{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Безопасность на дорогах Турции и РФ

Сравнение ⚖

Как говорится: “все познается в сравнении”, но способен ли человек быть объективным, после того как уже сделан выбор в пользу чего-либо, что сравнивается? Готовы ли мы признать ошибочность своего выбора, особенно если в такой выбор было инвестировано время и силы?

Прошедший 2022 год стал примечательным в том смысле, что многие продвинутые россияне продвинулись настолько далеко, что оказались на ПМЖ в других странах и одним из наиболее популярных направлений таких движений стала Турция 🇹🇷

Оказавшись на новом месте, россияне принялись сравнивать качество жизни в России и Турции и, в частности, сравнивать уровень безопасности проживания. В данной заметке меня будет интересовать сравнение рисков дорожных происшествий с причинением вреда здоровью в двух упомянутых странах.

Наверное не лишним будет сказать, что подавляющее большинство продвинутых россиян полагает, что безопасность на дорогах в Турции выше чем в РФ и некоторые даже подкрепляют свои суждения некоторой статистикой, доступной на популярных агрегаторах данных. Такое представление несколько не бьется с моим опытом, который я мог наблюдать в Турции. Дело в том, что всегда доброжелательные Турки, обычно неторопливо распивающие чай и непринужденно болтая, до неузнаваемости меняются когда садятся за руль автомобиля. Не знаю какой “Безумный Макс” в них вселяется, но на дорогах творится настоящий сюжет из одноименного фильма с криками, адреналином и рычанием моторов. Все это дорожное мракобесие сопровождается абсолютным нигилизмом дорожных правил, а именно: несоблюдением скоростного режима, проездом перекрестка на красный свет светофора и, что особенно важно, игнорированием пешеходов на пешеходных переходах.

Естественно, я не мог пройти мимо феномена когда мои восприятие реальности и эмпирический опыт жестко противоречат объективной статистике. Тут либо статистика какая-то неправильная, либо у меня прицел сбился. Пытаясь объяснить подобное противоречие, я принялся апеллировать к тому, что климатические условия в Турции разительно отличаются от климатических условий в РФ, что в свою очередь сказывается на количестве жертв на дорогах. Действительно, по моим наблюдениям плохие погодных условиях: гололедица, туман, снег и дождь, – всегда приводили к резкому росту происшествий на дорогах в РФ. Очевидно, что в Турция по количеству солнечных дней выгодно отличается от РФ и поэтому хорошие статистические показатели на дорогах могли быть теоретически связаны именно с этим фактором. Пожалуй теперь подытожу и сформулирую следующие вопросы, требующие проверки:

  • Действительно ли риски для здоровья на дорогах РФ существенно выше аналогичных в Турции?
  • Есть ли эффект от ужесточения правил дорожного движения в РФ за последние годы?
  • Действительно ли климат играет существенную роль при оценки рисков ДТП?

Откуда дровишки? 🪵

Источниками данных для моего небольшого исследования будут РОССТАТ и TURKSTAT/Wikipedia для РФ и Турции соответственно. Доступ к данным РОССТАТА осуществлялся с помощью пакета R fedstatAPIr. Данные для Турции могут быть найдены по следующим ссылкам:

Исходный код всех манипуляций с данными, приправленный моими комментариями, доступен в самом низу заметки для того чтобы любой желающий мог проверить верность моих выводов, а также подсмотреть приемы работы с данными и визуализацией.

ДТП с пострадавшими 🤕

Сравнение стран – это крайне занятное дело, но прежде чем приступить к этому этапу любопытно посмотреть на регионы РФ с учетом того, что РОССТАТ публикует помесячную динамику и следовательно можно попробовать разглядеть сезонность на таком уровне детализации. Сезонность – это конечно еще не климатические условия, но уже что-то весьма близкое. Какие регионы выбрать? Интересует Москва и Санкт-Петербург потому как там проживало большинство переселенцев в Турцию и также Краснодарский регион как наиболее климатически-близкий Турции.

Очевидно, что сравнивать абсолютное количество ДТП в разных странах или даже в разных регионах РФ – не имеет никакого смысла: регионы с большим количеством населения будут характеризоваться большим количеством ДТП и наоборот. Для того чтобы исключить данный эффект нужно прибегнуть к расчету удельного показателя, например, количество инцидентов на 1 млн. жителей страны/региона или любой иной территории. Сказано – сделано, график в студию!

Figure 1: Количество ДТП с пострадавшими на 1 млн. населения

График получился крайне занимательным. Во-первых можно заметить, что оранжевые кривые 2010-ых годов находятся сверху, а голубые кривые 2020-ых находится внизу, что говорит о системном сокращении происшествий с пострадавшими по всем рассматриваемым регионам и в целом РФ. Во-вторых заметна некоторая сезонность, которая также видна по изгибу усредненной кривой, обозначенной красным пунктиром. Впрочем, сезонность скорее связана с экономической активностью населения, а не с погодными условиями. Для пущей уверенности приведу расчеты среднего количество ДТП с пострадавшими на зимний период в сравнении с остальной частью года:

Получается, что дороги в зимнее время года даже безопаснее чем в другие периоды года. Неожиданно 😳

Погибшие в результате ДТП 😵

Далее визуализация для статистики погибших в ДТП в том же ключе, что и прежде т.е. рассматриваестя количество случаев на 1 млн. жителей выбранных регионов:

Figure 2: Число лиц, погибших в ДТП

Также весьма примечательный график, который говорит о том, что динамика от 2010 года к 2022 году позитивная. Кроме того, можно заметить, что количество погибших в Московской области существенно больше чем в Москве, а количество погибших в Ленинградской области существенно больше чем в Санкт-Петербурге. Это наталкивает на мысль, что уровень урбанизации в стране существенно влияет на статистику погибших в ДТП. Не исключено, что сильные показатели безопасности на дорогах у Европейских стран связаны с тем, что урбанизация в этих странах достигает 90-95% и выше тогда как в РФ и Турции этот показатель находится на уровне 75%.

Кривая среднего количества погибших демонстрирует сезонность, похожую на ту, которая рассматривалась для ДТП с пострадавшими. Расчет усредненного количества погибших для зимы и прочего года подтверждает, что зимой рисков погибнуть также меньше:

Сравнение с Турцией 🇹🇷

После незамысловатых преобразований данных получилась следующая разноцветная диаграмма:

Figure 3: Сравнение Турции и РФ по дорожным инцидентам

Теперь стало возможным сделать определенные выводы, в частности, видно, что смертность и травматизм на дорогах РФ системно снижались на протяжение 10 лет. Только вдумайтесь ~28 000 человек погибало ежегодно на дорогах РФ в начале 2010-ых тогда как в начале 2020-ых эта цифра сократилась до ~14 000, что значительно превышает официально озвученные цифры погибших в ходе конфликта с Украиной за 2022 год. Иными словами, Госавтоинспекция МВД и РОСАВТОДОР проделали огромную работу по снижению смертности и травматизма на дорогах и это объективный факт, отлитый в цифрах РОССТАТА 🪦

В отношении Турции можно сказать, что динамика не имеет выраженной тенденции на улучшение или ухудшение положения дел. В итоге к 2022 году совокупные показатели по смертности РФ от ДТП составил 97 погибших на 1 миллион, а для Турции 63 соответственно т.е. разница 35% в пользу Турции. С другой стороны, количество ДТП с пострадавшими в РФ составляет 870 на 1 миллион, в то время как в Турции аналогичный показатель равен 2220, что более чем в два раза больше.

Как минимум, полученную статистику можно назвать неоднозначной, но если фокусироваться исключительно на городах, из которых предположительно происходила релокация граждан РФ в Турцию т.е. Санкт-Петербург и Москва то можно сказать с уверенностью, что релоканты существенно увеличили риск на дорогах Турции, а именно: пострадать в три раза и погибнуть в два раза. Тут нужно сделать оговорку о том, что это не честно – сравнивать мегаполисы высокой урбанизации с целой страной, которая включает протяженные скоростные трассы и горные дороги, расположенные за чертой городов. Это конечно не мешает продвинутым гражданам сравнивать какую-нибудь Бельгию с РФ, но я все-таки культурный человек и таким беспределом заниматься не буду. В любом случае, очевидно, необходимо продолжить это небольшое исследование, чтобы ответить на оставшиеся вопросы:

  • Действительно ли переезд в Турцию связан с повышением риска пострадать на дорогах, если рассмотреть популярные направления: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский Край 🇷🇺 ➡ 🇹🇷 Стамбул, Измир, Анталия?
  • А что в итоге с климатом? Влияет ли климат на безопасность на дорогах?

Итоги 🍪

Некоторые выводы, которые получились:

  • Сравнивать страны по безопасности на дорогах без учета уровня урбанизации – есть странное и слабо осмысленное занятие. К счастью для сравнения Турция и РФ – страны имеют приблизительно одинаковый уровень урбанизации ~75%, что делает такое сравнение вполне допустимым
  • Риски погибнуть или получить травму на дорогах РФ существенно снизились за последние 10 лет: сокращение смертей на 14 000 ежегодно – это не шутки даже на фоне человеческих потерь военного времени
  • Удивительно, но зимой дорожное движение в РФ – является более безопасным по сравнению с остальной частью года
  • Переезд граждан РФ из Санкт-Петербурга и Москвы в Турцию сопряжен с повышением рисков оказаться в неприятной ситуации на дорогах, но это не точно и нужно перепроверить: подробный разбор – в следующей заметке

Будьте внимательны на дорогах и берегите себя 🙏

0
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
chopper

Зря, можно спокойно водить. Турки в основном крайне размеренно ездят, но часто забивают на правила типа приоритета на круговом движении или встречка, лихачи бывают редко.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Maryasov

Ваще хз кто тут говорит, что на дорогах в Турции безопаснее. Это реально дорожный апокалипсис

Ответить
Развернуть ветку
Валерий АБВ

Ездил по Турции, все нормально там. Не страшнее Москвы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда