – домом. В результате страшно даже дома, потому что хозяин здесь – страх. Например, человек, переживший паническую атаку во время презентации на работе, может начать избегать проведение презентаций, и, если это основная часть работы, то начать избегать место работы и оказаться под угрозой увольнения. В дальнейшем страх может распространяться на другие места, схожие между собой по характеристикам. Таким образом механизм избегания проявляется во всех сферах жизни и человек становится узником собственного страха.

«Поддерживающие» люди или предметы

Опора на определенного человека или использование конкретного предмета — ещё один способ «спасти» себя. Человек с агорафобией, ограниченный миром до границ квартиры, решается покинуть «безопасную зону» в сопровождении «живого оберега» в надежде на утешение и помощь во время приступа панической атаки. Повсеместная и чрезмерная потребность в заботе приводит к зависимому поведению и неспособности адекватно функционировать без помощи другого. В присутствии близкого человека он чувствует себя в безопасности и панические атаки обычно не случаются. Партнер снижает градус тревоги, делает страх терпимым. Но подобным образом он только закрепляет в качестве программы пассивное существование и неспособность полагаться на себя, снимая ответственность за своё психическое здоровье и большинство основных областей жизни, которые «спонсируются» близкими, тем самым усугубляя расстройство.

Человек с агорафобией носит «поддерживающий» предмет с собой, так как верит, что его присутствие каким‐то образом предотвратит паническую атаку. Чаще всего такими вещами становятся успокоительные таблетки, бутылка воды или фотография близкого человека – всё то, что успокаивает. Например, успокоительное лекарство поможет расслабиться «здесь и сейчас», но это временная мера и впоследствии запустится поиск новых механизмов избегания.

«Успокаивающие» ритуалы и правила

Для того чтобы обмануть свой мозг и чувствовать себя «защищённо» человек с агорафобией вынужден создавать систему ритуалов и определённых правил поведения, которая помогает снизить тревогу до уровня, позволяющего перешагнуть порог дома. Он верит, что безопасность, трезвость ума и выживание зависят от неукоснительного следования ритуалам, поэтому следует определенным схемам поведения, которые дают временное спокойствие.

Вот некоторые правила и ритуалы, которые использует человек с агорафобией:

– заходить в магазин только в то время, когда нет толпы;

– всегда занимать место у выхода из помещения;

– держать в кармане баночку из-под таблеток, чтобы достать её в новых ситуациях;

– на шоссе всегда оставаться в правом ряду и др.

Повысьте осведомленность об агорафобии – научитесь говорить умно о своём расстройстве

Скорее всего, человек с агорафобией сталкивается с недоумением, возмущением или осуждением окружающих, которые не в состоянии понять, что он испытывает. Они не знают, что его система реагирования «бей или беги» непреднамеренно подключена к слишком лёгкому срабатыванию. Возможно, что он также сам не понимает, что с ним происходит. Можно помочь себе и окружающим узнать о том, как устроен человек с агорафобией, изучив роль миндалевидного тела, гиппокампа, нервных рецепторов и т. д.

«Сердцем страха» традиционно называют миндалевидное тело, или амигдалу. Одна из функций амигдалы – помогать бояться, чтобы предпринять защитные действия. Система реакции на стресс активируется, подготавливая тело к борьбе или бегству. Эта реакция происходит прежде, чем человек успевает подумать об этом. У амигдалы нет разума. Поэтому она произвольно реагирует на неожиданные изменения, на последовательность звуков и физических ощущений.

Каждый человек испытывает выброс гормона стресса. При автоматической регуляции возникает мгновенная «вспышка» тревоги, за которой следует любопытство. Если любопытство не выявляет угрозы, он переключается, возможно, даже не замечая, что проблема вообще была обработана. Но человек без автоматического подавления не может справиться с эмоциями. Вместо любопытства, которое ведет к оценке, тревога ведет к воображению. И воображение под влиянием тревоги приводит к чрезмерной реакции – панике и ужасу. Человек, у которого есть автоматическая регуляция, не знает, что она у него есть. Имея это, другие, будучи автоматически регулируемыми, не понимают людей, которые остро реагируют и паникуют. Паника запускает реакцию организма внезапно и интенсивно. Человек чувствует, что сердце колотится в груди, не говоря уже об одышке, пытающейся справиться с потребностью в кислороде. Он также может чувствовать потливость и дрожь. Люди, охваченные панической атакой, чувствуют себя оторванными от себя и от окружающего мира, и обычно испытывают головокружение и тошноту. Сильное сердцебиение, одышка и дрожь подобны тому, что может произойти при сердечном приступе, и именно так интерпретируются телесные ощущения при панической атаке, которые испытывает человек с агорафобией. Приступы паники случаются потому, что мозг устроен так, чтобы ошибаться в сторону опасности — воспринимать неприятности даже там, где их нет – как своего рода страховку вашей жизни. Но панические атаки — это ложные тревоги. Никакой угрозы – ни изнутри, ни снаружи – на самом деле не существует.

Обратитесь за профессиональной помощью врача узкого профиля, психиатра и психотерапевта

Как и любое другое расстройство, агорафобия нуждается в лечении, когда из-за частоты или интенсивности, или и того и другого, тревога мешает нормальному функционированию. Чтобы агорафобия считалась диагнозом, ситуации почти всегда должны вызывать страх и тревогу, непропорциональные реальной опасности. Цель лечения – под руководством специалиста постепенно сталкиваться с пугающей ситуацией и приходить к осознаванию того, что опасения иррациональны.

Скорее всего, в течение всего расстройства человек с агорафобией подвергался необычайно разнообразным диагностическим процедурам — от сканирования мозга до катетеризации сердца. Вероятно, что врачи не нашли что-то конкретное, определив симптомы любого из большого разнообразия физических или психических расстройств. Безусловно, если возникают сомнения и человек ощущает проблемы с сердцем, необходимо идти к кардиологу, если с дыханием – к пульмонологу. Но если всё в порядке, а симптоматика сохраняется, то, скорее всего, это паническая атака. Необходимо сразу же, как только случилась паническая атака, посетить психиатра, который определит диагноз и назначит медикаментозное лечение, и психотерапевта, который проведёт психодиагностику и выработает тактику психологической помощи.

Конечная цель всего процесса выздоровления – возможность ощущать себя свободным. Человек с агорафобией платит высокую цену за быстрое облегчение, чтобы чувствовать себя в безопасности – чем больше он убегает, тем сильнее усугубляется состояние. Бегство никогда не позволит понять не только то, что существует ложная тревога, но и то, что человек действительно может справиться со страхом. Человек с агорафобией сделает фундаментальный вклад в своё выздоровление, когда откажется от беспрекословного подчинения приказам, диктуемым страхом, и выберет упорное систематическое неповиновение угрозам и хитростям агорафобии. Тогда он перестанет ощущать себя заложником и пропускать множество событий собственной жизни.

Автор: Юлия Куликова (https://vk.com/jkulikovaj)

Инстаграм медицинского центра “Серотонин” (https://instagram.com/serotonin_center?utm_medium=copy_link)

Группа в ВКонтакте медицинского центра «Серотонин» (https://vk.com/serotonincenter)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда